СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая безопасность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая безопасность»

Тема: Экологическая безопасность.

Цель. Научить детей соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; учить добывать знания о природе из разных источ­ников; развивать речь, мышление , обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру школьника.

Ход урока.

I.Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке «Окружающий мир» мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Мы должны показать и рассказать материал, который соби­рали в течение месяца.

Природа всегда была щедра к людям, но, как оказалось, ее богатства не безграничны. Небрежное обращение людей к природным богатствам привело к ее загрязнению и истоще­нию на всей планете. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других видов хозяйственной дея­тельности без соблюдения правил охраны природы привело к тому, что на большей части страны вода, почва и воздух загрязнены вредными для окружающей среды, а значит и для здоровья человека, веществами. Поэтому для исследо­вательской работы мы выбрали тему «Экологическая безопасность».

II.Работа по теме урока.

-Как называются люди, которые наводят порядок в природе?

Для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты, кото­рые называются экологи.


-Что изучает наука экология?

Hаука экология изучает растения и животные, включая людей. Влияют друг на друга и на окружаю­щую их среду.

III. Проверка домашнего задания.

- Вы должны были прочитать экологический рассказ «Вос­кресенье в лесу» и обнаружить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Воскресенье в лесу.

За неделю только и было разговоров в классе, что о бу­дущей поездке в лес. В последний момент заболела учи­тельница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продук­тами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это уро­жай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горя­щие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах, мы нашли гнездо какой - то птицы. Подержа­ли теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. Чтение рассказа и перечисление ошибок, допущенных школьниками.

  1. Нельзя ходить в лес без взрослых.

  2. В лесу нельзя включать громкую музыку, она распуги­вает птиц и зверей.

  3. Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следу­ет, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

  4. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.

  5. Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

  6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

  7. Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.

  8. Нельзя забирать из леса здоровых детенышей зверей и птиц.

  9. Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь со­рванных цветов недолговечна.

IV. Проверка исследований учащихся по экологической безопасности. - Вы должны были составить памятки экологической безо­пасности и нарисовать к ним рисунки. Сейчас у вас есть возможность показать ваши рисунки и рассказать от каких опасностей вы хотите защитить природу и самих себя.

Воздух.

1. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомо­билей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое ко­личество вредных газов.(Слайд №1)

  1. Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины - ты можешь потерять соз­нание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть. (Слайд№2.)

  2. Разводи комнатные растения, которые очищают воз­дух: деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух. (Слайд№3)

  3. Очищает и увлажняет воздух и кондиционер. Слайд№4)

  4. Попроси взрослых не курить в квартире. (Слайд№5)

Вода.

  1. Нельзя купаться возле промышленных стоков. (Слайд№6)

  2. Если ты живешь недалеко от предприятия загрязните­ля, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.( Слайд №7.)

  3. Пей только кипяченую воду. (Слайд №8)


  • Может кто-то еще добавит памятку о том, как очищать во­ду в домашних условиях?

  • Очищают воду в домашних условиях с помощью специ­альных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток, полезно поло­жить на дно серебряную ложку или монету.

  • Пейте талую воду, она не только чистая, но и полезная.

Продукты.

  1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов. (Слайд№9)

  2. Перед едой мойте фрукты и овощи в теплой кипяченой воде. (Слайд №10)

  3. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения. (Слайд №11)

V. Просмотр видеофильма «Экология и культура».

VI. Сообщения учеников.


  1. Мы любители природы

Мы ей служим, что есть сил.

Чистый и прозрачный воздух

Нам, друзья, необходим.

Чистыми должны быть воды

Океанов, морей, рек.

И об этом должен помнить

Каждый умный человек.

Помните, что бумага разлагается в земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, пластиковый стакан - за 100 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, телефонная карта - за 1000 лет, бутылка - за 4000 лет.

2. О растениях и животных, внесенных в Красную книгу.

На земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.


Красная книга РСО - Алания включает 12 видов грибов (паутинник фиолетовый (слайд №12), сетконоска сдвоенная(слайд №13), решеточник красный (слайд№14) и т.д.). 111 видов растений (тис ягодный(слайд №15), безвре­менник великолепный (слайд №16), рябчик кавказский (слайд №17), 127 видов жи­вотных (из них 46 видов насекомых, 3 вида земноводных, 9 видов пресмыкающихся, 51 вид птиц, 15 видов млекопи­тающих ( кавказская европейская норка (слайд №18), кавказская речная выдра (слайд №19), переднеазиатский леопард (слайд №20) и т.д. К сожалению, и в нашей Красной книге не пустуют черные страницы: на них записаны 8 видов животных, полностью исчезнувшие с территории РСО - Алании. На зеленых стра­ницах Красной книги РСО - Алании пока записан только зубр (слайд №21).

3. О состоянии реки Терек.

В Северной Осетии протекает около 70 больших и ма­лых рек. Главная река Северной Осетии Терек, его длина на территории нашей республики 110 километров. Река Терек является основной водной артерией Осетии. Воды Терека - это, прежде всего огни гидростанций, сотни тысяч гектаров орошенных земель. Многие промышленные предприятия потребляют воды Терека для своего производства.

За городом Владикавказ на участке водозаборного узла Алханчуртского канала качество воды ухудшается и харак­теризуется как «загрязненная». Это связано со сбросом не­достаточно очищенных сточных вод с Ногирских очистных сооружений. В створе ниже города Беслана из за неудовле­творительной работы очистных сооружений города качест­во воды ухудшается до категории « грязная». На остальной территории республики качество воды в реке Терек харак­теризуется как «умеренно загрязненная». Основными за­грязняющими веществами реки являются металлы, нефте­продукты, органические вещества, что связано с деятельностью промышленных и коммунальных предприятий и сбро­сом сточных вод.

4. О состоянии реки Камбилеевка.

Районная газета «Жизнь Правобережья» не раз била тревогу по поводу реки Камбилеевка, где вода стала на­столько токсичной, что рыба передохла, а жителей сел Зильги и Хумалаг замучила вонь, которая идет от нее. Жи­тели сел Камбилеевка и Дачное Пригородного района жалу­ется на зловоние и загрязнение Камбилеевки. Они обрати­лись к прокурору Пригородного района. Просят принять жесткие меры в отношении руководства коммунального хо­зяйства Пригородного района в связи с тем, что длительное время канализационные стоки сбрасываются в реку Камби­леевка. Вопрос решился положительно.


VII. Работа с учебником.

Чтение текста с учебника.

VIII. Рефлексия.

Ответы на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверь себя».


Итог урока.


Ученик:

Хочется обратиться к взрослым с такими словами:

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины, Храните речку, светлую мою.


Учитель:

-Закончим урок словами М.Пришвина : (Слайд №22 ) Хором :

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.


IX. Домашнее задание.


Задания на с.36 учебника. В рабочей тетради №6 на с.20.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!