СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическая безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: обобщение знаний об экологической безопасности как о необходимом условии сохранения здоровья человека.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания об источниках и цепи загрязнения, о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в окружающей среде.

Развивающие: совершенствовать умения планировать и оценивать результаты учебных действий, устанавливать причинно-следственные связи и представлять информацию в знаково-символической форме (цепь загрязнения), договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

Воспитательные: создать условия для формирования бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
««Экологическая безопасность»»

«Экологическая безопасность»


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: обобщение знаний об экологической безопасности как о необходимом условии сохранения здоровья человека.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания об источниках и цепи загрязнения, о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в окружающей среде.

Развивающие: совершенствовать умения планировать и оценивать результаты учебных действий, устанавливать причинно-следственные связи и представлять информацию в знаково-символической форме (цепь загрязнения), договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

Воспитательные: создать условия для формирования бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление понятий «экология», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», правил экологической безопасности.

Метапредметные:

  • регулятивные: совершенствование умения планировать и оценивать учебные действия;

  • познавательные: овладение способом представления информации в знаково-символической форме (цепь загрязнения);

  • коммуникативные: формирование умения договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

Личностные: повышение ценностного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих.

Технологии, методы:

  • технология проблемного обучения;

  • технология группового обучения;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • частично-поисковый метод.

Средства:

  • презентация к уроку;

  • видеоролик «Красота и проблемы окружающей среды»;

  • карточки с номерами фотографий;

  • карточки для моделирования цепей загрязнения;

  • листы бумаги, клей, карточки с правилами экологической безопасности;

  • компьютер;

  • колонки;

  • мультимедиапроектор.

Формы и методы диагностики:

  • Оценка процесса работы:

  • сравнение ответа с эталоном,

  • овладение способом представления информации в знаково-символической форме.

  • Оценка результатов работы:

  • самооценка на завершающем этапе урока.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Освоение предметных знаний

УУД

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.).

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Мотивирует на учебную деятельность:

- Сегодня на уроке окружающего мира продолжим изучать тему "Экология".

Давайте вспомним, что такое «экология»?

Кто такой «эколог»? В каких случаях говорят: «благоприятная экологическая обстановка»? А в каких «неблагоприятная экологическая обстановка»?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в урок, настраиваются на работу.


Отвечают на вопросы учителя

по изученной теме.

Закрепление понятий «экология»,

«экология», «эколог», «экологическая обстановка».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

II. Этап постановки цели и задач урока (2 мин.).

В ходе беседы учитель совместно с учениками формулируют тему урока «Экологическая безопасность».


Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, напоминает правила работы в группе.

- Работать будете в группах, как настоящие ученые-экологи.

- При работе в группе важно:

умение слушать и слышать собеседника, уважать чужую точку зрения, помогать друг другу.

Ученикам предлагается выбрать название команды, что будет являться темой их исследования.

- Первая группа «Воздух» будет изучать проблему загрязнения воздуха.

Вторая группа «Вода» будет изучать проблему загрязнения воды.

Третья группа «Земля» будет изучать проблему загрязнения почвы.

Формулируют цель урока во взаимодействии с учителем:

обобщение знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в целях сохранения здоровья человека.

Делятся на группы, каждая группа выбирает тему для исследования.





Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, целеполагание.. Познавательные: фиксируют проблему, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

III. Этап актуализации знаний учащихся (6 мин.).

Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Красота и проблемы окружающей среды».

Выдает каждой команде карточку с вопросом по содержанию видеоролика [1].

После просмотра дает задание каждой группе:

- Сформулируйте ответ на вопрос и выберите ученика, который выступит и озвучит его всему классу.

По итогам выполненного задания, предлагает вспомнить понятие «экологическая безопасность».

Учащиеся смотрят видеоролик, в группе формулируют ответ на вопрос, выбирают представителя своей команды, который озвучивает ответ команды классу.


Уточняют понятие «экологическая безопасность».

Понимать разницу между благоприятной и неблагоприятной экологической обстановкой.

Определяют значение понятия «экологическая безопасность», обсуждают проблему экологической безопасности.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Личностные: оценивание. усваиваемого материала


IV. Этап обобщения и систематизация знаний (10 мин.).

Учитель предлагает командам выполнить следующее задание:

- Посмотрите на представленные слайды и определите источники загрязнения окружающей среды.

- Команде «Воздух» выбрать номера фотографий, показывающих загрязнение воздуха, и назвать источники его загрязнения.

- Команде «Вода» выбрать номера фотографий с источниками загрязнения воды и назвать их.

- Команде «Земля» выбрать номера фотографий с источниками загрязнения почвы и назвать их

[2, слайды 3].

По окончании работы учитель приглашает одного из участников каждой команды представить ответ одноклассникам и сверить с правильным ответом (эталоном) на доске. [2, слайды 4, 6, 8].

Учитель предлагает учащимся сыграть в игру:

- Я буду задавать вам вопросы. В качестве ответов вы выполняете действия: согласны – хлопнуть 3 раза, не согласны – топнуть 3 раза[3].

Учитель организует работу команд по составлению «Цепи загрязнения» по соответствующей тематике [4]:

- Вы, как ученые-экологи, должны сообщить людям планеты о том, каким образом опасные загрязняющие вещества поступают в организм человека и вредят его здоровью.

- Перед вами набор карточек. Посмотрите на них.

- Команда «Воздух», ваша задача, расположить карточки в нужной последовательности, чтобы мы могли проследить путь поступления вредных веществ в организм человека через загрязненный воздух.

- Команда «Вода»: через загрязненную воду.

- Команда «Земля»: через загрязненную почву.

Учитель предоставляет слово каждой команде [4].

Учитель обобщает ответы учащихся, демонстрирует цепь загрязнения на доске [5, слайд 9].

Вместе с учащимися приходит к выводу:

Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются, чем вредят здоровью человека.

В ходе работы в группе, учащиеся выбирают карточки с номерами фотографий в соответствии с заданием.








Выбирают представителя своей группы, который озвучивает ответ команды классу, сверяют ответ с эталоном на доске.


Учащиеся встают, отвечают на вопросы учителя, выполняя действия:

согласны – хлопают 3 раза, не согласны – топают 3 раза.









Учащиеся в группе составляют цепь загрязнения, после чего представляют свой ответ на доске при помощи специальных карточек.


Делают вывод: загрязняющие вещества движутся по цепочке.

Рассматривают обобщенную схему, представленную учителем.

Совместно с учителем каждая команда делает вывод по итогам своей работы.

Определять источники загрязнения окружающей среды.

Знать понятие «цепь загрязнения», уметь приводить примеры цепи загрязнения; моделировать путь поступления загрязняющих веществ в организм.


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные: формирование интереса к данной теме, формирование картины взаимосвязей мира, анализ и синтез объектов.

Личностные: нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания,

формирование готовности к самообразованию.

V. Физкультминутка (1 мин.).

Учитель организует выполнение физических упражнений под музыкальное сопровождение: демонстрация видеоролика.

Учащиеся выполняют физические упражнения под руководством учителя.


Личностные: Осознание ценности здоровья.

VI. Этап обобщения и систематизация знаний (15 мин.).

Учитель сообщает командам задание по составлению памяток по экологической безопасности:

- Вы, как учёные-экологи, обладаете бесценными знаниями, которыми необходимо поделиться с каждым жителем Земли, чтобы сохранить окружающий мир и здоровье каждого из нас. Предлагаю вам составить памятки с правилами экологической безопасности.

- Ученики команды «Воздух» будут составлять памятки с правилами защиты от загрязнения воздуха.

- Ученики команды «Вода» – правила защиты от загрязненной воды.

- Ученики команды «Земля» – правила защиты от использования некачественных, загрязненных продуктов питания [6].

Учитель контролирует работу групп, консультирует группы в случае возникновения затруднений.

По окончании работы групп учитель уточняет задание, предлагает представить результаты, полученные в ходе самостоятельной работы.






Учащиеся, получив задание, обсуждают его.

Выбирают карточки с правилами экологической безопасности в соответствии с заданием команды.

Приклеивают их на лист бумаги.


Учащиеся представляют выполненную работу,

объясняют правила экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды от загрязняющих веществ; формулировать правила экологической безопасности.

Коммуникативные: Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Познавательные: выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем

Личностные: умение находить ответы на поставленные вопросы.

VII. Домашнее задание (1 мин.).

Учитель предлагает подумать, какое домашнее задание по экологической безопасности можно подготовить к следующему уроку.

Придумать к правилам экологические знаки и нарисовать их, найти информацию об экологических катастрофах, районах, которым нужна помощь и т.д. Записывают домашнее задание.


Познавательные: проявление интереса к данной проблеме и поиск информации;

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступков окружающих людей.

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин.).

Учитель организует работу по подведению итогов деятельности на уроке. Получает обратную связь.

Итак, наш урок подходит к концу:

  • Какая была цель и задачи урока?

  • Что главное вы поняли во время ваших исследований?

- Сегодня на уроке мы обобщили знания об экологической безопасности, о путях защиты от загрязняющих веществ в целях сохранения здоровья человека.

- Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой, то прикрепите к ветке «Дерево успехов» яблоко.

Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.

Если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, то прикрепите листок, но не отчаивайтесь. Подготовьтесь к следующему уроку и все обязательно получится[7].

Под музыку дети подводят итог урока.

- Благодарю за урок!






Учащиеся подводят итог своей работы, сравнивают полученный результат с целью урока, оценивают свою деятельность и на «Дерево успехов» прикрепляют нужный предмет (яблоко, цветок или листик)

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные: Оценка и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: определение и формулирование познавательной цели.

Личностные: самооценка.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!