СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическая тропа "Сфинксы долины реки Чурук-Су".

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В научно-исследовательской работе разработана экологическая тропа " Сфинксы долины реки Чурук-су", для школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Экологическая тропа "Сфинксы долины реки Чурук-Су".»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым



Отделение: экология








Экологическая тропа «Сфинксы долины реки Чурук-Су».



Работу выполнил:

Давиденко Александр

ученик 10 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №1»

Научный руководитель:

Нюшкова Ирина Борисовна

учитель биологии

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №1»










г.Бахчисарай

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение………………………………………………………………….....3

2.История создания экологической тропы …………………………………7

3.Паспорт экологической тропы…………………………………………….8

4.Путешествие по экологической тропе………………………………….…9

4.1. Географическая стоянка………………………………… ………………9
4.2. Историческая стоянка…………………………………………………….9

4.3. Экологическая стоянка………………………………………………….10

5. Практическое значение экологической тропы…………………………..12

5.1. Образование групп из учащихся……………………………………….12

5.2. Задания для изучения …………………………………………………12
6.Заключение………………………………………………………………… 13
7. Список литературы……………………………………………………….14

8. Приложение………………………………………………………………..15

















  1. Введение.

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой.

Воспитание школьников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования . Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.


Актуальность:

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Мы решили проложить экологическую тропу в одном из красивейших мест нашего города.

Природные сфинксы долины реки Чурук-Су может увидеть любой, кто посещает Ханский дворец в Бахчисарае. Они находятся совершенно недалеко, и дорога туда несложная. Сфинксы находятся в окрестностях Бахчисарая, на правом берегу реки Чурук-Су. Река промыла глубокое ущелье, рассекающее Внутреннюю гряду в поперечном направлении. Верхние горизонты бортов долины образовали причудливые каменные изваяния высотой до 20 м. Происхождение их загадочно. Если пройтись по скале за сфинксами, можно обозреть с высоты птичьего полета Старый Бахчисарай и Чуфут-Кале. Сфинксы  являются ландшафтным памятником.

Долина реки Чурук-Су с 1964 года объявлена памятником природы «Природные сфинксы долины реки Чурук-Су». Каменные «сфинксы» (так называют эти причудливые скалы) высотой до двадцати метров являются результатом выветривания известняков неодинаковой прочности.



Гипотеза:

Если разработать интересный маршрут экологической тропы, провести оценку экологического состояния её остановок и включить их в содержание экскурсии, то это будет способствовать расширению кругозора , повышению экологической грамотности и совершенствованию экологического мышления.

Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное  значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных учебных исследований или включаются в рассказ экскурсовода. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся школы в решении экологических проблем своего региона.



Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению опыта образовательно - воспитательной работы в природных условиях;

- изучению и наблюдению объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

         Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению. Сами школьники, находясь в природном окружении приобретают социально активную жизненную позицию .  



Цель исследования:

Создание маршрута экологической тропы для формирования экологического сознания школьников.

Задачи исследования:

Образовательная – расширение знаний об объектах и процессах окружающей нас природы; наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – формирование экологической культуры поведения в природе; развивать экологическую сознательность; проведение природоохранительной работы.


Методы исследования:

-теоретические

-описательные

- картографические

- фотоматериалы.

Объект исследования:  Система экологического образования школьников через создание экологической тропы.

Предмет исследования: Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на экологическое образование .


  1. История создания экологической тропы


Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т.п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т.п.) информацию об этих объектах.

В России еще до революции, в 1916 году. В Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л.С.Голицина. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия.

Широкое распространение учебных троп на территории бывшего Советского Союза началось с начала 60-х годов. Инициатором стал Тартуский кружок охраны природы – первое студенческое природоохранное объединение в стране, образованно е13 марта 1958 года.


Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Учебно-экологическая тропа- это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода.



  1. Паспорт на учебную экологическую тропу

« Сфинксы долины реки Чурук-Су»

Вид тропы: экологическая.

Расположение: г. Бахчисарай, окрестности Старого города, ул. Ленина – ул. Базарная.

Значение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды; патриотическое воспитание.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута - остановка на Школе мастеров, затем движение по улицам, ведущие наверх, после большое поле, которое разнообразно растительным и животным миром, возле этого поля находится тропинка, которая ведет к Бахчисарайским сфинксам.

Местонахождение: г. Бахчисарай, окрестности Старого города, ул. Ленина – ул. Базарная.

Состояние тропы: хорошее.

Протяженность: 1-1,5 км.

Время экскурсии: 1 час.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Объекты тропы:

  1. Стоянка географическая.

  2. Стоянка историческая

  3. Стоянка экологическая









4. Путешествие по экологической тропе.

4.1Географическая стоянка:

Геологи считают, что скальные образования возникли в результате выветривания разных по прочности известняков, состоящих из нуммулитов. Это вымершие одноклеточные организмы. В период палеогена (с 66 до 23,03 млн лет назад) их пористые раковины-скорлупки сформировали отложения известняка на морском дне. А горообразующие процессы подняли их и превратили в часть суши. В Крыму возраст нуммулитовых отложений около 50 млн лет. По мнению ученых, первоначально они были монолитны. Позднее появились трещины, куда попадала дождевая и талая вода. Массивы пород распадались на части. Некоторые блоки обрушивались, затем, измельчаясь, исчезали. Оставшиеся скалы под действием ветра и воды, смены тепла и холода, разрушительной деятельности проникающих в трещины растений меняли свои очертания. Длина природных сфинксов 500 м., ширина 140 м. Скальный гребень холма вдоль вершины выветриванием превращен в группу уникальных скульптур.

    1. Историческая стоянка:

Горные тролли, грозные великаны, фантастические идолы, застывшие фигуры заколдованных животных, огромные грибы. А еще вздымающиеся ввысь колонны, каменные драконы, химеры, исполинские башни и бастионы разрушенных крепостей. Какие только ассоциации не вызывают 20-метровые скалы, возвышающиеся над Бахчисараем! Их сравнивают с моаи — статуями на побережье острова Пасхи. И даже со знаменитым английским Стоунхенджем. Ну а сходство с изваянием, охраняющим египетские пирамиды, признано на государственном уровне. «Природные сфинксы долины р. Чурук-Су» – официальное название каменного чуда в окрестностях бывшей столицы Крыма.

С 1964 г. природные сфинксы в долине р. Чурук-Су признаны геологическим памятником природы местного значения.


4.3. Экологическая стоянка:

Вокруг природного монумента растут сосны, небольшая можжевеловая роща. Говорят, именно здесь устанавливали шатер-лечебницу для одной из ханских дочерей династии Гиреев. Знатную девушку мучили проблемы с легкими. От болезни ее избавила целительная атмосфера долины Чурук-Су – коктейль из морского, степного и горно-лесного воздуха. А также природный антисептик – можжевельник. Кроме него в ущелье множество лекарственных трав. Бахчисарайские окрестности вообще могут похвастаться богатейшей флорой, здесь насчитывается около 300 видов растений.

Экологическая тропа проходит по окрестности микрорайона “Старый” г. Бахчисарая и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов. В этой местности присутствует такая природная экосистема, как лес.

Мы рассмотрели представителей флоры и фауны местности.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен, присутствует ярусы: мохово-лишайниковый, кустарниково-травянистый, кустарниковый и древесный.

Характерны кустарниковые заросли из дуба пушистого, можжевельника, грабинника, лещины, шиповника, скумпии, кизила, боярышника. Особенно распространен кустарник скумпия, растущий по склонам и выделяющийся на них осенью ярко-малиновым и багровым цветом листьев.

Хорошо растут в окрестностях Бахчисарая дикие плодовые виды деревьев — кизил, груша, яблоня, вишня, лещина, боярышник, рябина крымская, миндаль-бобовник. Много здесь произрастает целебных и лекарственных трав.

Среди растений встречаются такие виды как: Окопник крымский - двулетнее, иногда многолетнее растение, 40-60 см высотой. В первый год появляется розетка морщинистых листьев. На второй год растение образует прямостоячий, разветвленный стебель, с завитками соцветий на концах цветоносов. Цветки - трубчатые, грязно-белые;

Гармала обыкновенная- многолетнее травянистое растение высотой до 80 см с неприятным сильным запахом. Корни мощные до 3 м длиной. Листья пальчато-рассеченные. Цветки белые или бледно-желтые около 2 см в диаметре, многочисленные. Плод приплюснуто-шаровидная коробочка; Махалебка обыкновенная- крупный развесистый кустарник или многоствольное дерево до 5-8 м высоты. Кора стволов светло-серая, гладкая даже у старых экземпляров. Молодые побеги зеленые, с густым войлочным опушением, со временем светло-бурые. Листья округлые или яйцевидные, кожистые, светло-зеленые с характерным блеском.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, на первый взгляд приметны такие беспозвоночные как насекомые, паукообразные, есть различные черви, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время, чтобы их обнаружить. В этой экосистеме мы можем увидеть таких животных, как Цикада обыкновенная - крупное насекомое. Длина тела 30—36 мм, с крыльями 40—50 мм. Голова шире переднеспинки. По сторонам головы расположены два крупных сложных глаза, а по центру – три маленьких простых глазка;

самого крупного хищного жука Крыма - крымская жужелица, длина тела которой может достигать 52 мм. Эта популярная жужелица является не эндемичным видом, а лишь крымским подвидом. Крымская жужелица образует несколько форм, отличающихся главным образом окраской - отливающими оттенками синего и зеленого цветов;

из птиц часто встречаются воробьи, вороны, ястреба, синицы- мелкие (длиной 10-20 см) подвижные птицы. Ноги крепкие, с хорошо развитыми пальцами и когтями, которые дают птице возможность передвигаться как по горизонтальным, так и по вертикальным ветвям, держаться на стволах деревьев или прикрепляться снизу к веткам, шишкам, серёжкам и пр.

Сильный конический клюв приспособлен к доставанию насекомых из трещин коры, к раздалбливанию твердых семян, а у некоторых синиц - для долбления ствола при постройке гнезда. Оперение густое, пушистое.




























  1. Практическое значение экологической тропы.


    1. Образование групп из учащихся по созданию экологической тропы.

Поисковики – исследуют местность, прокладывают маршрут, составляют картосхему, выявляют экскурсионные объекты.

Организаторы – проводят различные конкурсы, викторины.

Изготовители – делают информационные щиты, дорожные знаки, указатели и др.

Экскурсоводы – проводят интересные экскурсии.


    1. . Задания для учащихся.

Во время экскурсии по экологической тропе учащиеся могут выполнять различные задания:

1 Геоботаническое описание экосистемы с составлением списка растений. Учащиеся приобретут и расширят знания и навыки работы с определителями растений.

  1. Изучить динамику экосистемы. Особенно удобно изучать сезонную динамику. Это дает возможность работать на тропе в различные сезоны года и составлять список фенологических индикаторов.

  2. Аутэкологические исследования – исследование всех экологических факторов, влияющих на определенные виды растений и животных.

  3. Изучение видового разнообразия птиц. Зимующие птицы.

  4. Лекарственные растения.

  5. Изучение условия обитания сосны крымской, болезни, помощь.

  6. Выявление экологических проблем местности.

  7. Вести просветительскую и природоохранную работу среди школьников.




6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив материал по данной теме, посетив этот скульптурный шедевр кудесницы-природы, я пришла к выводу, что скалы-сфинксы - это очень удивительное место в нашем городе, которое по каким - то причинам обходят экскурсоводы. С вершин открывается великолепный вид на Бахчисарай и удивительный по своей красоте ландшафт.

Исследование показало, что создание маршрута экологической тропы будет способствовать формированию экологического сознания школьников, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять важность охраны природы. Особенно важно, что происходит приобретение практических навыков и умений: умение пользоваться картографическим материалом, умение работать с определителями, умение использовать полученные данные на практике. С другой стороны развивается наблюдательность, умение оценивать происходящие явления, прогнозирование изменений, умение предлагать свои пути решения экологических проблем.














7. Список использованной литературы.

1. Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.ПК Литфонда Росии,1993.

2. Захлебный А.Н. На экологической тропе. Опыт экологического воспитания. – М. Знание, 1986

3. Иглс П., Маккул С. и др. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. –М. –Смоленск: Маджента, 2006. – 188 с.

4. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2005. – 114 с.

5.Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. – Минск: «Асар», 1999.

6.Смирнова В. В. «Тропинка в природу» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

















8.Приложение

Приложение 1

Красная точка1 –начало экологической тропы,

точка 2 - конец экологического маршрута.


Приложение 2 (растительный и животный мир)

Растения , обитающие на пути нашего экологического маршрута.


Постенница иудейская


Окопник крымский

Гармала обыкновенная



Махалебка обыкновенная










Цикада обыкновенная


Жужелица крымская




Синица














Приложение 3

Сфинксы долины реки Чурук-Су

Вид летом

Вид зимой




Вид осенью


Экологическая тропа «Сфинксы долины реки Чурук-Су»










































































Скачать

© 2018 809 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!