СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические факторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность экологических факторов  в живой природе

Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы»

5 класс

Тема: Экологические факторы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологии, экологических факторах и средах жизни живых организмов.
Задачи метапредметные:
Формировать УУД:
Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.

Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.

Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, решать проблемы

Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в паре.

Планируемый результат:
Предметный:
Знать понятие экология, экологические факторы, уметь охарактеризовать среды обитания, их особенности и особенности организмов, заселяющих эти среды.
Метапредметный:
Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в паре, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.

1. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала.
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Что такое экология?) – беседа с обучающимися
Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания (это двусторонние связи организм – среда обитания; популяция – среда обитания; сообщество – среда обитания)
Что же такое среда обитания? (5 слайд) - беседа с обучающимися
Среда обитания – всё, что окружает живой организм и оказывает на него определённое воздействие.
А где могут обитать организмы?
Похожи ли организмы, обитающие в разных средах?
Различают 4 среды обитания
Работая с учебником на странице 185-188 за 10 минут вы должны заполнить таблицу



Название среды



Характеристика среды



Организмы, населяющие данную среду


Водная


Мировой океан, континентальные водоёмы, подземные воды. Высокая плотность, большая теплоёмкость, высокая теплопроводность, растворённые соли и газы, сильное поглощение света


Гидробионты («вода»), наличие жабер, обтекаемая форма тела


Назем-но-воздушная


Среда контрастов, резкие колебания температуры, смена погодных условий, неравномерное распределение света и влаги, обилие воздуха


Аэробионты («воздух»)

Хорошая скелетная опора….


Почвенная


Рыхлый поверхностный слой литосферы содержит влагу, воздух, много энергетических запасов (отмершие организмы)


Эдафобионты («почва») – бактерии, грибы, животные


Организменная


Сами живые организмы как источник пищевых ресурсов и защита от внешних условий среды


Эндобионты («внутри») – паразиты и симбионты



После заполнения в течение 5 минут таблицу сверяем (есть возможность опросить несколько учеников). Молодцы!
3. Первичная проверка усвоения знаний

А теперь посмотрите на доску)

Здесь царит явный хаос, что нужно сделать, чтобы навести порядок

(Соединить стрелками понятия. Опять же есть возможность опросить несколько обучающихся, думаю, с этим заданием справятся даже слабые ученики)
4. Первичное закрепление знаний.

Закрепление
5. Изучение нового материала

Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их?( Оказывает)
Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
3 группы экологических факторов: ()
Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые)

Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление

Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными

6 . Первичное закрепление знаний.
Тестирование «Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы»

1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

A - Температура.

Б - Вырубка леса.

B - Внесение в почву удобрений.

2. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

A - Биотический.

Б - Абиотический.

B - Антропогенный.

3. Под биотическим фактором понимают:

A - Воздействия живых организмов на другие живые организмы.

Б - Воздействие человека на организмы.

B – Жилище.

4. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:

A - Свет.

Б – Полосатая окраска у животных.

B - Развитие промышленности.

5. Что понимают под экологическими факторами?

А – компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на организмы.

Б - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.

7. Подведение итогов урока.
8. Информация о домашнем задании.
Д/З Параграф 50, составить синквейн на словосочетание «среда обитания»
9. Рефлексия 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!