СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эколого-краеведческая деятельность как основа формирования полиэтнической культуры школьников

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены общие принципы формирования полиэтнического сознания школьников. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования школьников условиях общеобразовательной школы на основе эколого-краеведческой деятельности.В статье представлены общие принципы формирования полиэтнического сознания школьников. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования школьников условиях общеобразовательной школы на основе эколого-краеведческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Эколого-краеведческая деятельность как основа формирования полиэтнической культуры школьников»

Н. М. Сязи

N.M. Syazi

Г. Р. Тихонова

G. R. Tikhonova


ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Theecology - regionalactivitiesis the basis of formation of poly-ethnical culture of pupils

Ключевые слова: полиэтническая культура, национальная культура, эколого-краеведческая деятельность, духовные ценности народа.

Key words: poly-ethnical culture, national culture, ecology-regional activities, people s spiritual values.

В статье представлены общие принципы формирования полиэтнического сознания школьников. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования школьников условиях общеобразовательной школы на основе эколого-краеведческой деятельности.

The article is devoted to problem of formation ofpoly-ethnical culture of pupils. Special attention is paid to the problem of study of ethnic self-consciousness. The author makes up a conclusion that the process of formation ofpoly-ethnical culture based on stuff of ecology - regionalactivitiesin educational process.

Создание законодательной основы, позволяющей народам России самостоятельно решать вопросы культуры и образования, определило обновление содержание образования с учетом национально- культурного своеобразия, проживающих в регионах с разнородным национальным составом. Тюменская область, Ямальский Север являются одним из самых полиэтнических регионов России. Полиэтничность Тюменской области связана с ее геополитическим положением (территория края расположена в центральной части России: между Европой и Азией), вынужденной миграцией (область является одним из регионов, принимающих мигрантов и вынужденных переселенцев из бывшего Советского Союза).

Отличительной особенностью области является большое количество этнических групп. Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в автономном округе Стратегия увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.
     На Ямале соединились судьбы многих народов и этнических общностей. Совместными усилиями они поднимали экономику, осваивали новые месторождения, возводили города и поселки, расширяли горизонты культуры родного края, сохраняя и приумножая духовные ценности этносов.
      Сегодня автономный округ является полиэтническим субъектом Российской Федерации - на территории автономного округа в соответствии с переписью населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. По-прежнему наиболее многочисленными являются русские (61,7%), украинцы (9,7%), татары (5,6%) и башкиры (1,7%), коренные и малочисленные народы Севера в совокупности составляют 7% населения, а также представители народов Закавказья и Средней Азии.
     В автономном округе осуществляют свою деятельность национальные общественные объединения. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе, в 90-х и начале 2000-х годов, национальные организации создавали выходцы из национальных республик России и представители коренных народов Севера. Представители данных национальностей были более многочисленны и сплочены. Так, в 1989 году была создана одна из самых крупных общественных организаций на Ямале "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал - потомкам!", которая позднее образовала свои отделения во всех муниципальных образованиях в автономном округе. Татары и башкиры, объединившись с азербайджанцами, создали в 1996 году Тюркскую национально-культурную автономию автономного округа.
       На современном этапе интеграционные процессы охватили не столь многочисленные диаспоры - армян, киргизов, таджиков, чувашей, казахов. Определенный толчок к развитию формы национально-культурной автономии дало принятие регионального закона "О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ямало-Ненецком автономном округе": к двум ранее существовавшим автономиям с законодательно установленными гарантиями поддержки национального развития добавилось еще четыре.
        Также на территории автономного округа активно действует Обско-Полярное отдельное (окружное) казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, объединяющее 11 местных казачьих обществ.
       На территории автономного округа по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрировано 67 религиозных организаций. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в современном полиэтническом обществе.
       Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе уделяют особое внимание вопросам межэтнических отношений, которые нашли отражение в Стратегии и окружных долгосрочных целевых программах и целевых программах ведомств.

В связи с этим возникает необходимость подготовки граждан современного общества, способных жить в полиэтнической общественной среде, уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру иных этнических сообществ.

Одним из действенных форм решения поставленных задач является роль краеведения в организации образовательного пространства школы по формированию полиэтнической культуры школьника. Это важная составляющая образовательного процесса, поскольку именно в условиях региона важно найти разумное соотношение общечеловеческих и национальных, этнических форм бытования культуры, развивать диалог между ними, в процессе которого укрепляется взаимодействие и взаимообогащение духовного мира личности.

Такая оптимальная модель предполагает отказ центра от диктата, поиск взаимных интересов центра и регионов, ответственность регионов перед центром за взятые на себя обязательства по реализации федеральных программ, активную поддержку деятельности регионов по сохранению исторического наследия, традиций и обычаев народов, населяющих регион, по внедрению новых форм культурно-образовательной деятельности.

В Тюменской области этнопедагогика органично вошла в теорию и практику современной школы, отмечается ориентир на духовно-нравственное возрождение национальной системы образования, развития национальной культуры, а также становление полиэтнического самосознания[2]. Образовательные процессы в области направлены на освоение культуры через национальную к общероссийской и мировой. Этническое воспитание выступает не только как результат процесса обучения и воспитания, но и как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. В книге хантыйского писателя Еремея Айпина «У гаснущего очага» написано: «Когда я стал старше, узнал, что помимо кровных родственников у меня есть еще родственники среди других народов - это манси, венгры, эстонцы, саами, финны». То есть внушают ребенку, что он не одинок в мире. Начало этого процесса - в раннем детстве, в семье, в дошкольных учреждениях, затем в школе, в быту, досуге[3].

Необходимо отметить, что культурное развитие Сибири после присоединения к России шло по двум непосредственно связанным друг с другом направлениям: формирование культуры русского переселенческого населения и самобытной культуры местного населения.

Одной из главных причин возросшего интереса к проблемам этнокультурной идентичности явилось то, что этнические отношения стали играть в конструировании общества весьма заметную роль, поэтому игнорировать их было бы просто невозможно. Этничность, этнокультурная идентичность не только сохранили, но и усилили свое значение в социальной, политической и культурной жизни. Боязнь утратить свой язык, культуру, свою самобытность, историческую уникальность характерна для всех народов, независимо от того, где бы, в границах каких бы то ни было государственных образований, они не проживали. О тенденции к локализации оснований этнокультурной идентичности свидетельствует возрастание значимости региональной идентичности, которую следует рассматривать как одну из актуальных форм этнокультурной идентичности, предполагающую осознание принадлежности к общей региональной культуре, эмоциональное переживание этой принадлежности, а также различные культурологические формы полиэтничности.

Актуализация регионального самосознания, однако, не означает полной нивелировки этнических, национальных и других оснований в структуре культурной этнокультурной идентичности личности, а свидетельствует об ее усложнении. Это приводит к тому, что человек в условиях глобализации одновременно осознает и переживает свою принадлежность множеству различных культурных сообществ: региону, этносу, нации, цивилизации и т.д. При этом этнические и национальные основания в структуре культурной идентичности личности теряют доминирующее положение и обретают характер «факультативных». Вместе с тем, в определенных ситуациях может произойти актуализация любого из оснований или их симультанная комбинация.

Приходится признать, что к началу третьего тысячелетия человек оказался на пересечении множества культурных миров, контуры которых все больше «размываются» в связи с глобализацией культурного пространства, высокой коммуникативностью, плюрализацией культурных языков и кодов. Осознавая и переживая свою принадлежность к ним, человек стал носителем сложной, множественной идентичности. В результате у современного человека остается все меньше оснований воспринимать и идентифицировать те или иные культуры как «чужие» и тем более враждебные, но вместе с тем, все чаще и тревожнее обсуждается проблема кризиса, или «утраты» идентичности, необходимостью осмысления и теоретического обоснования данных[4].

Образование является одним из важнейших социальных институтов общества. Находясь в тесном взаимодействии с остальными его сферами, образование оказывает значительное влияние на экономику, политику, культуру и социальные отношения, которые в свою очередь сказываются на отношении человека к "малой" и "большой" Родине.

Деятельность педагога в сфере воспитания полиэтнической культуры представляет собой целесообразное сочетание форм и методов полиэтнического просвещения с организацией практической исследовательской деятельностью, стимулированием необходимого проявления сознания школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданское, социальное и др. И эколого-краеведческое направление занимает в этом контексте определяющие позиции.

Полиэтническое воспитание начинается с познания ценности отдельного этноса, который представлен на изучаемой территории. Посредством включения в краеведческую деятельность (кружки, краеведческие уроки, краеведческие викторины, торжественные мероприятия и др.) происходит заметное превращение знаний и оценок в личные убеждения школьников, формируется стремление к полиэтническому поведению. Для того, чтобы полиэтничность стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё - и всей страны, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является именно учебная эколого-краеведческая деятельность. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - близкая, деятельная составляющая, влияющая на школьника больше всего. Эколого-краеведческая деятельность рождает чувство патриотизма, а патриотизм в свою очередь - осознание единения с проживающими на территории края этническими группами. Учебная эколого-краеведческая деятельность, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического,

трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это.

Воспитание полиэтничности сознания через эколого-краеведческую деятельность - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе и профессий[1]. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

В воспитании духовных основ полиэтнического образования педагог должен помнить важное методологическое требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся: развивать наблюдение, мышление, научную любознательность; повышать интеллект и культурный уровень личности, расширять кругозор, эрудицию; приобщать к творческой деятельности, психологически готовиться к самостоятельной жизни; повышать нравственность; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него к Родине и посредством этого полиэтническую толерантность, сопричастность к «другому».

Эколого-краеведческая деятельность школьников должна проходить в несколько этапов: 1) изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ; 2) изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.; 3) изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы; 4) проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.; 5) обработка, систематизация и оформление материалов. 6) использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен помнить эту последовательность и систематичность в эколого-краеведческой деятельности, знать основы краеведения, владеть методикой исследовательской работы.

Эколого-краеведческая деятельность в школе проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Чувство полиэтничности нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально- нравственным ценностям. Работа по полиэтническому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.

Воспитание полиэтнического сознания посредством эколого-краеведческой деятельности предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления - знания - умения - деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной индивидуальной работы необходимо настроить школьника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, возможно даже приобретать навыки экскурсовода.

Деятельность обучающихся подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны - это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, акции и др. Формы эколого-краеведческой работы необходимо распределять по возрастам учеников, учитывать индивидуально - психологические особенности школьников. Использование многообразия форм эколого - краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике, а также формированию полиэтнической компетенции.

Важно в данном контексте определить основные принципы эколого-краеведческой деятельности, которые способствуют формированию полиэтнического отношения:

• принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы;

• принцип систематичности, состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения;

• принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме учебника (обществознания, истории, МХК и др.);

• принцип учета возрастных особенностей школьников при подборе краеведческих материалов, основанный на принципе доступности обучения;

• принцип технологизации, подразумевающий использование игровых технологий, опору на творчество учащимися, их воображение, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;

• принцип когнитивности, имеющий целью познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого;

• принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры, не впадая при этом в этноцентризм, этноэгоизм.

Изложенные выше положения подтверждают значимость эколого-краеведческого аспекта в обучении полиэтнической культуре и дают основание утверждать, что краеведение способствует формированию у школьника целостной мировоззренческой позиции на основании овладения системой знаний о ценностях и достоинствах своей малой родины и воспитанию человека своей культуры, оставаясь патриотом своей этнической культуры, и гражданина мира, способного интегрироваться в мировое полиэтническое сообщество и успешно функционировать в нем. В конечном итоге создаются благоприятные условия для развития и самореализации личности педагога в контексте новых задач подготовки ученика с полиэтническим сознанием, который в полной мере отвечает общим тенденциям в области формирования полиэтнического образовательного пространства школы.

Список литературы

  1. Агеев В.С. Межкультурное взамодействие. М.: МГУ, 1990. – 240 с.

  2. Белич И.В. Образование и культура как фактор развития региона. Тобольск: ТГСПА, 2009.- С.29

  3. Галактионова Н. А. Этнопедагогика. – Тюмень, 2003.- 164 с.

  4. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ,1997. – 184 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!