Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе. Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: Для сравнения обратимся к другому примеру. Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… Примеры сочинений Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чѐм она состоит и на чѐм держится? Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берѐт взаймы, а другой даѐт взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несѐт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мѐртвому праху. Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает… Если бы только люди умели дорожить ею и крепить еѐ… На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать еѐ вихрю — это есть духовная жизнь. (По И. Ильину) Первый пример-иллюстрация: Размышляя над проблемой дружбы, автор описывает отношения между людьми в современном обществе. Ильин с грустной иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: «Люди сталкиваются друг с другом и отталкиваются, подобно деревянным шарам». Пояснение значения первого примера Эти примеры показывают, что настоящей дружбе многие предпочитают кратковременные бездуховные отношения, которые не сближают, а разъединяют людей. Смысловая связь со вторым примером Что же можно противопоставить «трагедии всеобщего одиночества»? Автор даѐт ответ на этот вопрос. Второй пример-иллюстрация По его мнению, «на свете есть только одна сила, способная преодолеть одиночество человека, — эта сила есть любовь». Пояснение значения второго примера Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, на любви к ближнему, поможет людям найти духовную общность и победить одиночество К.Г. Паустовский «Акварельные краски» Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьѐм родную землю и напоим коней из родной реки». – Трепотня! – мрачно говорил Берг. –У таких, как мы, нет и не может быть родины. – Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжѐлым укором отвечали бойцы. –Ты землю не любишь, чудак. А ещѐ художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всѐ умение своих рук, всѐ то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал. …Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж». Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей. – Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тѐплой, весѐлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше. Фрагмент сочинения. Формулировка проблемы Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский. Комментарий . 1-ый пример-иллюстрация + пояснение Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте еѐ природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь. Комментарий. 2-ой пример-иллюстрация + пояснение Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил еѐ красоту, начал напряжѐнно работать, чтобы передать в рисунках «всѐ то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество. Смысловая связь между примерами Приведѐнные примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству. Позиция автора Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своѐ место в нѐм. Стратегия работы с текстом Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдѐте проблему и соотнесете ее с авторской позицией. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. Шаг 3. Сформулируйте и запишите позицию автора. Шаг 4. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте еѐ. Шаг 5. Напишите заключение. |