СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт о работе в 2014 – 2015 учебном году над проблемной темой     по самообразованию учителя начальных классов Улиной Н.Г.

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ»

Цель: формирование экологической культуры учащихся с использованием ИКТ.

Задачи:

  • активное использование учителем и учащимися  средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения природоохранных задач;
  • развитие межпредметных навыков учащихся;
  • развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной деятельности учащихся;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;
  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;
  • оказание практической помощи коллегам;
  • участие в проблемных и творческих группах учителей начальной школы города, семинарах и практикумах.

Форма отчета по проделанной работе:

  • выступление на заседаниях МО и педсовете;
  • проведение открытых уроков;
  • публикации в СМИ.

За отчётный период проведена  следующая работа:

  • Участие в городских творческих лабораториях, проблемных группах учителей начальной школы, семинарах и практикумах
  • Посещение открытых уроков и воспитательных мероприятий коллег города, работающих по данной проблемной теме и в данной творческой группе
  • Организация проектной работы, создание мини – проектов учащимися класса
  • Выступление на педсовете с отчётом о работе над данной проблемной темой
  • Публикация  выступления и уроков на сайтах для учителей «Методический портал», «Копилка уроков», «Учительский журнал   on-line»
  • Работа над созданием экологических плакатов и рисунков на природоохранную тему
  • Проведение уроков и воспитательных мероприятий с экологической направленностью

Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ»»

Отчёт о работе в 2014 – 2015 учебном году над проблемной темой по самообразованию учителя начальных классов Улиной Н.Г.


Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ»


Цель: формирование экологической культуры учащихся с использованием ИКТ.


Задачи:

  • активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения природоохранных задач;

  • развитие межпредметных навыков учащихся;

  • развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;

  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.


Предполагаемый результат:

  • повышение качества преподаваемых предметов;

  • регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;

  • оказание практической помощи коллегам;

  • участие в проблемных и творческих группах учителей начальной школы города, семинарах и практикумах.


Форма отчета по проделанной работе:

  • выступление на заседаниях МО и педсовете;

  • проведение открытых уроков;

  • публикации в СМИ.


За отчётный период проведена следующая работа:

  • Участие в городских творческих лабораториях, проблемных группах учителей начальной школы, семинарах и практикумах

  • Посещение открытых уроков и воспитательных мероприятий коллег города, работающих по данной проблемной теме и в данной творческой группе

  • Организация проектной работы, создание мини – проектов учащимися класса

  • Выступление на педсовете с отчётом о работе над данной проблемной темой

  • Публикация выступления и уроков на сайтах для учителей «Методический портал», «Копилка уроков», «Учительский журнал on-line»

  • Работа над созданием экологических плакатов и рисунков на природоохранную тему

  • Проведение уроков и воспитательных мероприятий с экологической направленностью



Актуальность темы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в стране практики экологического образования и воспитания.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы.

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного

отношения к природе, охране природных богатств такова актуальность данной работы.

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.

В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

* формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

* развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

* обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

* воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Целью моего исследования является: исследовать содержание современного экологического образования и его основных компонентов.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности школьников.

В 2014 – 2015 уч. году учителем начальных классов Улиной Н.Г. были даны уроки природоведения с экологической направленностью по различным темам: «Как охранять воду?», «Почему нужно охранять воздух от загрязнения?», «Как повысить плодородие почвы?», «Как ты экономишь тепло и электроэнергию?», «Зачем людям нужны полезные ископаемые?», «Как охранять исчезающие растения?», «Как охранять исчезающих животных?», «Для чего создают заповедники?».

ЦЕЛЬ: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

ЗАДАЧИ:

  • Проанализировать современную литературу по проблеме экологического воспитания школьников.

  • Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию младших школьников.

  • Разработать развивающую программу для повышения уровня экологического образования младших школьников.

  • Выявить эффективность проделанной работы


Содержание работы:

  • Познавательные занятия.

  • Экскурсия в природу.

  • Трудовая деятельность в уголке природы.

  • Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

  • Проведение музыкальных и спортивных развлечений.

  • Оформление выставки детских работ.

  • Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.

  • Экспериментирование


Ожидаемые результаты:

Ученики должны знать:

  • Основы экологической культуры.

  • Некоторые особенности природы своего края.

  • Основные признаки времен года.

  • Значение природы для человека.

  • Группы растений и животных.

  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

  • Правила поведения в природе.

  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.


Ученики должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • Выполнять правила личной гигиены.

  • Различать изученные растения, животных.

  • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя .

  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога






Макет экологического урока

Тема: Природу надо охранять.

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи

Образовательные:

- знакомство с понятием «экология», «Красная книга Украины»;

- углубление теоретических знаний в области экологии;

- закрепление представления о человеке как части природы;

- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивающие:

- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;

- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

- привлечение внимания к экологическим проблемам;

- воспитание экологической ответственности;

- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.


Ход урока.


  1. Актуализация знаний. Введение в тему


Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология». Сейчас можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый, и маленький, должен стать немного экологом. Ежегодно в апреле – мае все учащиеся и учителя нашей школы становятся участниками проекта «Зробимо школу квітучою». Мы на уроках говорим о необходимости охраны природы и проводим различные мероприятия. Сегодня мы так же говорим об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!


  1. Объявление темы


Богата и разнообразна природа Украины. Много в ней дремучих лесов, широких степей, плодородных полей и многоводных рек. Но небрежное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять. Природа важна для человека и необходимо научиться беречь её.


  1. Как охранять воздух


Давайте посмотрим, как охранять воздух.

Демонстрация слайда «Как охранять воздух?» с комментариями учителя.

- Почему надо сажать деревья? (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)


  1. Как охранять воду


Загадка:

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая? (Вода)

Демонстрация слайда «Как охранять воду?»

- Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)

Обобщение учителя.

Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.

Самым главным источником пресной воды на Земле являются пресные водоёмы (озёра и пруды). Будем беречь воду.


  1. Как охранять почву


- Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.

«Есть чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)

Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.

Как охранять почву подскажет слайд «Как охранять почву?»

- Зачем нужно охранять почву? (питает растения) 


  1. Как охранять растения


Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)

Слайд «Как охранять растения?»

Издавна человек тесно взаимодействует с природой. Но это взаимосвязь не всегда хорошо влияет на флору и фауну природы. Большое количество растений и животных истребляли сами люди. И в конце концов поняли, что если что то не предпринять, то уже наши дети и внуки не застанут множество различных видов животного и растительного мира. Именно для этого и придумали Красную Книгу Украины. Красный цвет – цвет предупреждения, это стоп, дальше нельзя. Сама книга не охраняет, она только показывает те виды, которые находятся на грани исчезновения.
Впервые Красная книга Украины была выпущена в 1980 г.
Многие ошибочно думают, что в Красной Книге Украины находятся только исчезающие виды. Но на самом деле это не так. В зависимости от состояния и степени угрозы для популяций определенных видов, они разделяются на такие категории: исчезнувшие, исчезающие, уязвимые, редкие, неопределенные, недостаточно известные, восстановленные.
Под влиянием хозяйственной деятельности человека растительный покров Украины очень изменился: подряд (за исключением нескольких заповедных участков) распаханы степи, леса на значительных площадях выкорчеваны и заменены на сельскохозяйственные угодья, осушено много болот и т.п.. Поэтому проблема сохранения растительного мира стала чрезвычайно актуальной, жизненно важной. В этой книге находится большое количество цветковых растений, которые требуют нашей защиты. Наш гражданский долг, знать все эти цветы, как говорят, в «лицо». В Красную книгу Украины занесены такие растения, как подснежник, фиалка, пролеска, сон-трава, мак, адонис весенний, ландыш, мать-и-мачеха, василёк, клевер красный, тюльпан, нарцисс, шалфей и многие другие.

  1. Физминутка. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»

Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.

- Посадка деревьев.

- Вырубка лесов.

- Охота на редких животных.

- Сбор первоцветов.

- Строительство очистных сооружений на заводах.

- Разведение костров в лесу.

- Выброс дыма заводами.

- Создание заповедников.

- Выброс газов автомобилями.

- Использование солнечной энергии.

- Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.


  1. Как охранять животных


В Красную книгу Украины занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)

Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.

Теперь могут навсегда исчезнуть такие животные, как выхухоль, жаворонок серый, ушастый степной ёж, дятел зелёный и белоспинный, дельфин Афалина, дрофа, аист чёрный, заяц – беляк, зубр, ящерица зелёная, бабочка Аполлон и Махаон и многие другие.

Посмотрим, как надо охранять животных.

Слайд «Как охранять животных?»

Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.

А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)

Слайд «Что ты можешь сделать для охраны природы?»


  1. Самостоятельная работа. Работа в парах


Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу»


За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Проверка:

- Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

* Не включать громкую музыку.

* Не вырывать грибы.

* Не ломать ветки.

* Не разводить костры.

* Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)

* Не трогать яйца птиц.

* Не брать диких животных домой.

* Не разрушать муравейники.

* Не уничтожать ужей.

* Не рвать охапками цветов.

- А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей, опасные для природы.


  1. Игра «Мудрые мысли»


Из слов на карточках составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.


1. ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО!

2. ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

3. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!

5. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.


  1. Итог урока


- Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)

- С каким словом познакомились? (экология)

- Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом. 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!