Эко-викторина
«Береги свою планету с теплым именем - Земля»
Цель: Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи:
Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за явлениями природы.
Научить навыкам экологического поведения;
Развивать познавательную деятельность учащихся;
Рассказать о бережном отношении к природе, ответственности за деятельность человека, осуществляемую в природе;
Оборудование:
ноутбук;
плакат
шаблоны листьев
клей
Ход викторины
«Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь».
Ребята, я приглашаю вас сегодня принять участие в игре-викторине «Береги свою планету с теплым именем -Земля»
Ответьте на вопрос: Что такое природа?
(ответы детей)
Планета - это огромный и прекрасный дом, в котором мы живем. Дом, который мы обязаны оберегать. Природа нашей планеты меняется. На протяжении столетий люди брали у природы всё, что нужно было для жизни. Но из-за этого много растений и животных уже исчезло. Вырублено много лесов. Происходит истощение земных запасов.
Много мусора видим мы вдоль дорог, вокруг домов, в лесу. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, загрязняют воздух и выхлопные газы автомобилей. Вместо чистых рек течёт вода, загрязнённая промышленными стоками, в которой опасно купаться. Всё это отражается и на жизни людей. Им приходится дышать загрязнённым воздухом, питаться растениями, выросшими на загрязнённой почве. Людям не хватает чистой пресной воды. И сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос. Как помочь нашей планете?
Викторина пройдет в несколько этапов:
1 этап: Своя игра
2 этап: Загадки
3 этап: Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
Не будем терять времени и перейдем к 1 этапу, который называется «Своя игра». На экране отображено поле, где вам необходимо выбрать категорию и количество баллов, чем больше баллов, тем сложнее вопрос. Если вы отвечаете правильно, то получаете баллы, соответствующие вопросу, и продолжаете выбирать, если ошибаетесь, то 0 баллов и ход переходит тому, кто первым поднимет руку. На ответ дается 15 секунд. Я задаю вопрос, кто первым и правильно ответит на него, с того и начнем игру.
В каком месяце отмечается праздник «День Земли»? (22 апреля)
Молодец, выбирай категорию вопроса и сложность.
1. Понятия
10- Что такое загрязнение окружающей среды? ( Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания.)
20- Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (нефть).
30- Вредные вещества, поступившие в атмосферу вместе с отработавшими газами из системы выпуска дизеля, трактора или машины. (выбросы)
40- Назовите двумя словами: аномалии как засухи, сильные штормы и наводнения
( изменение климата)
50- Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Биосфера)
2. Животные, птицы.
10- Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
20- Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
30- Сколько листьев у ландыша?(два)
40- Сколько ног у улитки?(одна)
50- Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.)
3. Экология - это мы
10– Можно ли считать чистой воду из водопроводного крана?
(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
20- . Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
30 – Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В заповеднике)
40 – Какие автомобили не загрязняют внешнюю среду? (Электромобили, которые работают исключительно на электричестве)
50– Как предохранить себя от отравления ядами бактерий и микробов? (Употреблять свежеприготовленную пищу, мыть руки перед едой, недолго хранить продукты в холодильнике).
Замечательно, 1 этап пройден, теперь переходим ко 2 этапу «Загадки»:
1. В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
2. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
3. Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется... (земля)
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.(Ветер)
5. В синем мешочке белых пуговок полно. (Небо, звёзды)
6. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
8. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети. (Земля)
10. Все что в мире происходит
Все бесследно не проходит
Все меняет каждый век
Как известно…..(человек)
3 этап: Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
Вопрос № 1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);
- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);
- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).
Вопрос № 2. Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?
- Покормлю птенцов. (3 очка).
- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).
- Буду наблюдать издали. (1 очко).
Вопрос № 3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).
- Не пойду и других не пущу. (3 очка).
- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).
Вопрос № 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).
- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).
- Закопал бы в землю. (1 очко).
Вопрос № 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).
- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).
- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).
Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.
Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.
Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.
Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков.
Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.
Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.
Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них.
Запомни одно: природа в наших руках, ее нужно оберегать, ведь она прекрасна.
И в завершении нашей викторины хочу предложить вам следующее. Мы не можем с вами поставить фильтры на заводы, купить электромобиль, но мы можем начать с себя:
На плакате изображено дерево, но чтобы оно зацвело и радовало нас на протяжении многих лет, мы должны ему помочь, у вас на столах шаблоны листьев, напишите или зарисуйте на них то, чем вы можете помочь окружающей природе, что вы будете делать в дальнейшем, чтобы наш мир стал чище и лучше. После того как напишите, подходите к плакату и приклеивайте листья на крону дерева.
Большое вам спасибо, ребята!