Просмотр содержимого документа
«Экологический проект по статье»
Знаково-символические системы как средство повышения эффективности обучения биологии
- Смирнова Неля Захаровна , доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии человека и методики обучения биологии ФГБОУВПО «Красноярскийгосударственныйпедагогиче-скийуниверситетим.В.П. Астафьева», г. Красноярск
- Зорков Иван Александрович , аспирант кафедры физиологии человека и методики обучения биологии ФГБОУ ВПО«Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева», учитель биологии МБОУ «Центр образования No1», г. Красноярск.
- «... биологическая грамотность стала социально необходимой, так как биология является лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, охране окружающей среды» (Смирнова Н.З.)
при чтении учебника зрительный анали-затор и мозг работают преимущественно в замедленном (сукцессивном) режиме, а при просмотре изображений преобладает ускоренный (симультантный) режим вос-приятия, поэтому в ходе учения у детей должны присутствовать обе этих формы.
Система опорных конспектов
- В современном естественнонаучном образовании примерами знаково-символических систем, направленных на повышение эффективности обучения являются система опорных конспектов В.Ф. Шаталова, система идеографического письма «РИП», алгоритмический язык «ДРАКОН» В.Д. Паронджанова.
- В 9 классах общеобразовательной школыв разделе «Общая биология» можно привести визуализированные тексты учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Методические условия
− при работе необходимо выбрать наилучшее сочетание симультантного и сукцессивного восприятия, центрального и периферийного зрения;
− образ восприятия по своим параметрам (структура, форма, цвет) должен уподобляться образунатуральных объектов;
− должно отражать структуру биологического явления, облегчать мышление, придавая ему большую точность и силу;
− желательно, средство выглядело не как набор изолированных фрагментов с разорванными линиями, а как законченный, целостный зрительный образ, имеющий чѐткий контур.
- Фреймовая модель - абстрактный образ стандартных стереотипных ситуаций в символах –своеобразную жесткую конструкцию (каркас), содержащую в качестве элементов пустые окна –слоты, которые многократно перезаряжаются информацией, в отличие от классической табличной наглядности, представляющей собой статичные картинки, включающие визуальный и вербальный текст конкретного параграфа.
Введение в общую биологию 9класс, разработанная по принципам визуального программирования алгоритмического языка «ДРАКОН», предложенногоВ.В. Паронджановым.
Визуальные алгоритмы -способствуют осознанию учащимися связей теория + практика= последовательность и логичность изложения содержания предмета.
Б. Депортер, М. Хенаки –авторы методики применения метапланов.
«...если учащиеся могут символически изобразить объект изучения, значит, они имеют о нѐм достаточно ясное представление. Это, несомненно, повышает степень воспри-ятия и усвоения материала». (Боровицкий И.П.)