Просмотр содержимого документа
«Екатерининский и Березанский курени»
Екатерининский и Березанский курени. Основание Екатеринодара.
Проверка домашнего задания…
- Что произошло в: 1688, 1708, 1778, 1783 годах?
- Что означает выражение «Старая линия»?
- В чем разница между линейцами и черноморцами?
- Что означает термин «кордон»?
- Границы протяженности Старой линии?
Березанское куренное селение — последнее из 40 первых расселённых куренных селений, основанных черноморскими казаками, переселившимися на Кубань. Селение было основано в 1794 году. Хотя, казаки «сильнейше понуждались» к переселению войсковыми чиновниками, они крайне неохотно следовали в назначенные места. В августе 1794 года на заседании правительства рассматривался вопрос о полном отсутствии людей в Березанском и Екатерининском куренях.
Своё название Березанское куренное селение получило в честь воспоминания о взятии черноморцами турецкой крепости на острове Березань: 7 ноября 1788 года казаки Черноморского войска во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым штурмом завладели островом Березань и заставили капитулировать гарнизон располагавшейся на нём турецкой крепости.
Екатерининский курень , один из первых сорока куреней черноморских казаков, и один из двух сформированных уже на Кубани, прибыл на отведенное ему место в 1794 году. Входила в Ейский отдел Кубанской области. В 1961 году станица Екатериновская была переименована в станицу Крыловскую (по названию железнодорожной станции).
Екатеринодар был основан в 1793 г. черноморскими казаками сначала как военный лагерь, а позднее как крепость. Название город получил в честь дара императрицей Екатериной II Черноморским казакам кубанской земли. С 1860 г. — административный центр образованной Кубанской области. Статус города Екатеринодар получил в 1867 г., а с проведением в 70-80-х годах XIX в . железной дороги на Северном Кавказе он превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Северного Кавказа.
Место для Екатеринодара сыскал Захарий Алексеевич Чепега. Карасунский кут - полуостров, поросший дубовым лесом, - кошевой атаман счел как нельзя более подходящим для того, чтобы построить здесь «главный войсковой град». И в самом деле: с трех сторон будущий город надежно защищали воды Кубани и Карасуна, четвертую – северную – оградили впоследствии земляным валом.
На территории Карасунского Кута казаки и решили заложить крепость. Наскоро, из первого попавшегося под руку материала – камыша, бревен, глины – построили 40 простых куреней (казарм) для холостых и одиноких сечевиков. В центре голой площади поставили походную, неказистую, но драгоценную для казацкой души Свято–Троицкую церковь.
С первых дней своего существования Екатеринодар являлся военно-административным центром земли войска Черноморского, получившей впоследствии название «Черномория».
В Екатеринодаре находился атаман Черноморского войска, Войсковое правительство (затем Войсковая канцелярия и Войсковое правление), войсковое дежурство, начальник Черноморской кордонной линии и многое другое.
Важнейшей функцией города являлась экономическая. Он стал центром ярмарочной торговли. Промышленное производство в городе долгое время находилось в зачаточном состоянии и нацелено было не на рынок, а на внутреннее потребление
В то же время Екатеринодар являлся образовательным центром Черномории. 1 августа 1803 г. по инициативе войскового протоиерея К.В. Россинского в нем открылась школа, преобразованная через год в войсковое училище. Стараниями К.В. Россинского в октябре 1818 года в Екатеринодаре открылось приходское духовное училище, а 1 октября 1819 г. в помещении Екатеринодарского училища открылась гимназия.
В 1860 г. Черноморское войско было преобразовано в Кубанское казачье войско, а Черномория - в Кубанскую область, с площадью более 81 тыс. кв. км. Екатеринодар стал центром области, в первую очередь, военно-административным.
Окончание Кавказской войны, преобразование Екатеринодара в город гражданский, открыло самые широкие возможности для развития здесь торговли, промышленности, предпринимательства. Богатства кубанской земли, выгодное географическое положение, огромные перспективы для развития - все это привлекало сюда людей и капиталы. Еще более ускорило развитие города и края сооружение Ростово-Владикавказской железной дороги и особенно ее Новороссийской ветви. Особое развитие получили отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства, в первую очередь - мукомольная и маслобойная.