СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое путешествие. Мы – экипаж корабля "Природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое путешествие. «Мы – экипаж корабля «Природа»

Просмотр содержимого документа
«Экологическое путешествие. Мы – экипаж корабля "Природа»


Экологическое путешествие.


«Мы – экипаж корабля «Природа»







Руководитель работы - воспитатель
Кривогузова Н.И.






ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение ………………………………………………….3
Актуальность ……...…………………………………….6
Сценарий мероприятия ………………………………...8
Результаты ……………………………………………...22
Заключение…………………………………………….. 23


















Введение

Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением – осознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры на сегодняшний день являются первостепенными. Воспитание экологической культуры должно начинаться уже в раннем возрасте в детских дошкольных учреждениях. Именно поэтому МБОУ «Полевской лицей» уделяет большое внимание экологическому образованию учащихся и воспитанников.

В соответствии со Стратегией сохранения окружающей среды и природных ресурсов важными задачами, являются:

– формирование экологической культуры;

– развитие экологического образования и воспитания;

– обеспечение эффективного участия учащихся в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.


Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:

  • Материал даем не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.

  • Создаем ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.


  • Специально - организованное обучение

- Занятия

- Экскурсии

- Наблюдение за животными и растениями

- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными

- Изобразительная деятельность экологической тематики

- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях)

- Формирование обобщенных представлений о природе

- Классификация представлений о природе


  • Совместная деятельность педагога и детей

- проектная деятельность

- наблюдение в уголке природы, на прогулке

- целевые прогулки в природу

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам

- опыты, поисковая деятельность

- труд в уголке природы и на участке

- работа с моделями

- ведение календарей природы, дневников наблюдений

- экологические досуги и праздники

  • Самостоятельная деятельность детей:

- игры

- экспериментирование

- уход за растениями и животными уголка природы

- изготовление поделок из природного материала

- театрализованная деятельность


  • Деятельность детей на участке детского сада

Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психическое состояние ребенка, приближая его к природе.

Экологическая тропа одна из современных форм, воспитания и образования детей. Нами составлен план маршрута, выделены интересные объекты тропы.

Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбирает быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.

Уголок лекарственных трав создан, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).

Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астры, календула, космея, колокольчики). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.


На участке для привлечения птиц, размещены кормушки, где дети могут самостоятельно кормить птиц и наблюдать за ними.

  • Проектная деятельность – позволяет развивать творческие способности ребенка с опорой на его поисковое поведение

Поиск новых направлений в практической работе по экологическому по воспитанию ребенка продолжается, и мы сможет сделать детскую жизнь более интересной, полезной и комфортной.





Актуальность


В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая  в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.  

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей

Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.







Экологическое путешествие. «Мы – экипаж корабля «Природа».

Цель:

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

  • Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

  • Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.

  • Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей),

  • Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

Подготовительная работа: расширение словарного запаса.
Бухта - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши (выступами берегов, скалами и близлежащими островами) и защищённая ими от волн и ветра.
Мыс - участок суши, выдающийся острым углом в море, озеро, реку. 
Остров - участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море или реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива.
Причал - специально оборудованное место у берега для швартовки судна или лодок с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций, а также с целью безопасного от непогоды ожидания.
Пристань - специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации.

Ход мероприятия.

Начинают мероприятие взрослый в костюме Лета и дети в костюмах Эколят

Лето: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Угадайте, какое время года я символизирую своим костюмом.
Дети: Лето

Лето: Правильно ребята. А какое время года сейчас?
(ответ детей)
Лето: Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями и помощниками. Знакомьтесь это Эколята, а зовут их: Шалун, Умница и Тихоня. Они волшебные желуди, которые помогают людям беречь природу и заботиться о ней. А кто знает, что же такое природа?
(ответы детей)
Шалун: Мы рады пригласить вас совершить вместе с нами Экологическое путешествие.
Умница: Все люди, живущие на Земле – экипаж корабля «Природа». Чем больше мы будем заботиться о нашем корабле, тем дольше продлится наше увлекательное путешествие.
Тихоня: Путешествие будет непростым, впереди вас ждут много трудностей.
Лето: И так, мы отправляемся в путешествие.

Остановка 1. Бухта «Чистые воды»

Лето: Итак, ребята, мы с вами подплыли к бухте «Чистые воды». Здесь вам нужно будет отгадать загадки и только тогда мы сможет продолжить наше путешествие.

Лето загадывает загадки о водоемах и воде в природе. Если экипаж не справляется, ответ переходит к Эколятам


В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде.
(Волны)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(Речка)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

Кругом вода, а с питьём беда.
(Море)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. 
(Река)

Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? 
(Ручей)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды —
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется? 
(Пруд, озеро)

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. 
(Болото)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)


Лето: Ребята, а как же мы можем сохранить водные ресурсы нашей планеты?
(ответы детей)

Остановка 2. Мыс «Зоологический».

(Встречают дети в костюмах животных)

Лето: Экипаж корабля природа подходит к мысу «Зоологический»

Игра «Третий лишний».
Ребята в костюмах животных дают задание из четырех картинок с животными выбрать лишнее и объяснить свой выбор.
Лето: Каким образом мы можем помочь в сохранении животного мира планеты Земля?

Динамическая пауза

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Остановка 3. Полуостров «Цветочный»

( Встречают дети в костюмах цветов)
Лето: Ребята, на цветочном острове растут множество разных цветов вам нужно будет определить по картинкам цветы Курской области, занесенные в Красную книгу

Остановка 4. Причал «Грибников».

Встречают взрослый в костюме мухомора и ребенок в костюме опенка.

Мухомор: Здравствуйте ребята, мы рады приветствовать вас на причале «Грибников», чтобы ваш корабль мог отправиться дальше вам нужно будет собрать корзину грибов, но в корзину должны попасть только съедобные грибы

Дети собирают грибы Мухомор и Опенок проверяют правильно ли они справились с заданием
Лето: А мы продолжаем свое путешествие.

Остановка 5. Остров «Птичьих голосов».

Включается фонограмма птичьих голосов

Лето: друзья мои давайте прислушаемся, что это вы слышите?

«Узнай птиц по голосу»
Дети слушают запись пения птиц в лесу и определяют название птицы (аудиозапись).

Остановка 6. Пристань «Экологических знаков»

Лето: Ребята, ваша задача определить название экологического знака

(Ответы детей)

Давайте послушаем стихотворение о правилах поведения в лесу.
Эколята рассказывают команде корабля «Природа» «Лесные правила»
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!

Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!»

Лето: А теперь вам необходимо самим придумать и нарисовать знаки по названию.
Не слушай громкую музыку на природе.
Не топчи ядовитые грибы.

Дети рисуют на асфальте экологические знаки

А теперь немного поиграем

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

Лето:  Вот, ребята, мы и вернулись домой в наш детский сад из морского путешествия.

Где мы ребята сегодня побывали? Что видели? (ответы детей). А, хотели бы вы, еще попутешествовать? (ответы детей). Я думаю, что ваши желания сбудутся, и мы еще побываем в разных замечательных местах.











Результаты мероприятия:

– расширены знания детей о приметах и явлениях живой и неживой природы;

– сформированы умения применять полученные знания о природе в практической деятельности;

– сформировано желание заботиться о живых объектах природы;

– развитие эмоциональной отзывчивости средствами природы и музыки;

– обогащен словарный запас детей новыми понятиями о природе;

– расширены знания детей об окружающем мире;

– сформированы умения передавать полученные впечатления в изобразительной деятельности.




















Заключение

Проведенное экологическое мероприятие показало важность и значимость для развития экологической культуры, экологического образования и просвещения детей.

Безусловно, существует необходимость в дальнейшем проведении мероприятий в рамках экологического воспитания детей, так как при проведении такой работы происходит развитие экологической этики воспитанников, ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Анализируя результаты работы мы пришли к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

В заключении хочется закончить словами выдающегося советского педагога- новатора В.А. Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!