Экологический квест
«Наш дом – Земля!»
Янышева Ляйсан Фаритовна
учитель родного языка
МБОУ «СОШ № 151» г. Казань
2019 год
Экологический квест
«Наш дом - Земля»
Актуальность и значимость мероприятия: данное воспитательное мероприятие направлено на повышение экологической культуры детей младшего школьного возраста и призвано повысить чувство ответственности за совершаемые поступки по отношению к ней.
Квест-игра «Наш дом – Земля!» является интерактивной формой, которая способна увлечь детей, погрузить их в мир приключений, дать возможность продемонстрировать смекалку, талант и получить удовольствие от участия. Дети выполняют поставленные перед ними задания, чтобы в конечном итоге достигнуть своей цели — решить ребусы и прочитать главные слова, которые служат девизом мероприятия — «Наш дом – Земля!».
Цель мероприятия: привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, содействие формированию у них экологической культуры.
Задачи:
– активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;
– продолжить воспитывать бережное отношение к природе;
– формировать умение работать в команде.
Предполагаемые результаты:
– получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;
– повышение экологической культуры учащихся начальных классов.
Организаторы игры:
– учащиеся 10 класса под руководством педагога.
Возрастной состав участников игры: 9 - 11лет.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Ведущий: Приветствую Вас, дорогие друзья! На электронную почту нашей школы пришло письмо, видеообращение. Я хочу вам его показать. Посмотрите. (видеоролик)
«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — гости из будущего. Обращаемся к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля возникла экологическая катастрофа глобального масштаба! Загрязнены атмосфера, почва, вода. Природа дала сбой! Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Они предлагают вам возможность предотвратить эту проблему. Для этого учёные подготовили интересные и важные вопросы, которые помогут вам понять и сохранить нашу природу. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!».
— Ну что, ребята, поможем нашим гостям из будущего? Давайте посмотрим, что они нам предлагают? Какие вопросы и задания подготовили для нас учёные?
«Обитатели планеты Земля! Мы предлагаем Вам игровое приключение, в течение которого вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры. А тема ЭКОЛОГИЯ — наука о доме, которая изучает наш дом – удивительную планету и учит нас, как жить в этом доме.
Каждой команде предстоит пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят организаторы. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.
Помните правила игры:
— отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту;
— на станции внимательно выслушать заданные вопросы;
— отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно;
— на станцию не заходить, если там есть другая команда;
— после выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов;
— пройти маршрут быстро (бегом от станции к станции);
— на каждой станции получать картинки с ребусами. Отгадать ключевую фразу. Ответ прислать нам на электронную почту.
Желаем удачи! Ваш правильный ответ – наше светлое будущее!»
— А теперь я прошу капитанов получить маршрутные листы. (вручить маршрутные листы)
ИТАК, экологический квест начинается…(звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту).
Основная часть. Игровые станции
I Станция «В гостях у природы».
Находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями.
«Предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Перед вами солнышко. Напишите на его лучах пять основных, по вашему мнению, правил поведения человека на природе. (Не врывайтесь в лес с криком! Не ломайте деревья! Не рвите цветы! Не разоряйте муравейник. Не разжигайте в лесу костёр! Не оставляйте мусор!)».
Организатор зачитывает вопрос. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
II Станция «Угадай-ка»
«Здравствуйте, ребята! Это задание смогут выполнить настоящие знатоки леса, вам нужно отгадать загадки о природе».
Организатор зачитывает загадку максимум 2 раза. За каждую отгаданную загадку 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5.
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
Каждый цвет друг перед другом встал
И ее одну разрисовали.
Только-только дождик перестал,
В небе мы красавицу узнали.
Разноцветная она дуга.
Называется дуга та… (радуга)
Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди. (Горизонт)
Что такое, не пойму?
То во сне иль наяву?
Дом не виден, дуб в реке,
Все как будто в молоке.
Сказка это? Сон?
Обман? Это утренний… (туман)
III Станция «Красная книга»
« Я, надеюсь, вы знаете, что такое «Красная книга природы»…. Красная книга — это тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляет список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений».
Организатор зачитывает вопрос. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Вопросы:
— Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клест)
— Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)
— Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличие от «родственника»? (выхухоль)
— Самый быстрый зверь на планете? (гепард)
— Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)
IV Станция «Предположи и объясни»
«По некоторым данным в Мировой океан поступает около 10 миллионов тонн нефти в год. В результате уже треть всей водной поверхности планеты покрыта нефтяной пленкой разной толщины. Рыбный промысел в местах наибольшего загрязнения приходит в упадок. Но больше всего страдают морские животные и птицы.
На нашем водоеме произошла техногенная катастрофа, перевернулся танкер с нефтью».
Задание 1:
Вам нужно предположить и объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации катастрофы.
(Боновые ограждения, скиммеры – нефтесборщики, фильтр).
Задание 2:
«Мы находимся на территории завода, на котором только что произошел выброс в воздух ядохимикатов».
Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы.(Звуковое оповещение, противогаз, воздушный фильтр, ватно-марлевая повязка).
Организатор зачитывает задание. За правильный ответ 3 балла. Максимальное количество баллов – 6.
V Станция «Лес»
«Здравствуйте, ребята! Вы попали сюда неслучайно. Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому увеличиваются объемы отходов. Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Вам нужно решить следующую задачу:
«В нашем лесу обнаружена незаконная свалка».
Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы. (Контейнер для мусора, знак «Свалка запрещена», высадка деревьев).
Раскрасить эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.
Организатор зачитывает задание. За правильный ответ 3 балла. Эмблема – 3 балла. Максимальное количество баллов – 6.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Ведущий: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Все команды удачно прошли все игровые станции и получили картинки с ребусами и отгадали ключевую фразу. Внимание, прошу команды озвучить, что у вас получилось в итоге. «Наш дом – Земля!»
Ведущий: Ключевую фразу мы отправляем по электронной почте нашим гостям из будущего! Надеемся, что с сегодняшнего дня каждый из нас будет беречь и охранять природу!
Ведущий: Нашу игру хочу закончить словами.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Муниципально