СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое образование учащихся: использование твердых бытовых отходов на уроке технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

2017 год- год Экологии. С учениками 1 класса была реализвана проектная работа по использованию твердых бытовых отходов на уроках технологии. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование учащихся: использование твердых бытовых отходов на уроке технологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»

Аксубаевского муниципального района





















Творческий и экологический проект

«На кончиках зимы…»












Выполнила: ученица 1 «Б» класса

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Руководитель: учитель начальных классов Шуркина А.В.





Аксубаево

2017



Введение

Экологическая проблема с каждым годом становится всё острее, а отношение человека к окружающей среде всё более потребительским. Не составит большого труда сделать вывод о том, что человек своим трудом, своими желаниями, потребностями загрязняет окружающую среду. Несмотря на это мы все хотим жить в чистом городе, на чистой улице и главное, чтоб нас окружали «чистые», добросовестные, экологически образованные люди. Мы хотим, чтобы были организованы все условия для утилизации ненужного мусора. Нас мало волнует, как утилизируются наши отходы, ведь главное, что мы вынесли его за порог своего дома, но не за «порог» нашей планеты. По масштабам, значению проблема огромная, всемирная, всечеловеческая. О ней говорят, её стараются решить на всех уровнях власти и в нашем государстве.

Меня, как жителя нашей планеты, беспокоит экологическая проблема. Моего руководителя как учителя, наставника, волнует проблема самовоспитания и то, как и в какой форме, применяя те или иные методы и приемы, нам ученикам доступнее рассказать об экологической проблеме, о том, как мы воздействуем на природу, и что нам делать, чтобы хоть как-то улучшить экологическую ситуацию в будущем.

Объединив вопросы, ознакомившись с тематической литературой, я собрала достаточный материал для дальнейшей работы. Разработанный на основе практических работ материал представляет собой проект по использованию бросового и природного материала для изготовления различных поделок, вторичного использования твердых бытовых отходов.

Экология человека и творчество – два понятия, две большие темы, те, что реже соприкасаются и взаимодействуют, мы решили объединить в одну работу – проект «На кончиках зимы…». В итоге работы у нас получится очень нежная на вид, красивая композиция, где на кончиках белых веток будут висеть различные украшения (цветы, бантики).


Цели проекта:

-обучающая:

  • способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства;

  • дать первоначальное понятие об экологической проблеме на Земле;

  • не менее значимым для нас является развитие у учеников воображения, мышления, творческих возможностей, интереса к предмету «Окружающий мир»;

-воспитывающая:

  • формирование следующих качеств: аккуратности и собранности при выполнении практической деятельности, трудолюбия, умения слушать, коммуникабельности, активности, культуры труда, умения работать в коллективе;

  • становление культуры поведения по отношению к утилизации бытовых отходов;

  • выявление творческих способностей.


Задачи проекта:

  • проведение мастер-классов по использованию бросового материала для повседневного использования и для декорирования;

  • проведение бесед с учениками о пользе, вреде отходов и о его утилизации для формирования экологического образования.


В итоге мы получим следующие результаты:

  • будут рассмотрены ряд экологических проблем;

  • подрастающее поколение станет внимательнее и бережнее относится к природе;

  • ученики научатся использовать бытовые отходы, правильно утилизировать их;

  • у них будет развиваться творческое мышление.

Отличительная особенность проекта – его экономичность.


Рассматривая проект с разных точек зрения, можно выделить экологический[5], социальный, экономический аспекты.

Экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала способствует уменьшению загрязнения природы твёрдыми бытовыми отходами. Вторая жизнь вещей приучает детей к практичности использования уже имеющего материала.

Социальный аспект: занятость детей во внеурочное время разнообразными видами декоративно - прикладного творчества; приобретение навыков работы в малой разновозрастной группе с учётом дифференцированного подхода к обучению; возможность предложить тему для совместного творчества детей и родителей.

Экономический аспект: экономия природных ресурсов за счёт использования вторичного сырья. Доступность по материальным затратам для большинства детей.

Возможны следующие противоречия: вред от использования бросового материала (в частности, пластиковых бутылок), нецелесообразность, ненужность данного проекта. В защиту проекта можно утверждать следующее: больше 50% всего, что мы используем и что нас окружает, состоит из пластика и других, не менее вредных по составу веществ; задачи проекта направлены на развитие, воспитание, что очень важно в становлении личности. По итогам проделанной работы противоречия исчерпают себя путем проведения аналитических работ, выставок и мастер-классов.


Рекомендации:

Организация и проведение занятий требуют тщательной подготовки, изучения необходимой литературы и применения различных методик:

  • подбирается материал из различных источников (СМИ, интернет ресурсы, книги, периодика, личные наблюдения и оценка);

  • рассматриваются примерные схемы, алгоритмы действий по изготовлению поделок.

  • приветствуется творческий, креативный подход к работе во время практической деятельности по изготовлению задуманного объекта, который вносит интересные изменения и дополнения в работу.

Например, из тары из-под шампуня получаются практичные и необходимые в быту держатель для мобильного телефона, подвешиваемый на розетку, органайзер для карандашей и ручек. С другой стороны, тару можно использовать в декоративных целях, смастерив из неё горшок для цветов. Идей для использования данного бросового материала достаточно. Дети в ходе работы придумывают свои варианты использования материала. Самым важным в воспитании детей является их творческое развитие [1] - бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. 

Хорошим дополнением для достижения поставленных целей является презентация, раскрывающая следующие вопросы:

  • из чего сделан материал;

  • как долго он разлагается в природе;

  • заметки о его пользе и вреде;

  • примеры работ других учеников;

  • актуальные проблемы, их динамика;

  • возможные пути их решения;

  • подчеркивается значение нашей работы по отношению к экологической проблеме;

  • отражается накопленный опыт по работе с бросовым материалом и лучшие идеи по работе с ним.

Важно подчеркнуть, что приемлемым считается использование безопасных методов работы под контролем взрослого[3]. Важно научить детей правильно обрабатывать поверхность во избежание ранений. Со временем приобретенный опыт расширяет границы возможностей использования материла и методов работы с ним. Активное обсуждение поставленных вопросов и экспериментирование с материалами, демонстрирующими свойства предметов, сделали презентацию интересней, динамичней и полезной для детей.

Таким образом, поделки из бросового, природного материала помогут нашим детям ценить всё, что нас окружает. И главное - включать воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал[2].

Сроки реализации проекта:

  1. Подготовительный – октябрь:

  • Заготовка необходимых материалов – 1 день;

  • Сбор информации о проблеме, анкетирование – 2 дня;

  • Знакомство с техникой «декупаж»- 1 день.

  1. Основной – декабрь:

  • Подготовка презентации – 1 день;

  • Проведение мастер-класса – 1 день.

  1. Заключительный:

  • Анализ проведенной работы, подведение итогов – 1день.

Итого – 7 дней.


Этапы работы:

  • сбор необходимой теоретической, статистической информации о стеклянных бутылках;

  • практические наблюдения за использованием стеклотары и её утилизации, способах утилизации в различных городах;

  • анкетирование родителей и учащихся, анализ полученных данных (приложение 1);

  • составление проекта по использованию стеклотары для декорирования интерьера;

  • подготовка к рассказу, описанию и экспериментированию с использованием ИКТ технологий;

  • сбор необходимого материала для практической работы;

  • обязательный инструктаж по технике безопасности, контроль за процессом;

  • анализ проделанной работы, полученного результата.


Ход работы:

Предстоящая работа - мой личный замысел и несет в себе больше практические, чем творческие задачи, поэтому мною и детьми заранее был заготовлен материал: опавшие ветки деревьев (собраны во время осенней экскурсии в лесу), стеклянные бутылки, ненужная бумага разных цветов, водоэмульсионная краска белого цвета, кисточки. Следует подчеркнуть, что заготовки учат планировать деятельность, что также важно для воспитания самоорганизации учеников.

Теоретическая и экспериментальная часть длилась мастер-класса направленная на рассмотрение экологической проблемы заняла 15-20 минут, практическая 1 час 30 минут с перерывом на 10 минут. Первые 3 минуты ученики рассматривали иллюстрации с изображением твердых бытовых отходов. В общей беседе была сформулирована проблема, касающаяся человеческого отношения к природе. В течении 5 минут мы обсуждали варианты использования стеклянных бутылок, рассмотрели вопрос о их утилизации. Провели небольшие эксперименты для демонстрации свойств материалов. Следующие 2 минуты ученикам были показаны творческие работы по использованию стеклотары в декоре. Затем в результате пошаговой работы из предложенного материала мы получили 5 декоративных композиций, состоящих из покрашенной бутылки-вазы, веток и разноцветных цветов из бумаги, которые понравились всем участникам без исключения.

Ученики получили первоначальное представление о свойствах используемых материалов с помощью представленной презентации и экспериментальных работ. С интересом изучали свойства материалов и участвовали в беседе, но изначально не представляли себе конечный результат работы с материалом. В основном у мальчиков возникали вопросы: нужна и полезна ли настоящая творческая деятельность, как в последующем утилизируется наша работа. Руководитель мастер-класса должен быть готов к таким вопросам и вовремя приводить примеры о возможностях использования декора в быту, о его экономической ценности, рассказывать о способах дальнейшей утилизации использованных материалов. Нужно приводить аргументы в пользу нашей работы, что положительно влияет на эмоциональный настрой группы, чтобы ученики чувствовали уверенность в своих возможностях, осмыслили полезность нашей работы и проявляли фантазию [4]. Следует отметить, что поставленные на первоначальном этапе задачи были успешно реализованы.

Экономичность нашей работы и результат проделанной работы были положительно оценены родителями, учениками школы. В поддержку данного проекта ученики и родители обещали продолжить совместную работу по развитию деятельности с бросовым материалом.


Вывод

Таким образом, мы с учениками 1 класса и их родителями сделали небольшой шаг навстречу экологической проблеме в природе. Ученики проявили интерес к дальнейшему саморазвитию в использовании бросового материала и объявили конкурс идей. Мне, как учителю, как жителю нашей планеты, очень хочется, чтобы мы жили в гармонии с природой, чтобы творчество и польза сочетались и выражались в труде, в чем суть нашей проектной работы.


Использованная литература

  1. Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 1975.-148 с.

  2. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.

  3. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

  4. Паршина С.В. Творчество – источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус. – 2002. – №2. – С.3-8.

  5. Экология: Учебник для технических вузов / Л.И.Цветкова, М.И.Алексеев и др.; Под ред. Л.И.Цветковой. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. - 488 с.

  6. http://legkopolezno.ru

  7. https://www.youtube.com/watch?v=SOd4kJTVKYo














Приложение 1

Анкета

«Экология и я…»

  1. Место жительства (город, населенный пункт) __________________________

  2. Вы покупаете напитки в стеклянных бутылках? ______________________

  3. Сколько бутылок за неделю или за месяц? (укажите примерное количество) _________________________________________________________________

  4. Вы покупаете продукцию в пластиковой таре? (напитки, молочные продукты) ________________________________________________________

  5. Сколько пластиковых упаковок за неделю или за месяц? (укажите примерное количество) ­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

  6. Вы покупаете продукцию в алюминиевой банке? (консервы, напитки)

_________________________________________________________________

  1. Сколько банок за неделю или за месяц? (укажите примерное количество)

_______________________________________________________________

  1. Как вы их утилизируете? ___________________________________________

  2. Слышали ли вы об экологической проблеме? __________________________

  3. Как вы относитесь к вторичному использованию твердых отходов _______

________________________________________________________________

  1. Интересна ли вам тема использования вторсырья? ____________________

  2. Посещали бы вы мастер-классы по теме использования вторсырья? ______

________________________________________________________________






Выводы по результатам анкетирования:

Номер вопроса

Результат

Примечания

1

3 из опрошенных проживают в городе, 7 - на селе, в деревне

8 взрослых и 2 первоклассника

2

9 из 10 покупают напитки в стеклянной бутылке. 1 из 10 покупает только в пластиковой упаковке.

В пластиковой таре напитки дешевле, но это ли показатель качества?

3

Всего за месяц мы примерно 74 бутылки (банки) покупают среднестатистические 10 человек.

В среднем в мире 1 человек за год выбрасывает 107 бутылок, банок.

4

1 из 10 опрошенных никогда не покупает пластиковые и другие тары.

Раньше сдавали бутылки, мыли, а сейчас нет времени и желания.

5

Рекордный показатель. В пластиковой таре можно купить всё, что угодно.

Пластиковая тара не пригодна для вторичной переработки. В мировом океане образовался остров из пластиковой посуды размером с территорию США.

6

2 из 10 не покупают продукцию в консервной банке.

1 из них считает продукцию вредной, 2-ой предпочитает консервы в стеклянной банке.

7

52 банки на 10 человек в месяц. Это около 2 банок на 1 человека в месяц. Если же в семье 5 человек и потребление соответственно выше, то число выброшенных банок достигает 10.

Консервные банки окисляются, загрязняя воздух.

8

10 из 10, что естественно, утилизируют твердые бытовые отходы в урну

У нас нет специально оборудованных контейнеров для стекла. Сдавать бутылки не хотят.

9

Все взрослые 8 человек слышали об экологической проблеме, но её не ощущают.

2 первоклассника слышат впервые. Им стало очень жаль рыб, которые травятся отходами человека.

10

5 положительно, 5 нейтрально

5 не задумывались о проблеме, 1 из опрошенных использует стеклотары в строительстве, пластиковые в с/х нуждах.

11

6 из 4 заинтересованы в использовании твердых бытовых отходов.

4 ссылаются на нехватку времени и возможности.

12

8 из 10, что говорит о положительной динамике, заинтересовались мастер-классом.

В интернете очень много примеров работы с бросовым материалом. Очень полезные, нужные вещи можно сделать практически из любого материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!