Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
Освоение предметных знаний | УУД |
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.). |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Мотивирует на учебную деятельность: - Сегодня на уроке окружающего мира продолжим изучать тему "Экология". Давайте вспомним, что такое «экология»? Кто такой «эколог»? В каких случаях говорят: «благоприятная экологическая обстановка»? А в каких «неблагоприятная экологическая обстановка»? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в урок, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя по изученной теме. | Закрепление понятий «экология», «экология», «эколог», «экологическая обстановка». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
II. Этап постановки цели и задач урока (2 мин.). |
В ходе беседы учитель совместно с учениками формулируют тему урока «Экологическая безопасность». Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, напоминает правила работы в группе. - Работать будете в группах, как настоящие ученые-экологи. - При работе в группе важно: умение слушать и слышать собеседника, уважать чужую точку зрения, помогать друг другу. Ученикам предлагается выбрать название команды, что будет являться темой их исследования. - Первая группа «Воздух» будет изучать проблему загрязнения воздуха. Вторая группа «Вода» будет изучать проблему загрязнения воды. Третья группа «Земля» будет изучать проблему загрязнения почвы. | Формулируют цель урока во взаимодействии с учителем: обобщение знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в целях сохранения здоровья человека. Делятся на группы, каждая группа выбирает тему для исследования. | | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, целеполагание.. Познавательные: фиксируют проблему, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. |
III. Этап актуализации знаний учащихся (6 мин.). |
Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Красота и проблемы окружающей среды». Выдает каждой команде карточку с вопросом по содержанию видеоролика [1]. После просмотра дает задание каждой группе: - Сформулируйте ответ на вопрос и выберите ученика, который выступит и озвучит его всему классу. По итогам выполненного задания, предлагает вспомнить понятие «экологическая безопасность». | Учащиеся смотрят видеоролик, в группе формулируют ответ на вопрос, выбирают представителя своей команды, который озвучивает ответ команды классу. Уточняют понятие «экологическая безопасность». | Понимать разницу между благоприятной и неблагоприятной экологической обстановкой. Определяют значение понятия «экологическая безопасность», обсуждают проблему экологической безопасности. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. Личностные: оценивание. усваиваемого материала |
IV. Этап обобщения и систематизация знаний (10 мин.). |
Учитель предлагает командам выполнить следующее задание: - Посмотрите на представленные слайды и определите источники загрязнения окружающей среды. - Команде «Воздух» выбрать номера фотографий, показывающих загрязнение воздуха, и назвать источники его загрязнения. - Команде «Вода» выбрать номера фотографий с источниками загрязнения воды и назвать их. - Команде «Земля» выбрать номера фотографий с источниками загрязнения почвы и назвать их [2, слайды 3]. По окончании работы учитель приглашает одного из участников каждой команды представить ответ одноклассникам и сверить с правильным ответом (эталоном) на доске. [2, слайды 4, 6, 8]. Учитель предлагает учащимся сыграть в игру: - Я буду задавать вам вопросы. В качестве ответов вы выполняете действия: согласны – хлопнуть 3 раза, не согласны – топнуть 3 раза[3]. Учитель организует работу команд по составлению «Цепи загрязнения» по соответствующей тематике [4]: - Вы, как ученые-экологи, должны сообщить людям планеты о том, каким образом опасные загрязняющие вещества поступают в организм человека и вредят его здоровью. - Перед вами набор карточек. Посмотрите на них. - Команда «Воздух», ваша задача, расположить карточки в нужной последовательности, чтобы мы могли проследить путь поступления вредных веществ в организм человека через загрязненный воздух. - Команда «Вода»: через загрязненную воду. - Команда «Земля»: через загрязненную почву. Учитель предоставляет слово каждой команде [4]. Учитель обобщает ответы учащихся, демонстрирует цепь загрязнения на доске [5, слайд 9]. Вместе с учащимися приходит к выводу: Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются, чем вредят здоровью человека. | В ходе работы в группе, учащиеся выбирают карточки с номерами фотографий в соответствии с заданием. Выбирают представителя своей группы, который озвучивает ответ команды классу, сверяют ответ с эталоном на доске. Учащиеся встают, отвечают на вопросы учителя, выполняя действия: согласны – хлопают 3 раза, не согласны – топают 3 раза. Учащиеся в группе составляют цепь загрязнения, после чего представляют свой ответ на доске при помощи специальных карточек. Делают вывод: загрязняющие вещества движутся по цепочке. Рассматривают обобщенную схему, представленную учителем. Совместно с учителем каждая команда делает вывод по итогам своей работы. | Определять источники загрязнения окружающей среды. Знать понятие «цепь загрязнения», уметь приводить примеры цепи загрязнения; моделировать путь поступления загрязняющих веществ в организм. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Познавательные: формирование интереса к данной теме, формирование картины взаимосвязей мира, анализ и синтез объектов. Личностные: нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания, формирование готовности к самообразованию. |
V. Физкультминутка (1 мин.). |
Учитель организует выполнение физических упражнений под музыкальное сопровождение: демонстрация видеоролика. | Учащиеся выполняют физические упражнения под руководством учителя. | | Личностные: Осознание ценности здоровья. |
VI. Этап обобщения и систематизация знаний (15 мин.). |
Учитель сообщает командам задание по составлению памяток по экологической безопасности: - Вы, как учёные-экологи, обладаете бесценными знаниями, которыми необходимо поделиться с каждым жителем Земли, чтобы сохранить окружающий мир и здоровье каждого из нас. Предлагаю вам составить памятки с правилами экологической безопасности. - Ученики команды «Воздух» будут составлять памятки с правилами защиты от загрязнения воздуха. - Ученики команды «Вода» – правила защиты от загрязненной воды. - Ученики команды «Земля» – правила защиты от использования некачественных, загрязненных продуктов питания [6]. Учитель контролирует работу групп, консультирует группы в случае возникновения затруднений. По окончании работы групп учитель уточняет задание, предлагает представить результаты, полученные в ходе самостоятельной работы. | Учащиеся, получив задание, обсуждают его. Выбирают карточки с правилами экологической безопасности в соответствии с заданием команды. Приклеивают их на лист бумаги. Учащиеся представляют выполненную работу, объясняют правила экологической безопасности. | Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды от загрязняющих веществ; формулировать правила экологической безопасности. | Коммуникативные: Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Познавательные: выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем Личностные: умение находить ответы на поставленные вопросы. |
VII. Домашнее задание (1 мин.). |
Учитель предлагает подумать, какое домашнее задание по экологической безопасности можно подготовить к следующему уроку. | Придумать к правилам экологические знаки и нарисовать их, найти информацию об экологических катастрофах, районах, которым нужна помощь и т.д. Записывают домашнее задание. | | Познавательные: проявление интереса к данной проблеме и поиск информации; Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступков окружающих людей. |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин.). |
Учитель организует работу по подведению итогов деятельности на уроке. Получает обратную связь. Итак, наш урок подходит к концу: - Сегодня на уроке мы обобщили знания об экологической безопасности, о путях защиты от загрязняющих веществ в целях сохранения здоровья человека. - Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой, то прикрепите к ветке «Дерево успехов» яблоко. Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок. Если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, то прикрепите листок, но не отчаивайтесь. Подготовьтесь к следующему уроку и все обязательно получится[7]. Под музыку дети подводят итог урока. - Благодарю за урок! | Учащиеся подводят итог своей работы, сравнивают полученный результат с целью урока, оценивают свою деятельность и на «Дерево успехов» прикрепляют нужный предмет (яблоко, цветок или листик) | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Регулятивные: Оценка и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения. Познавательные: определение и формулирование познавательной цели. Личностные: самооценка. |