Экологическая направленность воспитательного
процесса в группе продленного дня.
Человек – часть природы. И природа должна стать главным источником обучения, воспитания и развития детей. Важная роль при этом отводится учителю. Его задача – научить ребенка ориентироваться в сложных экологических условиях. Немецкий педагог Дистервег отмечал, что простой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить.
«ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО НРАВСТВЕННО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ, НО И МОРАЛЬНО ОБЯЗАН ЗА НИХ ГОВОРИТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИХ ПРАВА, ИХ ИНТЕРЕСЫ»
Д.С.Л ИХАЧЕВ
Цель экологического воспитания:
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
- образовательные - формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательные - формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающие - развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуальное (способности к анализу экологических ситуаций), эмоциональное (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственное (воли и настойчивости, ответственности).
Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Очень важно, чтобы в процессе образования деятельность детей имела природоохранный характер. В ходе практической деятельности дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом их потребностей. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно действенным.
МЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Экологический светофор». «Письмо зелёному другу». «Радости и огорчения». «Секретный разговор». «Лес благодарит и сердится».
- Скажите, какова будет методика проведения данных мероприятий?
Методы и приемы: беседа, наблюдение, исследование, эксперимент. Работа со схемами, макетами. Проекты. Прослушивание музыкальных и литературных произведений.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА
1 этап - ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным; пытается контролировать своё поведение, поступки.
2 этап - ребенок переходит от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотносит свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу; делает собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды); участвует в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.
3 этап - осознанно соблюдает нормы и правила поведения в окружающей среде; способен к самоконтролю, осознаёт необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении; использует полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности; положительные эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости.
Вы услышали, какие активные формы экологического образования воспитатель использует в работе, что-то было ново, что-то вы используете тоже в работе.
С помощью метода мыследеятельности «Чье это?» воспитатели составляют каталог форм экологических мероприятий. На листах предложены названия форм работы и содержательные компоненты форм. Необходимо соотнести форму с содержанием. Затем идет обсуждение. Данные памятки остаются у воспитателей. Время выполнения 5 минут.
КАТАЛОГ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ФОРМА | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Агитбригада | - небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале - сценарий выступления, костюмы, музыкальное сопровождение |
Акция | - форма привлечения учащихся к действию, ведущему к определенному социально значимому результату - кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, стимулирование, привлечение широких кругов учащихся, окружающих |
Атака | - быстрое исправление силами группы недостатков окружающей среды - выполняется быстро, в коротки сроки (1-2 ч.) |
Аукцион экологических знаний | - игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности учащихся, позволяющая повысить уровень их информированности по целому ряду экологических вопросов. - предметы, выставляемые на «продажу»; набор вопросов, тем для; ведущий-аукционист; кафедра и молоток |
Беседа | - разговор по актуальным вопросам экологии, биологии - тема, наглядность, перечень обсуждаемых вопросов, список рекомендуемой литературы |
Брейн-ринг | - игровая соревновательная форма интеллектуальной деятельности - команды-участницы, вопросы по определенной или общей тематике, ведущий и его помощники, музыкальное оформление, реквизит (2 слота, световые лампы двух цветов и звуковой сигнал, гонг, призы) |
Бюллетень | - письменное извещение о происходящих или произошедших событиях, фактах, результатах деятельности - информация о происходящем или произошедшем событии; традиционной шаблон для листа, содержащего оповещение; традиционное место вывешивания для всеобщего ознакомления с информацией |
Вернисаж | - форма выставки рисунков - тема; рисунки, коллажи, выполненные учащимися по выбранной теме; стенд для размещения рисунков |
Викторина | - занимательная игра по биологии и экологии, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы - подготовка вопросов (содержательность и четкая формулировка, их количество); рисунки, фотографии, звукозапись по теме викторины; жюри, ответы, призы (книги, открытки, самодеятельные сувениры) |
Встреча | Приглашения для гостей, информационное обеспечение встречи, сценарий, сувениры для гостей, оформление зала, техническое и музыкальное оснащение, торжественность обстановки, перечень вопросов для обсуждения |
День добрых дел | - форма трудового десанта, акции, проводимые за один день - определение объектов, которым нужна помощь; определение направления деятельности; составление плана действий (заданий) по оказанию бескорыстной помощи; выполнение заданий; подведение итогов |
Десант | - быстрое выполнение путем ударной работы задания на радость людям - проводится в течение 1-2 дней; четкая формулировка задания (например, очистить берег озера от мусора) |
«Живая» газета «Экологический вестник» | - злободневное, острое, иногда критическое обозрение событий в школе - творческая группа по подготовке мероприятия; «странички», рубрики; сценки по темам рубрик |
Журнал-эстафета | - познавательное и организаторское делообозрение, представляющее собой рукописный сборник, над разделами которого работают все члены коллектива или несколько коллективов - тема; формирование творческих бригад (журналистов, литераторов); определение сроков и способа работы, оформление материалов; разнообразие жанров (рассказ, сказка, репортаж, мемуары, былина, серия рисунков) |
Заочное путешествие | - познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни - выбор темы, маршрута, транспорта (корабль, поезд, машина времени и т.п.); команды-экскурсанты (экспедиционные группы, делегации разных профессий, исторических времен, стран и т.п.); экскурсоводы (гиды); наглядное и музыкальное оформление |
Концерт | - публичное исполнение музыкальных произведений о природе (возможно, в сочетании с хореографией, декламацией) - подготовленные приглашения для гостей, афиши; исполнение художественных номеров; ведущий; соответствующее оформление сцены и зрительного зала |
Марафон | - цикл мероприятий, объединенных общей тематикой - тема, программа марафона, разработки (планы, программы) отдельных мероприятий |
Мастерская | - изготовление поделок, атрибутов, декораций |
Открытый микрофон | - выступления (высказывание мнений) учащихся пред коллективом по актуальному вопросу - микрофон, трибуна, контроль за регламентом времени выступления, ведущий, цветные карточки у слушателей для оценки выступающего |
Палитра | - серия индивидуальных рассказов учащихся о своих питомцах - рассказы детей о своих любимых питомцах, художественное и предметное иллюстрирование рассказов (фотографии, рисунки, стихи), рекомендации и советы по вопросам содержания и ухода за домашними питомцами |
Экологическая тропа | - аналог туристического маршрута - план-схема; указатели остановок; оборудованные места отдыха; информация об объектах, размещенных вдоль экологической тропы |
1.Беседа | 1.Беседа |
2.Акция | 2.Акция |
3.Бюллетень | 3.Бюллетень |
4.Вернисаж | 4.Вернисаж |
5.Агитбригада | 5.Агитбригада |
6.Брейн-ринг | 6.Брейн-ринг |
7.Викторина | 7.Викторина |
8.Аукцион экологических знаний | 8.Аукцион экологических знаний |
9.День добрых дел | 9.День добрых дел |
10.Встреча | 10.Встреча |
11.Атака | 11.Атака |
12.Экологическая тропа | 12.Экологическая тропа |
13.Марафон | 13.Марафон |
14.Концерт | 14.Концерт |
15.Заочное путешествие | 15.Заочное путешествие |
16.Журнал-эстафета | 16.Журнал-эстафета |
17.«Живая» газета «Экологический вестник» | 17.«Живая» газета «Экологический вестник» |
18.Мастерская | 18.Мастерская |
19.Палитра | 19.Палитра |
20.Открытый микрофон | 20.Открытый микрофон |
21.Десант | 21.Десант |
- небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале - сценарий выступления, костюмы, музыкальное сопровождение |
- форма привлечения учащихся к действию, ведущему к определенному социально значимому результату - кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, стимулирование, привлечение широких кругов учащихся, окружающих |
- быстрое исправление силами группы недостатков окружающей среды - выполняется быстро, в коротки сроки (1-2 ч.) |
- игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности учащихся, позволяющая повысить уровень их информированности по целому ряду экологических вопросов. - предметы, выставляемые на «продажу»; набор вопросов, тем для; ведущий-аукционист; кафедра и молоток |
- разговор по актуальным вопросам экологии, биологии - тема, наглядность, перечень обсуждаемых вопросов, список рекомендуемой литературы |
- игровая соревновательная форма интеллектуальной деятельности - команды-участницы, вопросы по определенной или общей тематике, ведущий и его помощники, музыкальное оформление, реквизит (2 слота, световые лампы двух цветов и звуковой сигнал, гонг, призы) |
- письменное извещение о происходящих или произошедших событиях, фактах, результатах деятельности - информация о происходящем или произошедшем событии; традиционной шаблон для листа, содержащего оповещение; традиционное место вывешивания для всеобщего ознакомления с информацией |
- форма выставки рисунков - тема; рисунки, коллажи, выполненные учащимися по выбранной теме; стенд для размещения рисунков |
- занимательная игра по биологии и экологии, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы - подготовка вопросов (содержательность и четкая формулировка, их количество); рисунки, фотографии, звукозапись по теме викторины; жюри, ответы, призы (книги, открытки, самодеятельные сувениры) |
Приглашения для гостей, информационное обеспечение встречи, сценарий, сувениры для гостей, оформление зала, техническое и музыкальное оснащение, торжественность обстановки, перечень вопросов для обсуждения |
- форма трудового десанта, акции, проводимые за один день - определение объектов, которым нужна помощь; определение направления деятельности; составление плана действий (заданий) по оказанию бескорыстной помощи; выполнение заданий; подведение итогов |
- быстрое выполнение путем ударной работы задания на радость людям - проводится в течение 1-2 дней; четкая формулировка задания (например, очистить берег озера от мусора) |
- злободневное, острое, иногда критическое обозрение событий в школе - творческая группа по подготовке мероприятия; «странички», рубрики; сценки по темам рубрик |
- познавательное и организаторское делообозрение, представляющее собой рукописный сборник, над разделами которого работают все члены коллектива или несколько коллективов - тема; формирование творческих бригад (журналистов, литераторов); определение сроков и способа работы, оформление материалов; разнообразие жанров (рассказ, сказка, репортаж, мемуары, былина, серия рисунков) |
- познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни - выбор темы, маршрута, транспорта (корабль, поезд, машина времени и т.п.); команды-экскурсанты (экспедиционные группы, делегации разных профессий, исторических времен, стран и т.п.); экскурсоводы (гиды); наглядное и музыкальное оформление |
- публичное исполнение музыкальных произведений о природе (возможно, в сочетании с хореографией, декламацией) - подготовленные приглашения для гостей, афиши; исполнение художественных номеров; ведущий; соответствующее оформление сцены и зрительного зала |
- цикл мероприятий, объединенных общей тематикой - тема, программа марафона, разработки (планы, программы) отдельных мероприятий |
- изготовление поделок, атрибутов, декораций |
- выступления (высказывание мнений) учащихся пред коллективом по актуальному вопросу - микрофон, трибуна, контроль за регламентом времени выступления, ведущий, цветные карточки у слушателей для оценки выступающего |
- серия индивидуальных рассказов учащихся о своих питомцах - рассказы детей о своих любимых питомцах, художественное и предметное иллюстрирование рассказов (фотографии, рисунки, стихи), рекомендации и советы по вопросам содержания и ухода за домашними питомцами |
- аналог туристического маршрута - план-схема; указатели остановок; оборудованные места отдыха; информация об объектах, размещенных вдоль экологической тропы |