5 класс
Тема: Экологические факторы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологии, экологических факторах и средах жизни живых организмов.
Задачи метапредметные:
Формировать УУД:
Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.
Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, решать проблемы
Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в паре.
Планируемый результат:
Предметный:
Знать понятие экология, экологические факторы, уметь охарактеризовать среды обитания, их особенности и особенности организмов, заселяющих эти среды.
Метапредметный:
Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в паре, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.
1. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала.
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Что такое экология?) – беседа с обучающимися
Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания (это двусторонние связи организм – среда обитания; популяция – среда обитания; сообщество – среда обитания)
Что же такое среда обитания? (5 слайд) - беседа с обучающимися
Среда обитания – всё, что окружает живой организм и оказывает на него определённое воздействие.
А где могут обитать организмы?
Похожи ли организмы, обитающие в разных средах?
Различают 4 среды обитания
Работая с учебником на странице 185-188 за 10 минут вы должны заполнить таблицу
Название среды |
Характеристика среды | Организмы, населяющие данную среду |
Водная | Мировой океан, континентальные водоёмы, подземные воды. Высокая плотность, большая теплоёмкость, высокая теплопроводность, растворённые соли и газы, сильное поглощение света | Гидробионты («вода»), наличие жабер, обтекаемая форма тела |
Назем-но-воздушная | Среда контрастов, резкие колебания температуры, смена погодных условий, неравномерное распределение света и влаги, обилие воздуха | Аэробионты («воздух»)
Хорошая скелетная опора…. |
Почвенная | Рыхлый поверхностный слой литосферы содержит влагу, воздух, много энергетических запасов (отмершие организмы) | Эдафобионты («почва») – бактерии, грибы, животные |
Организменная | Сами живые организмы как источник пищевых ресурсов и защита от внешних условий среды | Эндобионты («внутри») – паразиты и симбионты |
После заполнения в течение 5 минут таблицу сверяем (есть возможность опросить несколько учеников). Молодцы!
3. Первичная проверка усвоения знаний
А теперь посмотрите на доску)
Здесь царит явный хаос, что нужно сделать, чтобы навести порядок?
(Соединить стрелками понятия. Опять же есть возможность опросить несколько обучающихся, думаю, с этим заданием справятся даже слабые ученики)
4. Первичное закрепление знаний.
Закрепление
5. Изучение нового материала
Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их?( Оказывает)
Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
3 группы экологических факторов: ()
Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые)
Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление
Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными
6 . Первичное закрепление знаний.
Тестирование «Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы»
1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
A - Температура.
Б - Вырубка леса.
B - Внесение в почву удобрений.
2. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?
A - Биотический.
Б - Абиотический.
B - Антропогенный.
3. Под биотическим фактором понимают:
A - Воздействия живых организмов на другие живые организмы.
Б - Воздействие человека на организмы.
B – Жилище.
4. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:
A - Свет.
Б – Полосатая окраска у животных.
B - Развитие промышленности.
5. Что понимают под экологическими факторами?
А – компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на организмы.
Б - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.
7. Подведение итогов урока.
8. Информация о домашнем задании.
Д/З Параграф 50, составить синквейн на словосочетание «среда обитания»
9. Рефлексия