СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. 10-11 класс. Тест. Вариант 2100101

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. 10-11 класс. Тест.  Вариант 2100101

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. 10-11 класс. Тест. Вариант 2100101»

Русский язык. 10-11 класс. Вариант РЯ2100101

https://myotveti.ru/варианты-ря2100101-ря2100102-егэ-2022-работа-статград/


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами и загрязняющими веществами, а также пестицидами запрещается. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

Использование болот в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых допускается осуществлять методами и средствами, исключающими сброс сточных, в том числе дренажных, вод, содержание веществ и микроорганизмов в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Объекты, предназначенные для транспортирования и хранения добытых полезных ископаемых, должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения болот и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения загрязнения.

При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его частей должна проводиться их рекультивация преимущественно путём обводнения и искусственного заболачивания.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) В тексте употребляются отглагольные существительные (загрязнение, засорение, осушение, использование, добыча), характерные для письменной речи.

2) Точность изложения информации обеспечивается использованием терминов (рекультивация, дренажные воды, техногенное происхождение).

3) Текст относится к научному стилю речи, так как изложение строится на последовательном доказательстве тезиса, приведённого в первом предложении.

4) В первом абзаце содержится много назывных предложений, с помощью которых достигается данного публицистического текста.

5) Целью текста является сообщение адресату норм права и правил, которые относятся к конкретной правовой области – использованию водных объектов, в частности болот.


2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это определительное местоимение.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении во втором (2) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СОДЕРЖАНИЕ, -я, ср.

1) Основная суть изложения; фабула. Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием.

2) Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги.

3) Количество чего-н., находящегося в чём-н. другом. С. витаминов в чёрной смородине.

4) Заработная плата, жалованье (офиц.). Отпуск с сохранением содержания.

5) Средства, которые даются кому-н. для обеспечения существования, иждивение (устар.). Назначить с. кому-н. Жить у кого-н. на содержании.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мусоропровОд, насорИт, углубИть, сирОты, сливОвый


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


ВЫГОДНОСТЬ выпуска ценных бумаг по сравнению с кредитами. Мучительно не хватало мне БЫЛОЙ авторитетности, самоуверенности, а главное, счастья!

В статье громили Степанова за недопустимую безграмотность и ДЕЛЯЧЕСКОЕ стремление сэкономить на существенных деталях строящегося жилого комплекса.

На полотнах ЗАЧИНЩИКА крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции сочетается с любовной обрисовкой крестьянского быта.

Каратиноиды – это КРАСЯЩИЕ вещества, которые придают цвет продуктам питания.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


Жесты, мимика лица, средства интонации, паузы всегда сопровождают устную речь.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отряд ПАРТИЗАН

ПРИОБРЕТШИЕ опыт

ОБОИМИ руками около

ПОЛУТОРАСТА рублей

прозрачного ТЮЛЯ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение видо -временной соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с ДО

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Все, кто хоть немного интересуется моей особой, спрашивают у меня о том, что я делаю в Петербурге.

2) Максим Крылов всегда хвалил и ещё юношей восхищался творчеством художников - передвижников.

3) Тольятти, будучи одним из самых крупных промышленных центров Поволжья, производят более 46 процентов продукции от общего объёма по Самарской области и около 2 –по России.

4) Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и у Кутузова под началом осталась только его истощённая походом армия.

5) С большой сердечной любовью относились к А. П. Чехову простые люди: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны.

6) Время от времени поток ругани сменялся лирическими пассажами, которые плавно переходят в новые обличительные тирады и завершились панегириками в адрес хозяина.

7) Если в ответе больше символов, чем свободных клеточек, то ответ записывается в отведённом для него месте, не обращая внимания на разбиение этого поля на клеточки.

8) «Щи, моя душа, сегодня очень хороши!» – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками.

9) За обрубленными вершинами старых крымских гор, возвышавшимся на береговой линией укреплённых волнорезами галечных пляжей, можно было разглядеть гигантского размера тучу тёмно - свинцового отлива, медленно наползавшую на побережье.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) росинка, сочетание, предлагать

2) начинание, равнина, преклонение

3) сдирать, берегут, возражать

4) разбередить, сокращение, запирали (на ключ)

5) понимающий, обжигаться, поросль


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вз..мать, пед..нститут, пост..нфарктный

2) пр..бывать (в городе), пр..терпеться, светопр..ставление

3) в..юнок, ин..екция, трёх..язычный (словарь)

4) (ему не) по..доровится, бе..цветный, и..подтишка

5) пр..отцы, р..сценки, поз..вчера


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) улыбч..вый, гуттаперч..вый

2) израсход..вать, испыт..вать

3) волч..нок, (неловок и) смеш..н

4) письм..цо, студенч..ство

5) жемчуж..нка, монаш..нка


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылет..шь, выскоч..шь

2) мозол..щий (руки), отча..вшийся

3) тащ..щий, выкач..нный (из сарая бочонок)

4) (они) распил..т, высто..вший

5) постел..шь, (туман) зыбл..тся


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


В этом году турнир (НЕ)ДОСЧИТАЛСЯ нескольких сильных команд. Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.

Местами видны были зелёные чащи, озарённые светом, и среди них зияло, как тёмная пасть, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЕ солнцем углубление.

Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.

«Вы совсем другой! – жалобно сказал Захар, всё (НЕ)ПОНИМАВШИЙ, что хочет сказать барин. – Бог знает, что это напустило такое на вас…»


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Стёпкино тело, (ПО)ВОЛЧЬИ жилистое, так привыкло ко всякого рода передрягам и выработало в себе такую степень внутренней сопротивляемости, что сквозная рана в верхушке левого плеча казалась ему (ПО)ЛЕГЧЕ какого-нибудь ушиба.

Не хочу я, ЧТО(БЫ) кто-нибудь на (ПОЛ)ПУТИ без сил остался.

НАДО(БЫ) сыну твоему освоить какое-нибудь (ОБЩЕ)ПОЛЕЗНОЕ дело. Бойцы шли (ПО)ДВОЕ, (ПО)ЗАДИ колонны тащилась повозка с полевой кухней.

Имейте (В)ВИДУ: Павел Иванович занимается какой-то новой наукой на стыке математики и биологии, (В)СЛЕДСТВИЕ чего его библиотека давно превратилась в лабораторию.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Ра(1)им утром, когда в комнатах, ещё не убра(2)ых и пахнувших табаком, стояла та особе(3)ая тишина, что бывает только после праздника, осторожно, на босу ногу вышел он в гости(4)ую и слабо ахнул от восторга, взглянув на сад за стекля(5)ыми дверями: на яркий блеск холодной лазури, на серебря(6)ый свет утре(7)ика, покрывшего балкон и перила, на коричневую листву в голых зарослях под балконом.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) А глуповцы тучнели всё больше и больше и Беневоленский не только не огорчался но даже радовался.

2) Эта записка уцелела вполне и даёт возможность произнести просвещённой деятельности Двоекурова вполне правильный и беспристрастный приговор. 3) Только послышались торопливые шаги Долохова и вот уже из-за дыма показалась его фигура.

4) Высокий молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к улыбающейся Жюли и вступил с ней в отдельный разговор.

5) Он кликнул казака с лошадью велел убрать сумочку и фляжку и легко перекинул своё тяжёлое тело на седло.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оглядываясь (1) и не имея сил выдержать обратившиеся на неё взгляды (2) Наташа побежала в залу, разбежалась, закружилась (3) и (4) раздув (5) баллоном платье своё (6) раскрасневшаяся (7) и улыбающаяся (8) села на пол.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней (1) нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы (2) почтенные (3) супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы (4) также (5) маменьки (6) построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то… не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что (7) уж (8) давно я не грешу. (А.С. Пушкин)


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Докучливые жильцы стали писать во все возможные и невозможные инстанции (1) о том (2) как худо им живётся в родном доме (3) затянувшийся ремонт (4) которого (5) ежедневно лишает их сна и покоя.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все припомнили (1) что они ещё не знают (2) кто таков на самом деле есть Чичиков (3) и что он сам весьма неясно отзывался насчёт собственного лица (4) и говорил (5) что потерпел по службе за правду (6) и (7) когда вспомнили при этом (8) что он будто имел много неприятелей, покушавшихся на жизнь его (9) то задумались ещё более.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вот уже совсем темно в поле, густеют тёплые сумерки, и мы с Асей шагом проезжаем по деревне, пахнущей всеми вечерними летними запахами. (2)Проводив Асю до дому, я въезжаю во двор нашей усадьбы, бросаю повод потной Кабардинки работнику и бегу в дом к ужину, где меня встречают весёлые насмешки братьев и невестки. (3)После ужина я выхожу с ними на выгон за пруд или опять всё на ту же большую дорогу, откуда тянет ровным мягким теплом. (4)А после прогулки я остаюсь наконец один. (5)Сижу у себя возле открытого окна и читаю, пока ночные мотыльки роями вьются вокруг свечей. (6)Хотя неодолимая дремота клонит голову, я всячески осиливаю её.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Юрий Владимирович Мазурок являл собой пример хорошего и грамотного доктора. (2)В этом смысле Наташе – так звали девушку – повезло. (3)Её положили в первом блоке на шестую койку, вели консервативно, лечили, не халтурили, но без особых надежд. (4)Тяжелейший ушиб мозга, кома. (5)Ни сознания, ни дыхания, ни движения. (6)Шло время. (7)Она не умирала, но состояние её не улучшалось. (8)Лежала горячая, как печка.

(9)А ещё к ней приходила мама. (10)Вернее, не совсем к ней. (11)Тогда в реанимацию не пускали. (12)Все контакты были в холле у дверей отделения. (13)Поэтому она не видела свою дочь, а лишь чётко являлась к часу дня, беседовала с Мазурком и приносила передачи. (14)Каждый день. (15)Неизменно приветливая и в ровном настроении. (16)Это бывает далеко не всегда, чтобы родственники приходили каждый день.

(17)Я всегда безошибочно определял, как к тому или иному нашему больному относятся домашние, стоило мне открыть тумбочку, лишь по виду передач.

(18)Передачи, что приносила мама Наташи, были на загляденье. (19)Все бутылочки и баночки разложены, упакованы, подписаны. (20)Что вводить в зонд на завтрак, что на обед, а что на ужин.

(21)И там, в каждой передаче, всякий раз лежал маленький пакет. (22) Точнее, бумажный кулёк. (23)К нему чёрной аптечной резинкой был прикреплён листочек. (24)Половинка страницы из тетради в клетку. (25)И несколько слов ровным красивым почерком: «Уважаемые медики. (26)Большое спасибо за заботу о моей дочери Наташе. (27)Это вам к чаю».

(28)За все эти долгие дни и недели текст не менялся.

(29)В кульке были конфеты. (30)«Мишки», «Белочки». (31)Немного, граммов двести. (32)Как раз на нашу сестринскую бригаду.

(33)Каждый день. (34)Каждый день кулёк с этой запиской. (35)И на каждом дежурстве, к каждому вечернему чаепитию мы вытряхивали эти конфеты на блюдце. (36)И я видел, как кто-нибудь из сестёр нет-нет да и смахнёт слезу.

(37)А ведь те, кто работает в реанимации, далеко не сентиментальные люди. (38)И чтобы их проняло, надо постараться. (39)Но у неё, у мамы этой Наташи, получилось. (40)И дело вовсе не в конфетах.

(41)Сами того не замечая, мы стали чаще к ней подходить. (42)Чаще перестилать. (43)Чаще крутить, вертеть, переворачивая с боку на бок. (44)За несколько месяцев комы у неё не появилось ни единого пролежня, и это в отсутствие санитаров.

(45)Когда к концу третьего месяца Наташа пошевелила пальцем, то матери говорить не стали, боясь обнадёжить.

(46)Ещё через неделю появились отчётливые движения в правой руке. (47)Спустя три дня она стала приоткрывать глаза на окрик. (48)А ещё через неделю стала сопротивляться аппарату. (49)Задышала сама.

(50)Мы решили держать её у себя подольше. (51)Передержали лишних пару недель. (52)Тех, кто был в таком тяжёлом состоянии, не спешили переводить в отделение.

(53)Было уже лето, я дежурил по второму блоку, когда со стороны холла раздался звонок.

(54)Закатное солнце сквозь окна било в глаза, и, когда мать с Наташей показались в дверях, у меня не получилось сразу разглядеть Наташино лицо, только силуэт, хотя я тут же отметил, что она идёт сама, легко и без поддержки.

(55)Потом, когда рассмотрел, то в первое мгновение даже дыхание перехватило. (56)Как-то из-за всего вместе. (57)А девочкой она оказалась очень красивой, ладной, стройной. (58)В розовых брючках и полосатой футболке.

(59)Она первой протянула руку и пожала мне пальцы. (60)Сильнее, чем тогда, при первых проблесках сознания.

(61)Я их усадил в кресла, а сам остался стоять. (62)Она вдруг спросила:

– Много со мной было возни?

(63)И я почему-то соврал:

– Да нет, ерунда!

(64)Чуть позже, когда мы уже расслабились, разговорились, я заставил её развязать косынку и осмотрел аккуратный шрам от трахеостомы.

(65)За всё время разговора мать не произнесла ни слова. (66)Не отрываясь смотрела на свою дочь и улыбалась. (67)Уже надо было прощаться, я решил их проводить по лестнице до выхода на первый этаж. (68)Пока мы преодолевали эти три десятка ступенек, я вдруг почувствовал, что не узнал что-то очень важное. (69)И тут понял, что именно. (70)В дверях придержал мать за руку и спросил:

– Вы кем работаете?

– (71)Медсестрой! – ответила она. – (72)Я всю жизнь медсестрой работаю. (73)Раньше в больнице, сейчас в поликлинике.

(74)Вот оно что. (75)Она знала, от кого тут всё зависит. (76)Понимала цену лишней секунды внимания. (77)И я сказал:

– Спасибо вам большое!

(78)Она взглянула удивлённо, ничего не ответила и поспешила за дочерью, та уже подходила к лифту. (79)Розовые брючки и футболка в полоску. 

(По А. М. Моторову*)

* Алексей Маркович Моторов (род. в 1963 г.) – российский писатель, в прошлом работник реанимационного отделения Городской больницы № 7 города Москвы.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказ о чудесном выздоровлении девушки написан от лица её лечащего врача.

2) Посещать больных в реанимации запрещалось, поэтому мать не могла видеть свою дочь.

3) Когда девушка пошевелила пальцем, медперсонал тут же сообщил об этом её матери, чтобы обнадёжить несчастную женщину.

4) Во время последнего визита Наташи с матерью к рассказчику он осмотрел у девушки шов от трахеостомы.

5) Рассказчику было важно узнать, кем работает мать Наташи.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5–8 представлено рассуждение.

2) В предложениях 21–24 представлено описание.

3) Предложение 52 раскрывает, поясняет содержание предложения 51.

4) В предложениях 57, 58 представлено повествование.

5) Предложение 66 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 65.


24. Из предложений 37–39 выпишите разговорное слово со значением «сильно подействовать на кого- или что-нибудь».


25. Среди предложений 65–70 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


26. «В автобиографическом рассказе „Шестая койка” А.М. Моторов делится воспоминаниями об интересном случае из своей медицинской практики. Эмоциональность тексту придает троп – (А)___ („горячая …, как печка” в предложении 8), приём (Б)____ (в предложениях 33, 34), а также такие приёмы, как (В)___ (в предложениях 19–20, 29–32) и (Г)____ (в предложениях 62–63, 70–73)».


Список терминов:
1) ряды однородных членов предложения

2) вопросно-ответная форма изложения

3) метафора

4) парцелляция

5) сравнение

6) назывные предложения

7) разговорная и просторечная лексика

8) лексический повтор

9) термины



27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 125 

2 другими

3 3

4 сливовый

5 зачинателя

6 лица

7 обеими

8 63927

9 25

10 15

11 34

12 1245

13 недосчитался

14 чтобыполпути

15 12357

16 35

17 2468

18 1256

19 23

20 1235689

21 2356

22 –245

23 – 23

24 – проняло

25 – 66

26 – 5842


Примерный круг проблем:

1. Проблема определения факторов выздоровления пациента. (Что способствует выздоровлению пациента? Какие факторы влияют на выздоровление пациента?)

2. Проблема трудности профессии медика. (В чём заключается трудность профессии медика?)

3. Проблема сущности материнской любви. (Как проявляется материнская любовь?)

4. Проблема отношения к чужой работе. (Как нужно относиться к чужой работе?)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!