Визитная карточка дидактической игры ФИО студента | Пилюгина Марина Владимировна |
Образовательная область | Познавательное развитие (экологическое образование) |
Название игры | «Вернём насекомых в их домики» |
Возрастная группа | Подготовительная группа (6-7 лет) |
Цель дидактической игры: | Способствовать закреплению у детей знаний об особенностях жизни насекомых (на примере их мест обитания – жилищ) |
Задачи: Для педагога Для ребёнка: Игровая задача: | Закреплять у детей знаний о характерных местах обитания известных насекомых (пчелы, муравья, кузнечика, стрекозы, клопа-солдатика, бабочки, шмеля) Упражнять в соотнесении вида насекомого с его местом обитания (улей, старый пень, кора, цветок, трава, дерево возле водоёма, муравейник) Развивать внимание, память, мышление (абстрагирование, синтез, анализ), речь. Воспитывать сопереживание, желание помочь, умение тактично выслушивать друг друга. |
Размести каждого насекомого точно в его дом (развивающая) Помоги насекомым вернуться в свои домики. (воспитательная) |
Правила: | Организационные: Играет 12 детей по две команды, ведущий воспитатель, проверяющий ребёнок. Дисциплинарные: Делать ход только после того, как в руках окажется стилус. Игровые: Размещать изображение насекомого только напротив соответствующего домика. |
Игровые действия | Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны перед доской, один ребёнок – проверяющий получает звёздочки и контролирует ход каждого – при правильном выполнении хода он выдаёт одну звёздочку делавшему ход. Каждый ребёнок стоящий первым в команде выходит вперёд, на своей половине отводит изображение в соответствующее место стилусом, затем передаёт стилус игроку противоположной команды и встаёт в конец колонны. В конце по подсчитанным звёздочкам выявляется победитель. |
Результат (примерный) | Дети смогли с помощью дидактической игры применить свои знания на практике и закрепить представления об особенностях жизни насекомых (на примере их мест обитания – жилищ) |
Игровые атрибуты | |
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме игровой деятельности. | Педагог предлагает отгадать загадку: Хоть и ростом невелики Но проворностью берут Хоть одежда и не шита Но сверкает там да тут Словно в травке невесомые А зовутся…. Конечно, каких насекомых вы знаете? Где же можно их найти? Где они живут? | Форма работы: взаимодействие педагога со всеми детьми. Словесный: художественное слово, вопросы-ответы. | Дети слушают загадку: - Насекомые | Внимание детей привлечено к тематическому атрибуту, они заинтересованы, произошла активизация детей на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап |
2.1 | Этап постановки проблемы (1 мин.) | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Посмотрите на экран – что же произошло? Кто изображён? Конечно, вы верно угадали по силуэтам – а как их можно назвать общим словом? Как-то раз, на мирное лесное государство насекомых налетел страшный ураган. Он легко как пушинку разбросал всех насекомых из их домиков. Но так как насекомые строили свои домики прочно – их повредить не удалось. Но лёгких насекомых злой вихрь разбросал по всему лесу и полянке. Бедняжки так испугались, что теперь не могут найти свои дома. Как же им помочь? | Форма работы: взаимодействие педагога со всеми детьми. Наглядный: рассматривание иллюстраций. Словесные: рассказ, представлений, вопросы. Практический: стимулирование активности детей в постановке цели. | Дети рассматривают картинку, один ребёнок водит стилусом движущееся окошко – все просматривают. Насекомые. - Проводить их по своим домам. | Проблема принята детьми, дети предприняли различные варианты помощи насекомым и готовы перейти к реализации поставленных ими задач. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. (3 мин.) | Усвоение (расширение) определённого объёма знаний и представлений о правилах новой игры, знакомство со средством достижения поставленной игровой задачи. | Замечательная мысль – но посмотрите, всё это происходит на непростой, а электронной интерактивной доске и поэтому прежде чем приступить к делу нам необходимо вспомнить технику безопасности. Я сейчас вам напомню, как нужно ей пользоваться – для этого проверим наши руки – чтобы они были сухими, прикасаться к экрану нужно вот таким стилусом, делать это необходимо с плавным нажимом для лучшего захвата изображения. Дело это крайне ответственное. Одна голова хорошо – а две лучше. Поэтому чтобы быстро и хорошо справится мы с вами поиграем. Для этого нам необходимо разделиться на две команды, в каждой будет по 6 человек, один будет следить за ходом каждого ребёнка и отмечать правильные звёздочкой. Послушайте правила: сейчас каждая команда по очереди по одному человеку будет выходить к доске и возвращать с помощью стилуса насекомое в свой родной домик. Будьте внимательны – если домик чужой, то внимательный контролёр звёздочку вам не даст. Далее игрок передаст стилус игроку из противоположной команды. После того как все насекомые будут размещены на места – игра окончится. | Форма работы: взаимодействие педагога со всеми детьми. Словесные: вопросы, ответы, объяснение правил Наглядные: демонстрация игрового оборудования. | | Дети поняли правила игры и способы игровых действий, разделились на две команды. |
2.3 | Этап практического решения проблемы. (8 мин.) | Овладение действиями, способами решения проблемы, непосредственно практические игровые действия детей. | Педагог помогает детям поделится на команды. Подаёт сигнал. Руководит косвенно, напоминает о правилах техники безопасности. Муравей в … (муравейнике). Божья коровка под… (листком, корой деревьев). Пчела в… (улье). Бабочка на… (цветке). Кузнечик в… (траве). Шмель в …(гнезде). Клоп-солдатик…(старом пне) Стрекоза…(на деревьях возле воды) и т.д. Проводится зрительная гимнастика. | Форма работы: взаимодействие педагога со всеми детьми. Словесные: художественное слово, вопросы, указания, напоминание. Наглядные: использование интерактивной доске в качестве игрового поля. Практические: непосредственно практические игровые действия детей. | Дети делятся на команды, выполняют игровые правила, ребёнок – контролёр следит за выполнением правил и раздаёт звёздочки. | Дети выполнили свои игровые действия по предложенным на предыдущем этапе правилам, у них закрепились умения по распределению объектов живой природы в соответствующее место, а также знания о характерных местах обитания известных насекомых (пчелы, муравья, кузнечика, стрекозы, клопа-солдатика, бабочки, шмеля) |
3. | Заключительный этап (2 мин.) | Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки своей деятельности. | Итак, команды у нас справились с заданием. Теперь посмотрите внимательно – всем насекомым удобно в своих домах? Почему один объект остался без домика? Все ли команды получили равное количество звёздочек? Почему звёздочек в этой команде не хватает – нашло ли насекомое свой домик? Конечно, они им не подходили – но почему стрекозе подошёл дом дерева на водоёме? А какой дом подошёл шмелю? Может ли такое произойти в нашей жизни? Как же нам тогда поступить? А теперь у всех вас есть карточки звёздочки – возьмите у кого нет и подумайте, насколько хорошо вы поработали: если у вас всё получилось отлично – то поднимите вверх звёздочку, если хотите чтобы в следующий раз получилось лучше – то протяните звездочку на ладони вперёд, словно загадываете желание. А мне с вами играть очень понравилось – я уверенна что вы не только в игре, но и в жизни не пройдёте мимо чужой беды. | Форма работы: взаимодействие педагога со всеми детьми. Наглядные: использование карточек, демонстрация иллюстраций. Словесные: вопросы, ответы, пожелание, косвенные вопросы для рефлексии. Практические: рефлексия собственной деятельности детьми через практическое закрепление. | Дети рассматривают игровое поле. Потому что это не насекомое, а земноводное. Её для жизни нужна водная среда. Гнездо Да Помочь вернуть всё на свои места. дети берут карточки и выполняют самоанализ собственной деятельности. | Дети подведены к переосмыслению собственной деятельности и оценили глубину полученных знания для практической жизни. |