СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ задание 21 теория

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка знаков препинания. Условия постановки запятой, двоеточия, тире.(теория). Примеры на перечисленные пунктограммы.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ задание 21 теория»

Двоеточие.

Двоеточие ставится:

1.Перед однородными членами предложения после обобщающих слов:

Нас было двое: брат и я. (П.)

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс.)


2.В бессоюзном сложном предложении:

Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. (П.)

Я знаю: в вашем сердце есть и гордости и прямая честь. (П.)


3. В предложениях с прямой речью:

Швейцар поразил его словами: „Не приказано принимать". (Г.)

В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью: „Победитрлю-ученику от побеждённого учителя",



Тире.

Тире ставится:

1.Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, неопределённой формой глагола и связка . отсутствует:

Книга—источник знания.

Трижды три — девять.

Пахать — не руками махать. (Поел.)

Наша задача— учиться.

Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.)

Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. (Бел.)

2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: Надежду и пловца — всё море поглотило. (Кр.)

В поле, роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.


3. Для выделения вводных слов и предложений, "вставляемых в се­редину предложения с целью пояснения или дополнения его:

Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. (Кр.)

Тут делать нечего — друзья поцеловались. (Кр.)

Я слышал — правда ль? — будто встарь судей ' таких видали. (Кр.)


4. В бессоюзном сложном предложении:

Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.)

Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г.)

Лес рубят — щепки летят. (Поел.)

Молвит слово — соловей поёт.

Хвалы приманчивы — как их не поже­лать? (Кр.)


7. В предложениях с прямой речью:

„Выслушайте меня,— сказала Надя,— когда-нибудь до конца". (Ч.)

„Что вы тут делаете?"— промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)


8. Между репликами диалога:

„Но ведать я желаю: вы сколько пользы при­несли?"— „Да наши предки Рим спасли."—„Всё так, да вы что сделали такое?" — „Мы? Ничего!" —„Так что ж и доброго в вас есть?" (Кр.)


9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает „от .., до“:

На линии Горький — Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.


10. В неполных предложениях:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо (Тургенев)

Земля внизу казалась морем, а горы - громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 



Запятая.

Запятая ставится:

1.Для разделения однородных членов предложения:

Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм.)

Стал накрапы­вать редкий, мелкий дождь. (Ч.)

Она говорила мало, но толково. (Т.)


2. Для выделения обращений:

Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Кр.)

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.)


3. Для выделения вводных слов и вводных предложений:

Это показа­лось ему, по-видимому, странным. (П.)

Гора хоть не гора, но, право, будет с дом. (Кр.)


4. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т. п., обозначающих подтверждение, согласие, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер:

Да, были люди в наше время. (Л.)

Нет, рано чувства в нём остыли. (П.)



5. Для выделения обособленных второстепенных членов:

а) определений, особенно причастных оборотов:

Мазепа, в думу погру­жённый, взирал на битву, окружённый толпой мятежных казаков. (П.)

Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч.)

Я погрузился в размышле­ния, большей частью печальные. (П.)

Усталая, она замолчала. (М. Г.)

Обод­рённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.)

Вся дере­вушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.);


б) приложений:

Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (Кр.)

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.);


в) деепричастий и деепричастных оборотов:

Закаркав, отлетела ватага чёрная ворон. (П.)

Я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем. (П.)

Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. (П.);


г) распространённых обстоятельств:

Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

Старый и седобородый Яйуш, за неимением квар­тиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);


д) уточняющих членов предложения:

Недалеко от нас, выстрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т.)

Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей. (М. Г.);


е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и др.:

Все, кроме матери, отправились на тоню. (Акс.)

Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат моего взвода. (Л. Т.)

Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. (Т.)


7. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами:

Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)



8. Для отделения придаточных предложений от главного:

Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно. (М. Г.)

Кто живёт без пе­чали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н.)

Тому, что было, уж не бывать. (П.)


9. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения:

Лошади тро­нулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя