Метод «Кинозал» - просмотр видеоролика «Экологические факторы среды»
Метод «Чтение с пометками» Помимо видео, ученикам раздаются тексты: Экологический фактор — это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития. В свою очередь, организм реагирует на экологический фактор специфическими приспособительными реакциями, т.е. адаптируется к ним. Экологические факторы весьма разнообразны, имеют разную природу и специфику действия они могут быть необходимы для организмов или, наоборот, вредны для них, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Их подразделяют на абиотические и биотические, антропические. Абиотические факторы — это все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы (свет, температура, радиация, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности и т.д.). Биотические факторы — это прямые и опосредованные формы воз-действия живых существ друг на друга. Любой организм в реальных условииях постоянно испытывает на себе самое различное влияние других существ. Антропические факторы — факторы, которые возникают в ходе непосредственного (прямого) воздействия человека на что-то. Весьма часто употребляют термин «антропогенный фактор». Под ним понимают фактор, косвенно обязанный своим происхождением деятельности (настоящей и прошлой) человека. В последние годы антропогенные факторы, учитывая силу их воздействия, выделяют как отдельную категорию экологических факторов.
Задания: 1. Прочитайте текст, делая на полях пометки. “√” отмечают информацию, которая вам известна. “+” отмечают новую информацию, новые знания. “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию. 4. Запишите определения в тетрадь. 5. Заполните таблицу: «Характеристика сред обитания»
ФО: Взаимоконтроль
Дескрипторы: - Умеют выделять главное от второстепенного (1 б) - Дают характеристику водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной среде по факторам: свет, влага,воздух, температура (8 б)
Оценивание: «Смайлики» в парах: - отделяют главное от второстепенного из текста; правильно заполняют все 8 граф таблицы «Характеристика сред обитания». - допускает 1-2 ошибки - допускает 3 и более ошибок
Групповая практическая работа:
1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка назовите холоднокровных (т.е. с непостоянной температурой тела) 2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка, выберите растения, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. 3. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка назовите теплокровных животных (т.е. с постоянной температурой тела) 4. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка, выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
Синица, гадюка, мелисса лекарственная, жаба, медведь бурый, папоротник, ланцетник, скат, подсолнух, черепаха, фиалка садовая тигр, муха, заяц, лаванда узколистная, ящерица, клен, осетр, орел, медведь белый, волк, сазан, комар, тетерев, смородина черная, сова, рысь. Общее задание группам: Определите главные характерные особенности представителей группы растений (животных). Какое влияние оказали факторы среды на образ жизни, распространение, особенности жизнедеятельности растений (животных)
Работу оформите в виде постера. ФО: групповое Метод «Две звезды, одно пожелание»
Дескрипторы: - умеют выделять холоднокровных (1б), теплокровных (1б) животных; - различают живетных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни (1б); - различают светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения (1 б); - определяют главные характерные особенности представителей группы (1б); - применяют полученные знания, определяя влияние оказания среды обитания на образ жизни, распространение, особенности жизнедеятельности растений (животных); - оформление постера и четкая презентация работы группы (1 б) |