Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» - структурное подразделение Дом детского творчества
ЭКО-КВИЗ
«Знатоки заповедных мест»
Подготовила: Петнер
Анастасия Александровна,
педагог дополнительного
образования
р.п.Колышлей, 2020г.
Эко-квиз «Знатоки заповедных мест», включает в себя вопросы по экологии и краеведению. В основу викторины легли вопросы о природе заповедника «Приволжская лесостепь», который расположен на территории Пензенской области.
Целевая аудитория: учащиеся 11-17 лет
Цель: воспитание экологической культуры и грамотности средствами эколого-краеведческой деятельности через игровую форму работы, расширение и углубление знаний о живой природе.
Задачи:
- развитие познавательного интереса учащихся через игровую форму;
- повышение экологической грамотности и культуры учащихся;
-формирование личностного отношения учащихся к заповедным местам;
- расширение кругозора учащихся;
-развитие коммуникативных качеств через работу в группе;
- формирование навыков самообразования.
Актуальность эко-квиза.
В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания эколого - краеведческое образование приобретает особую ценность. Актуальность эколого-краеведческого образования и воспитания заключается в формировании экологической культуры учащихся на основе краеведческого материала в процессе личностного развития.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации качественного досуга подростков. Из-за обилия разнообразной информации их сложно чем-либо удивить и, тем более, заинтересовать. К сожалению, зачастую это касается и экологической тематики. Поэтому, необходимо искать новые, современные формы организации внеурочной работы с подростками. В данной методической разработке представлен сценарий проведения «модной» молодежной игры –эко-квиза.
Эко-квиз (от англ. quiz – предварительный экзамен, проверочный опрос) – командная интеллектуально-развлекательная игра, в ходе которой участники должны ответить на вопросы на экологическую тематику в условиях ограниченного времени. При этом важна не только эрудиция, но и логика, сообразительность и умение работать в команде.
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителям биологии и классным руководителям учреждений общего среднего образования. Проведение квиза можно приурочить ко Дню экологических знаний (15 апреля), Всемирному дню Земли (22 апреля), к неделе дополнительного образования, либо к предметной неделе естественнонаучного цикла.
Ожидаемые результаты эко-квиза: по ходу прохождения игры – викторины, у учащихся формируются представления о животных и растениях, занесенных в Красную Книгу, получение новых знаний об особенностях заповедника «Приволжская лесостепь», чувства патриотизма и гордости за свой край, как частицу России. Кроме того, формируется экологическое мировоззрение, направленное на необходимость охраны и поддержания окружающей их природной среды, среды обитания животных, растений и человека, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом.
Техническое обеспечение эко-квиза: компьютер или ноутбук, настенный экран, колонки, мультимедийный проектор, чистые листы бумаги, ручки, сигнальные карточки, столы, стулья, итоговый протокол.
Рекомендации по использованию эко-квиза: Данную игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях. Игра-викторина рассчитана на 120 минут. Можно использовать всю игру целиком либо одну из ее частей.
Правила проведения эко-квиза.
1. Между учащимися 11-17 лет формируются команды в количестве 5 человек. Каждая команда заранее выбирают название, эмблему и девиз. В начале игры, команды-участницы дают представление своих команд, проводится жеребьёвка. На экране перед командами учащимися представляется игровое поле (презентация), на котором прописаны категории, которые включают в себя пять вопросов разной сложности.
2. Вопросы делятся на 4 категории и 5 раундов, соответственно:
- вопросы «чистого интеллекта»: для решения заданий необходимо проявить эрудицию;
- вопросы от блондинок: текстовые задания в которых ответы лежат на поверхности;
- растительный и животный мир, где каждый вопрос подкрепляется изображением на экране.
3. Игроки вправе самостоятельно выбирать раздел и сложность вопроса, например «Вопросы от блондинок, 40» или «Вопросы «чистого интеллекта», 10». В зависимости от сложности вопроса, команда, ответившая правильно на выбранный вопрос зарабатывает от 10 до 50 баллов. Игровой раунд длится около 20 минут. На обсуждение каждого вопроса даётся 1 минута. Из педагогов или учащихся формируется жюри, которое оценивает ответы команд, подводит итоги игры.
4.В середине проведения игры, проводится динамическая пауза, которая может быть представлена в виде физкультминутки. За это время коллегия жюри оценивает ответы команд, баллы выставляются в протокол квиза.
5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех пяти раундов.
Ход эко-квиза.
Вступительное слово педагога.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, команды участники, сегодня мы с вами проведём эко-квиз: «Знатоки заповедных мест». Мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, о важности охраны природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.
Мы с вами проживаем в Пензенской области, на территории которой расположен государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь».
История заповедника Приволжская лесостепь
История заповедника начинается еще в дореволюционные времена. В 1901 году почвовед и биолог Б.А. Келлер открыл для науки интереснейший в ботаническом отношении уголок кустарниковой степи, позднее названный Островцовской лесостепью. Чуть раньше Келлера в Пензенской губернии побывал молодой ученый И.И. Спрыгин. Там он нашел образцовые луговые степи, нетронутые человеком, — Кунчеровскую и Попереченскую.
В августе 1919 года участок степи у деревни Поперечное был выделен в качестве заповедного и передан в ведение Общества любителей естествознания. Так появился заповедник «Попереченская степь», первый в Пензенской губернии и третий в России, после Баргузинского (1916) и Астраханского (1919). В 1920-е годы к нему присоединили еще пять участков, что повлекло за собой смену названия. В 1924 году заповедник переименовали в Пензенский, в 1927-м — в Средне-Волжский, а в 1935-м — в Куйбышевский.
Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 года. Только в 1989 году в Пензенской области был вновь создан заповедник. В его состав вошли три степных участка: Кунчеровский, Попереченский и Островцовский (два первых, были частью ликвидированного Куйбышевского заповедника) и два лесных: Борок и Верховья Суры.
Флора заповедника чрезвычайно разнообразна. В Красную Книгу России включены встречающиеся в заповеднике: 1 вид грибов (мухомор шишковидный) и 8 видов сосудистых растений. Это рябчик русский, неоттианта клобучковая, пыльцеголовник красный, надбородник безлистный и 4 вида ковылей: опушеннолистный, перистый, красивейший и ковыль Залесского. Еще 53 вида сосудистых растений входит в Список редких растений и грибов Красной Книги Пензенской области. Таким образом, роль заповедника в сохранении флористического разнообразия Средневолжского региона чрезвычайно велика.
Инвентаризация животных заповедника начатая в 1993 г., позволила выявить обитание на его территории более 800 видов насекомых, среди которых 6 - включены в Красную Книгу России. К ним относятся: дыбка степная, красотел пахучий, жук-олень, пчела-плотник, бабочки: аполлон, мнемозина. В водоемах заповедника и его охранной зоны пока обнаружено 17 видов рыб.
К настоящему времени на территории заповедника выявлено 154 вида птиц, что составляет 62% авифауны области. Из редких птиц отмечены: обыкновенный осоед (несколько встреч), беркут (один залет) и балобан (две встречи). В 1999 г. На Островцовской лесостепи впервые зарегистрировано гнездование редкого для региона степного луня, отмечены две встречи дрофы. На территории заповедника отмечено 25 редких птиц, которые входят в состав списка видов, рекомендованного для включения в Красную книгу Пензенской области.
Таким образом, значение заповедника для сохранения биоразнообразия Пензенской области и всего региона Среднего Поволжья трудно переоценить.
Этой теме мы и посвящаем нашу игру - викторину. Главными действующими лицами будут команды (представление команд участниц, жеребьёвка).
Оценивать работу команд сегодня будет жюри в составе, которого работают: (представление жюри)
Игра будет проходить следующим образом: перед вами на экране игровое поле, на котором прописаны разделы, включающиеся в себя пять вопросов разной сложности. Каждая команда вправе самостоятельно выбирать раздел и сложность вопроса. На обсуждение вопроса дается 1 минута. Если команда ошибается, то право дать ответ переходит команде соперников. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Право первыми выбирать вопрос предоставляется команде (по результатам жеребьевки).
1 раунд. Кунчеровская лесостепь
Темы:
Вопросы «чистого интеллекта»
Вопросы от блондинок
Растительный мир
4. Животный мир
Вопросы:
Вопросы «чистого интеллекта»
10 - На территории каких районов расположена Кунчеровская лесостепь? (Кунчеровская лесостепь расположена на стыке Кузнецкого, Камешкирского и Неверкинского районов)
20 - В каких целях крестьяне с.Кунчерово использовали эти земли до заповедания?(Крестьяне использовали земли под сельское хозяйство( как сельскохозяйственные угодья)
30 - Что располагалось на территории Кунчеровской лесостепи во время Великой Отечественной войны? (В годы Великой отечественной войны на территории Кунчеровской лесостепи располагалась взлетная площадка для самолетов)
40 - Какова площадь заповедного участка? (1024 га)
50 - В каком году Кунчеровская лесостепь вошла в состав заповедника «Приволжская лесостепь»? (1989г.)
Вопросы от блондинок
10 - В каких природных зонах расположена лесостепь? (лес и степь)
20 - Близ какого старинного села была расположена Кунчеровская лесостепь? (с.Кунчерово)
30 - Между какими реками расположена Кунчеровская лесостепь на территории водораздельного плато Кададино-Узинского междуречья бассейна р. Суры? (р.Кадада и р.Уза)
40 – Что является особенностью песков и песчаников Кунчеровской лесостепи, благодаря которой они имеют буровато-желтый, бурый и даже красновато-бурый цвет? (Ожелезнение).
50 – В каком веке Иван Иванович Спрыгин, совершая экскурсии по пензенской земле, обнаружил уникальный образец луговых степей — Кунчеровскую степь? (В конце 19-го века).
Растительный мир
10 -
(рябина обыкновенная)
20 -
(жимолость лесная)
30 -
(ковыль уклоняющийся)
40 -
(гвоздика песчаная)
50 -
(ракитник русский)
Животный мир
10 -
(кабан)
20 -
(барсук)
30 -
(лесная куница)
40 -
(балобан)
50 -
(длиннохвостая неясыть)
2 раунд. Попереченская лесостепь
Темы:
Вопросы «чистого интеллекта»
Вопросы от блондинок
Растительный мир
4. Животный мир
Вопросы:
Вопросы «чистого интеллекта»
10 - На территории каких районов расположена Попереченская лесостепь? (Пензенского и Каменского).
20 - Какие водные объекты расположены на территории Попереченской лесостепи? (ручьи).
30 - До входа в состав заповедника «Приволжская лесостепь» Попереченская лесостепь была частью этого ликвидированного заповедника. Назовите частью какого? (Куйбышевский заповедник).
40 - На водораздельном плато в его центральной части находится едва заметное замкнутое понижение — западина размером около 1 га, ранее занятая осинником. Под каким названием оно известно? («Агапов куст»).
50 - Чье имя носил заповедник с 31 мая 1977 года до 26 июля 1989 года? (Ивана Ивановича Спрыгина).
Вопросы от блондинок
10 - Между какими реками расположена Попереченская лесостепь на территории междуречного плата р. Хопра и р. Арчады? ( Участок занимает высокое междуречное плато р. Хопра и р. Арчады).
20 - По названию какого старинного села Пензенского края названа Попереченская лесостепь? (с.Поперечное).
30 - В августе 1919 года у деревни Поперечное появился первый заповедник в Пензенской губернии и третий в России. Каково его название? (Попереченская лесостепь).
40 – В каком году Попереченская лесостепь впервые получила статус заповедника? (1919г.).
50 - Сколько лет не распахивался вековой заповедный участок Попереченской лесостепи? (101год).
Растительный мир
10 -
(опята луговые)
20 -
(рябчик русский (Красная Книга)
30 -
(ковыль Залесского (Красная Книга)
40 -
(ирис безлистный (Красная Книга)
50 -
(миндаль низкий)
Животный мир
10 -
(заяц-русак)
20 -
(обыкновенная лисица)
30 -
(тетерев)
40 -
(черный коршун)
50 -
(желтая трясогузка)
3 раунд. Островцовская лесостепь
Темы:
Вопросы «чистого интеллекта»
Вопросы от блондинок
Растительный мир
4. Животный мир
Вопросы:
Вопросы «чистого интеллекта»
10 - На территории какого района расположена Островцовская лесостепь? (Колышлейский район).
20 - Территорию заповедника с юга и востока окаймляет довольно глубокая балка и ее многочисленные ответвления. Каково её название? (Скрипицинская балка (Скрипицынский овраг).
30 - Площадь Островцовской лесостепи составляет…(352га).
40 – Какие почвы преобладают на территории заповедного участка Островцовская лесостепь? (мощные черноземы).
50 - Какой статус имела Островцовская лесостепь до входа в состав заповедника «Приволжская лесостепь»? (памятник природы).
Вопросы от блондинок
10 - На заповедном участке Островцовская лесостепь протекают два ручья. В какую речку они впадают? (р.Хопер).
20 - Островцовская лесостепь названа так, потому что ...(по названию близлежащего села Островцы).
30 – Какой вид деятельности человека повлиял на земли заповедного участка Островцовская лесостепь? (сельскохозяйственная деятельность(распашка земель и выпас скота).
40 - Местные жители по-своему прозвали Островцовскую лесостепь, что связано с произрастанием здесь фруктовых кустарников. («Дикий сад»).
50 - Заповедный участок Островцовская лесостепь попал в ледниковую зону. Найдите правильное название оледенения. (Днепровское оледенение).
Растительный мир
10 -
(мухомор шишковидный(Красная Книга)
20 -
(чабрец Маршалла)
30 -
(тёрн)
40 -
(люцерна румынская)
50 -
(душистый горошек)
Животный мир
10 -
(лось)
20 -
(уж)
30 -
(ласка)
40 -
(слепыш)
50 -
(ушастая сова)
4 раунд. Борок
Темы:
Вопросы «чистого интеллекта»
Вопросы от блондинок
Растительный мир
4. Животный мир
Вопросы:
Вопросы «чистого интеллекта»
10 - На территории каких районов расположен Борок? (на севере Камешкирского района, близ села Шаткино).
20 - Какие водные объекты расположены на территории участка Борок? (р.Кадада).
30 - Полное название заповедного участка Борок связано с его составом и месторасположением. Назовите его. (Сосновый бор на Кададе).
40 – Какова площадь заповедного участка? (399 га).
50 – В пойме реки Кадады, на территории заповедного участка имеются заболоченные каналы, оставшиеся после этого вида деятельности человека. (торфоразработка).
Вопросы от блондинок
10 – Основная площадь заповедного участка Борок занята этими насаждениями. Назовите их. (Сосновый бор).
20 – Близость автомобильных дорог и населенных пунктов имеет следующие последствия. Назовите их. (Негативное влияние на соблюдение заповедного режима и увеличивает пожарную опасность).
30 – Назовите характерные для участка почвы (кварцевый песок).
40 – На участке Борок произрастает растение, которое относится к семейству Злаки, занесенное в Красную Книгу РФ (ковыль перистый).
50 –Участок Борок смог избежать сплошных рубок только благодаря тому, что с 1965 года до образования заповедника этот лесной массив имел статус… (памятника природы).
Растительный мир
10 -
(сосна обыкновенная)
20 -
(лещина обыкновенная)
30 -
(осока топяная(редкий вид)
40 -
(лишайник)
50 -
(ольха черная)
Животный мир
10 -
(косуля)
20 -
(жук-олень (Красная Книга)
30 -
(дятел трехпалый)
40 -
(гребенчатый тритон)
50 -
(медянка)
5 раунд. Верховья Суры
Темы:
Вопросы «чистого интеллекта»
Вопросы от блондинок
Растительный мир
4. Животный мир
Вопросы:
Вопросы «чистого интеллекта»
10 - На территории каких районов расположен участок Верховья Суры? (на северо-востоке Кузнецкого р-на, близ с. Часы)
20 - Как называется основная водная артерия расположенная на территории заповедного участка? (р.Сура)
30 - Каков основной рельеф участка Верховья Суры? (холмистый)
40 - В 1920г. этот заповедный участок имел другое название, связанное с его ландшафтом, характеризующимся избыточным увлажнением. Назовите его. (Сфагновые болота)
50 – В каком году Участок Верховья Суры или Сфагновые болота первый раз получает статус заповедного (1920г.)
Вопросы от блондинок
10 - Назовите самый большой участок заповедника «Приволжская лесостепь». (Верховья Суры).
20 - В какой природной зоне расположен участок Верховья Суры? (лесная зона).
30 - Какие виды лесов преобладают на территории участка Верховья Суры? (смешанные).
40 – В каком году участок Верховья Суры вошёл в состав заповедника «Приволжская лесостепь»? (1989г.).
50 – На какой возвышенности расположена территория участка Верховья Суры? (Сурская Шишка).
Растительный мир
(клюква болотная)
(береза повислая)
(боярышник кроваво-красный)
(можжевельник обыкновенный)
(надбородник безлистный(Красная Книга)
Животный мир
(рысь)
(бобр)
(волк)
(лесная соня)
(красотел-пахучий (Красная Книга)
Заключительное слово педагога: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Все команды с достоинством справились с заданиями.
Слова предоставляется жюри (объявление результатов, награждение).
Список использованной литературы:
Спрыгин И.И. Материалы к описанию степи около д. Поперечной Пензенского уезда и заповедного участка на ней // Работы по изучению заповедников. Пенза,1923;
Солянов А.А., Новикова Л.А. Заповедные степные участки Пензенской области // Краеведение в Центральном районе. Пенза, 1988;
Труды гос.заповедника «Приволжская лесостепь». Пенза,1999 №1;
Лебяжинская И.П. Птицы заповедника «Приволжская лесостепь»: фаунистическое разнообразие, репрезентативность и редкие виды. Чебоксары, 2007;
Официальный сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Приволжская_лесостепь_(заповедник);
Официальный сайт: https://penza-flora.okis.ru/zapovednik.html;
Официальный сайт: http://turizmvpenze.ru/privolzhskaya-lesostep/;
Официальный сайт: http://oopt.info/privles/index.html
Официальный сайт: http://www.zpls.narod.ru/index.html
Официальный сайт: http://zpls.ru/.