СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический турнир « земля-наш дом!»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Экологический турнир « земля-наш дом!»»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР

« ЗЕМЛЯ-НАШ ДОМ!»


Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.


Задачи:

  • акцентировать внимание обучающихся на экологических проблемах современности;

  • в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни и экологическую культуру;

  • развивать коммуникативные умения, творческие способности и культуру общения студентов.


Участники: студенты 1 курса СПО.


Оформление и оборудование:

  • На доске высказывания:

"Только любовь ко всему живому сделала человека человеком" А.Швейцер.

"Наш нравственный долг - сохранить на Земле травы зелеными, а зверей живыми." И.Акимушкин

"Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней." Лев Толстой.

"Любви к природе нечего стыдится.
Ее, как солнце, в сердце не гаси.
Будь человеком, дай цветку напиться
И дерево от гибели спаси!"

  • расставлены столы для команд-игроков;

  • на столах таблички для команд с названием команды и эмблемой;

  • расставлены стулья для болельщиков и зрителей;

  • компьютер, проектор, презентация, соцролик «Это наш дом», видеоклип «Раненая птица», мультфильм «Мальчик и Земля», звуки и голоса животных и птиц;

  • «солнышки», мозайка, экомячик, экоящик (в нем лавровый лист, яблоко, луковица), жалобы, экосветофор, задания на тур «Игра в прятки», кроссворды, слова «биоиндикаторы».


Правила турнира.

  1. Играют три команды по 5 человек.

  2. Каждая команда выполняет определенные задания.

  3. За правильный ответ команда получает «солнышко».

  4. При неправильном ответе – право ответить передается соперникам.

  5. В конце турнира каждая команда подсчитывает количество «солнышек». У какой команды больше «солнышек», та команда – победитель.





Ход и содержание турнира.


  1. Приветствие. Вступительное слово.

- Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем экологическом турнире «Земля - наш дом»!

Наш турнир посвящен такой замечательной и близкой каждому науке – ЭКОЛОГИИ.

- Что это за наука экология?

(Экология — наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека).


Сегодня важный день в жизни экологии, кто знает какой?

Сегодня, 22 апреля, отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. Праздник был установлен на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году и отмечается, начиная с 2010 года, ежегодно 22 апреля.


Кто ни будь знает какой возраст нашей Планеты?

(4,54 миллиардов лет 4,54·109 лет)



Что вы видите на слайде? (это наш Дом это наша планета Земля, а точнее картинка нашей Земли из космоса, как была наша Земля 4,5 милрд.лет назад так она и осталась, но если мы посмотрим на картинку нашей Земли из космоса ночью то…

Мы видим что хозяином на Земля – является человек!



На фоне соцролика «Это наш дом» звучит стихотворение:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Несмотря на все, человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

Сегодня мы проводим экологический турнир знатоков природы, ее защиты и охраны.

В нашем турнире принимают участие 3 команды:

1 команда «Экологи» (группа ВФ-1-15), 2 команда «Следопыты» (группа ТО-1-15), команда «Друзья природы» (группа ТТ-1-15).

Каждая команда выполняет определенные задания. За каждый правильный ответ получает «солнышко». Какая команда больше наберет «солнышек», та и победит.


- Итак, начинаем!


II.Приветствие команд.


Команда «Экологи»

Экологи нужны нам везде.

На суше или в воде.

Они защищают природу всегда.

Пусть будет чиста наша Земля.


Команда  «Следопыты»

          Каждый из нас природу защитит,

          О каждом деревце душа у нас болит.

          Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

Команда «Друзья природы»

Природы верные друзья!

Дружны мы, как одна семья!

В турнир пришли играть,

Чтоб больше о природе знать!



ВАШИ БАЛЛЫ БУДУТ ОТОБРАЖАТСЯ НА ДОСКЕ (за каждый правилый ответ или правильное выполненное задания 1 балл)

Пусть победит сильнейший!!!

III. Экологический турнир.


1 тур. «Экологическая разминка»

Каждой команде задаются вопросы, на которые они должны ответить. За правильный ответ получают «солнышко».


1. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
2. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
3. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
4. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
5. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
6. Назовите главные источники очищения воздуха в доме. (растения)

7.Официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов. (Красная книга)

8. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).

9. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)

10. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)

11. Бабочки живут всего один день? (нет)

12. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)

13. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)


2 тур. Мозайка «Экологическая проблема».


Из разрезанных частиц собрать рисунок, по рисунку определить экологическую проблему.






(разрушение озонового слоя)









(парниковый эффект)











(кислотный дождь)







3 тур. «Слушай, не зевай».

а) Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;


Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.


Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин (стадо-волк; ростки и семена-голубка-орел; цветок-светлячок-соловей-сова)



б) Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин (паразитизм)

в) Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин (Красная книга)



4 тур. Конкурс капитанов «Экомячик».

Капитаны передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик, 
Долго-долго по рукам, 
У кого остался мячик, 
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы, за правильный ответ получают «солнышко».

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?




5 тур. «Жалобная книга природы».

Каждая команда выбирает по листочку с жалобой, читает и угадывает, о ком идет речь. За правильный ответ – «балл».

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это?

(Сова. С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)


Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Я съедаю много вредных насекомых, которых даже птицы не едят.

(Жаба или лягушка. Лягушки и жабы ловят насекомых с неприятным вкусом и запахом, которых отвергают птицы. И уничтожают насекомых с покровительственной окраской, которых не замечают птицы. Добывают эти земноводные медведок, перекусывающих и обрабатывающих корни огурцов, помидоров, свеклы, моркови и других культур. В "меню" жаб и лягушек, кроме того, входят полосатые щелкуны, кобылки, клопы, всевозможные жуки, гусеницы, комары и их личинки. И еще жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука и его личинки)

Жалоба 3.

« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!

Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти».

( Грибы. Не только многие грибники, но и ряд авторов книг о грибах утверждают, что если вырвать гриб с землей, то нарушается и даже разрушается грибница, и поэтому рекомендуется срезать грибы ножом )






6 тур. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

  • Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

  • Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Дети оставили костёр в лесу. (к)

  2. Ребята огородили муравейник. (з)

  3. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)

  4. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

  5. Дети очищают парк от мусора. (з)

  6. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

  7. Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

  8. Дети сильно шумят в лесу. (к)

  9. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

  10. Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

  11. Дети вешают кормушку. (з)

  12. Мальчики рассматривают жука. (ж)

  13. Дети развешивают скворечники в парке. (з)

  14. Подростки моют мотоцикл в реке. (к)

  15. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)

  16. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)

  17. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)

  18. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (з)

  19. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (к)

  20. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)


7 тур. «Игра в прятки».

В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает «солнышко». Время на задание – 1 минута.

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)

8 тур. «Экологический кроссворд».

1

п

.

.

.

.

.

.

.

.

2

.

.

.

р

.


3

.

.

.

и

.

.

.

.

.


4

.

.

.

р

.

.

.

.



5

.

о

.

.



6

д

.



7

а

.

.

.














1. Способ, который превращает морскую воду в пригодную для питья (опреснение)

    1. Природные запасы, которые человек использует для своего существования (ресурсы)

    2. Прибор, который предохраняет дыхательную систему человека от воздействия пыли и дыма (респиратор)

    3. Минеральные и органические вещества, с помощью которых можно увеличить урожайность сельскохозяйственных растений (удобрения)

    4. Растительный мир Земли (флора)

    5. Отравляющие вещества растительного, животного и химического происхождения, опасные   для жизни человека (яды)

    6. Животный мир планеты Земля (фауна)



9 тур «Экомузыка».


В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…

Послушайте звуки и определите, кто или что их издает.

    1. Соловей, 2заяц, 3 стая пингвинов, 4летучие мыши,5кайот, 6 панда,7 ласточки, 8 крик лисы,10. Волнистый попугайчик


10 тур «Экоящик».

В «черном ящике» лежат предметы, название которых должны отгадать команды. Какая команда первая ответит, та получит «солнышко».


- Вопрос №1

-В серебристом ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово «лауреат». Что это за растение и где оно используется в настоящее время?

(ответ: лавр благородный)


- Вопрос№2

В серебристом ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде, растение перекрестно-опыляемое насекомыми. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. У нас в поселке Судиславль растут практически в каждом саду.?

(ответ: яблоко)



Дополнительный тур. «Экологическая смекалка и сообразительность».


Каждой команде выдается карточка с экологическим термином «биоиндикаторы», за 1 минуту составить из этого термина как можно больше слов на биоэкологическую тематику!




IV. Заключительная часть.


Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш экологический турнир.

(Подсчет «солнышек», выявление победителей).


Дорогие ребята, мне хотелось довести до вас, что экология – это прекрасно, если относиться к живому по-доброму, по всем правилам экологической этики.


Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» (2.43 мин)



Вот несколько добрых советов (мешочек с пожеланиями) дети отрываю лепесток и зачитывают:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.

  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

Видеоклип «Раненая птица». (3.30 мин)



Не забывайте слова поэта Н.Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.


Всего вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!