СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая квест-игра "Юные экологи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая квест-игра "Юные экологи"»

ОГБОУ « Шацкая школа-интернат»



Экологическая квест-игра

«Юные экологи»






Подготовила и провела

Воспитатель Крук Е.Н.





Шацк 2024 г.




Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.

Задачи:

- формировать систему знаний об экологических проблемах;

- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность  по  подбору эффективных способов для решения задач;

- активизировать словарь (сортировать, контейнеры, макулатура, фильтрация.)

Участники: 6-7 класс

Место проведения: база школы.

Форма проведения: экологическая квест-игра.

Время мероприятия: 35 минут.

Оборудование: маршрутный лист , грамоты.

Сценарий экологической квест-игры по станциям «Юные экологи»

Организационный момент проходит в игровом зале,  где собрались все команды:

(звучит музыка «Звуки природы»)

Голос за кадром на фоне слайда:

Запомните заповеди юного эколога:

  • не только смотри, а наблюдай,

  • не шуми, а слушай и понимай,

  • не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом.

Ведущий: Дорогие друзья! Наверняка вы все любите путешествовать и ходить в поход. Я приглашаю вас поучаствовать в экологическом квесте «Юные экологи». Наша игра пройдет по станциям.

Ваша задача состоит в том, чтобы пройти маршрутный лист, выполняя поочерёдно задания на каждой станции.  Вам предстоит пройти 8 станций, на вы получите определенное количество баллов. Так же вам за правильное выполнение задания будут выдаваться буквы, из которых вы в конце составите ключевое слово нашей квест-игры(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Наше жюри подсчитает количество баллов, заработанное вами, и выявит победителя сегодняшней игры. Давайте же поприветствуем их:

ФИ__________________________________________.

Перед началом квеста даны названия и девиз командам.

(Приветствие команд)

Итак, каждая команда сейчас получит маршрутный лист, по которым вам нужно следовать.

В нём отмечены 5 станций:

  1. Станция «Зеленая аптека»

  2. Станция «Горизонт»

  3. Станция «Жалобная книга природы»

  4. Станция «Вред для природы»

  5. Станция «Экологический десант»

Время для прохождения каждой станции – 5 минут, потом переходите на другую станцию.

Когда пройдёте все станции подходим ко мне и сдаём путевой лист. Ждем все команды.

За путевыми листами приглашаются командиры от каждой команды.

И мы начинаем!

Желаю всем удачи!

Ход квеста:

  1. Станция «Зеленая аптека»

Чтобы выжить в лесу надо знать какие полезные свойства имеют разные растения. Сейчас я буду читать описание лекарственных растений, вам нужно отгадать их названия. За каждый правильный ответ 1 балл.

  • В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение. (чистотел)

  • О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение. (крапива)

  • Это дерево не лишено целебных свойств. Настой из коры этого дерева есть лучшее средство против простуды, ломоты и лихорадки. Молодые листочки лечат заболевания суставов, они легко снимают боль. Являются противовоспалительным средством при ожогах и опухолях. Назовите это дерево. (осина)

  • Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскрбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду. (морошка)

  • Какой кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая – живёт 100 лет? Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка. (брусника)

  • Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Назовите этот кустарник. (шиповник)

  • Ягоды этого растения обладают кроветворной способностью, стимулируют пищеварение, лечат болезни почек, органов дыхания. Сок или растёртые плоды широко применяют наружно для лечения лишаев, экземы, ими сводят веснушки и пигментные пятна. Листья, цветки и плоды уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Назовите эту ягоду. (земляника)

  • Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскорбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду (Клюква).

  • Ещё в самые стародавние времена — это дерево называли деревом четырёх дел: 1 дело – мир освещать, 2 дело – крик утишать, 3 – чистоту соблюдать, 4 – больных исцелять. Назовите это дерево (Берёза). 

  • Это - удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево (Сосна). 

  • Из настоя этих цветов в древности готовили «золотую воду» - эликсир против головных болей и сердцебиения. Ягоды этого цветка ядовиты. Цветок занесён в Красную книгу (Ландыш).  

  • Есть примета: если пчёлы роем гудят на этом цветущем дереве – завтра будет ясный день, так как цветки этого дерева выделяют нектар только в сухую погоду. Мёд, собранный с цветков этого дерева, красноватого цвета, очень ароматный, при засахаривании становится крупнозернистым и высоко ценится. Назовите это дерево. (рябина)

  1. Станция «Горизонт»

Юному путешественнику никак не обойтись без знаний ориентировки на местности без компаса. Ваша задача перечислить способы определения сторон горизонта и кратко их описать. За каждый способ дается по 1 баллу. Если отряд затрудняется ответить, вы имеете право на подсказки, но за 0,5 балла.

  • Муравейники с северной стороны более крутые, а с южной – пологие.

  • Мох на камнях и деревьях растет с северной стороны.

  • По направлению тени, когда солнце находится в наивысшей точке (в зените), оно показывает строго на юг.

  • По луне:

В первую 1/4 Луна ориентировочно расположена:

  • 19:00 – юг;

  • 1:00 – запад;

В полнолуние Луна ориентировочно расположена:

  • 19:00 – восток;

  • 1:00 – юг;

  • 7:00 – запад.

В последнюю 1/4 Луна ориентировочно расположена:

  • 1:00 – восток;

  • 7:00 – юг.

  • В Северном полушарии Полярная звезда всегда пребывает над северной точкой горизонта.

  • Если присмотреться к деревьям, то можно увидеть, что листьев с южной стороны больше и они более густые, на северной же стороне листьев меньше. 

  • С северной стороны древесная кора более темная и грубая. Лучше всего это наблюдается у сосны, лиственницы, березы, осины.

  • Обычно после дождя сосновые стволы темнеют с северной стороны дерева, что обуславливается вторичной коркой, быстрее нарастающей именно с северной стороны.

  • Грибы на деревьях чаще вырастают с северной стороны стволов.

3. Станция «Жалобная книга природы»

Когда мы отправляемся в поход, мы не всегда думаем о природе, о том, как ей не навредить. И природа создала свою книгу жалоб, я прочту некоторые жалобы, а вам нужно догадаться кто их автор. За каждого угаданного автора 1 балл.

  • «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза)

  • «Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (жаба)

  • «Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.» (муравей)

  • «Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу». (белая кувшинка)

  • «Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.» (ящерица)

  • «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб)

  • Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем. Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: мне бы такое! Как хочется иметь такую красоту! Люди, остановитесь! Поймав нас, вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу. Не убивайте нас! (бабочка)

  • «Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло». (сова)

  • На земном шаре нет, пожалуй, такова существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)

  • А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся. (комары)

  • Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива)

  • Я очень быстрая и ловкая. Но и мне приходится нелегко в лесу. Часто бывает, что не хватает кормов и нам приходится уходить с обжитых мест. По дороге очень многие погибают от зубов хищников и от рук человека. Нас убивают из-за красивого меха. А сколько моих сородичей гибнет в лесных пожарах! (белка)

4. Станция «Вред для природы»

Послушайте высказывание и ответьте на вопрос: «Что приносит вред природе?». За каждый правильный ответ вы получите балл.

  1. Из неё получается много мусора. Её изобрели китайцы. У нас её получают из древесины. Она легко горит. На ней обычно рисуют или пишут./Бумага./

  2. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. Предметы, сделанные из неё мало весят. Из неё производят очень много игрушек; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым./Пластмасса./

  3. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

  4. Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги./Металлолом./

  5. Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./



5. Станция «Экологический десант»

Что бы идти дальше, я должна быть уверена, что вы умеете правильно вести себя в лесу.

Задание 1. Отвечайте «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ вы получите балл.  

  1. Если мы придём в лесок, мы сорвём в лесу цветок. (Нет)        

  2.  Если съели пирожок, выбросим бумажку. (Нет)                

  3. Мусор дружно соберём и с собою унесём. (Да)                        

  4. Разведем в лесу костер, а тушить не станем. (Нет)                

  5. Очень сильно насорили и убрать забыли. (Нет)                        

  6. Кто-то ветку надломил – мы её подвяжем (Да)                        

  7. Громко музыку включать мы в лесу не станем (Да)                

Заключение:


Вы все молодцы, прошли все станции, сейчас у вас соберут маршрутные листы и подсчитав баллы мы с вами узнаем, какой отряд является победителем нашей экологической игры.


Подведение итогов, награждение команд.


Ведущий:

Друзья!

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину»

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Вот и подошёл финал нашей квест – игре, и мы жюри готовы объявить результаты!

Для вручения грамоты за 1,2 место приглашаются______________.

Спасибо всем за участие!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!