Экологический проект «ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ МНОГИХ ЖИЛЬЦОВ»
Подготовила: Конинина Анна Валерьевна
В лесу
Я с утра в лесу гуляю. От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю Про березку и про мох. Про малину, ежевику, Про ежа и про ежиху, У которых за ежат Все иголочки дрожат. Н. Матвеева
Вид проекта:
информационно-познавательный, творческий.
долгосрочный (в течение года).
Дети 5 – 7 лет
Воспитатели Родители
несформированность у детей представлений о том, что лес – это экосистема, т.е. сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории ( жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы.
Сроки реализации проекта :
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА:
Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по ознакомлению с экосистемой лес, с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и раскрыть свои творческие способности, повысить уровень коммуникативного общения.
Итогом этого проекта будет совместная работа - родителей-детей-педагогов по созданию в экологической комнате «Уголка леса».
ЦЕЛИ:
формировать у детей представление о том, что лес – это экосистема, то есть сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о том , что человек и природа не могут существовать друг без друга; развитие познавательных и творческих способностей детей , навыков взаимодействия и сотрудничества .
ЗАДАЧИ:
- Организация соответствующей предметно-развивающей среды (создание «Уголка леса»);
- Формировать у детей представление о лесе, как экосистеме;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Развивать интерес и любовь к природе;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.
Перечень форм и методов реализации проекта
Игры-путешествия
Игры - путешествия
Подвижные, творческие , дидактические игры
Экскурсии в природу;
Праздники, досуги, развлечения
Занятия в игровой форме
Рассматрива-ние, беседы, чтение и т.д.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (реализация проекта)
3 этап – заключительный (презентация)
1 этап: подготовительный
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с семьей
Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как экосистеме).
Примечание
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Составление плана работы над проектом.
Проведение родительского собрания.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи проекта
Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам .
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр, пособий и т.д.
2 этап: основной (реализация проекта)
« Лес. Царство растений»
«Жители леса»
- Беседы, занятия с детьми познавательного характера
«Человек и природа»
- «Что такое лес?» (запуск темы)
- Какую пользу приносит лес?
- «Кто живет в лесу?»
- Организация предметно-развивающей среды по заданной теме
- «Знакомство с профессией лесника»
- Научитесь беречь лес !
- подготовка информации по темам: «Лес. Царство растений», «Жители леса», «Человек и природа», для родительских уголков
- организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т.д.
- создание презентаций для занятий с детьми ( «Ягоды», Грибы», Лес и его звуки» …. ) и др.
- «Зачем волкам нужны зайцы?»
- «Как дикие звери готовятся к зиме»
- «Мы друзья природы»
- Растения – пища животных и человека.
- «Охрана леса»
- «Какие бывают леса?»
- Перелетные и зимующие птицы»
Деятельность
- «Хорошо ли жить в царстве пернатых»
- «Как люди помогают лесным обитателям»
- «Деревья и кустарники наших лесов»
педагога
«Почему появились редкие птицы. Красная книга»
-«Деревья наши друзья»
- «Грибы»
-«Охрана животных. Красная книга»
- «Ягоды»
- «Насекомые» и др.
- «Лекарственные и ядовитые растения» или игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений»
- «Охрана растений. Красная книга»
Игровая , двигательная деятельность
- Сюжетно-ролевые : «По грибы», «В лесу»
Чтение художественной литературы
- Д идактическая игра : «Отгадайте, что за растение»; «Узнай и расскажи» , "Загадай, мы отгадаем"
Сюжетно-ролевые : «Зоопарк»
Сюжетно-ролевые : «Лесник», «Охота»
Дидактическая игра:
и др.
К.Ушинский «Спор деревьев»
А.Лопатина «Липкины дары», «Жизнь дерева», «Зеленая страна»и др.
«Что растет в лесу»; «Кто живет в лесу»; «Третий лишний»
- Дидактическая игра:
Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики»; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»
« Кто что ест?»; Что это за птица?»; «Найди детеныша для мамы»; «Четвертый лишний»,»Чей хвост, чья голова?» и др.
Подвижные игры:
Подвижные игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк» , «Пчелки и ласточки» , «Перелет птиц» и др.
« Отвечай одним словом»; Что было бы, если из леса исчезли…»; «Береги природу!» и др.
Е. Пермяк «Русские сказки о природе»
- «Поймай листок»; «Листопад»; «К названному дереву беги» ; «Узнай растение» и др.
Н.Сладков « Сказки леса»
В.Бианки «Сказки» и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Коллективная работа «Грибная семейка»- картина из пластилина
- «Грибы» - создаем коллекцию грибов из соленного теста
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лепка:
- " Гроздь рябины»"
- Творческое рассказывание детей по темам: «Лес .Царство растений»; «Жители леса»; «Человек и природа»
- Словотворчество: сочиняем стихи, сказки
- рисование природоохранных знаков
- лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из рус. Народной сказки «Колобок»: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
- «Елочка»
- «Учимся лепить птиц»
-«Ягодка»
-изготовление памятки «правила поведения в лесу»
Аппликация :
Аппликация :
«грибнику» и др.
- "Бабочка» - аппликация из пластилина
- декоративное панно "Орнамент из листьев" ( на круге)
- «Медвежонок»
- «Царство диких зверей»
- выставка рисунков «Лес – глазами детей» и т.д.
- «Во поле береза стояла»
Рисование:
- « Трусишка зайка серенький»
- создание тематического альбома «Почему нас так назвали?(детские рисунки грибов + описание) и др.
Рисование: ( нетрадиционные приемы рисования)
« Какие разные кусты» (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования
- «Летят перелетные птицы»- рисуем «крупами»
- «В грибном царстве, лесном государстве» и т.д.
- «Синички»- тычком
- «Снегири на ветке рябины»
- «Кто живет в зимнем лесу»
- «Ежиха с ежатами в ельнике»- рисуем «веником»
- «Бабочки летают над лугом» и т.д.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Вечер досуга «Люблю природу русскую»
- Информация в родительском уголке «Осень в лесу», « Лес зимой» и т.д.
- Оформление альбома «Эти интересные животные» (совместная работа детей и родителей)
- Совместная работа родителей и педагогов по созданию фигурок «Диких животных» из монтажной пены.
- Работа над созданием «Паспорта деревьев»
- Проведение игры-викторины совместно со взрослыми «Знатоки природы»
-Проведение акции «Посади дерево»
- Проведение акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек из бросового материала
- Презентация родителями экологических сказок (о грибах, ягоды, деревья и т.д.
- совместный праздник «Праздник леса» - с выездом на природу
- чаепитие «У самовара» ( травяной чай и ягодное варенье)
3 этап: заключительный (презентация проекта)
Деятельность педагога
Деятельность детей
Взаимодействие с семьей
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)
Примечание
Праздничное открытие
«Уголка леса» в экологической комнате.
На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации
Экологические уголки
Ресурсное обеспечение
Технические средства: компьютер, муз. центр и т.д.
Методический инструментарий ( конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.)
Подборка худ. литературы, иллюстраций
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе .
- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Активное участие в жизнедеятельности ДОУ
Для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.