СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая направленность воспитательного процесса в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая направленность воспитательного процесса в ГПД.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая направленность воспитательного процесса в ГПД»

Экологическая направленность воспитательного

процесса в группе продленного дня.


Человек – часть природы. И природа должна стать главным источником обучения, воспитания и развития детей. Важная роль при этом отводится учителю. Его задача – научить ребенка ориентироваться в сложных экологических условиях. Немецкий педагог Дистервег отмечал, что простой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить.


«ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО НРАВСТВЕННО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ, НО И МОРАЛЬНО ОБЯЗАН ЗА НИХ ГОВОРИТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИХ ПРАВА, ИХ ИНТЕРЕСЫ»

Д.С.Л ИХАЧЕВ

 

Цель экологического воспитания: 

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.


ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

- образовательные - формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательные - формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающие - развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуальное (способности к анализу экологических ситуаций), эмоциональное (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственное (воли и настойчивости, ответственности). 


Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Очень важно, чтобы в процессе образования деятельность детей имела природоохранный характер. В ходе практической деятельности дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом их потребностей. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно действенным.


МЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Экологический светофор». «Письмо зелёному другу». «Радости и огорчения». «Секретный разговор». «Лес благодарит и сердится». 

- Скажите, какова будет методика проведения данных мероприятий?

Методы и приемы: беседа, наблюдение, исследование, эксперимент. Работа со схемами, макетами. Проекты. Прослушивание музыкальных и литературных произведений. 




ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА


1 этап - ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным; пытается контролировать своё поведение, поступки. 

2 этап - ребенок переходит от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотносит свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу; делает собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды); участвует в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.

3 этап - осознанно соблюдает нормы и правила поведения в окружающей среде; способен к самоконтролю, осознаёт необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении; использует полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности; положительные эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости. 


Вы услышали, какие активные формы экологического образования воспитатель использует в работе, что-то было ново, что-то вы используете тоже в работе.

С помощью метода мыследеятельности «Чье это?» воспитатели составляют каталог форм экологических мероприятий. На листах предложены названия форм работы и содержательные компоненты форм. Необходимо соотнести форму с содержанием. Затем идет обсуждение. Данные памятки остаются у воспитателей. Время выполнения 5 минут.






















КАТАЛОГ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ


ФОРМА

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Агитбригада

- небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале

- сценарий выступления, костюмы, музыкальное сопровождение

Акция

- форма привлечения учащихся к действию, ведущему к определенному социально значимому результату

- кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, стимулирование, привлечение широких кругов учащихся, окружающих

Атака

- быстрое исправление силами группы недостатков окружающей среды

- выполняется быстро, в коротки сроки (1-2 ч.)

Аукцион экологических знаний

- игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности учащихся, позволяющая повысить уровень их информированности по целому ряду экологических вопросов.

- предметы, выставляемые на «продажу»; набор вопросов, тем для; ведущий-аукционист; кафедра и молоток

Беседа

- разговор по актуальным вопросам экологии, биологии

- тема, наглядность, перечень обсуждаемых вопросов, список рекомендуемой литературы

Брейн-ринг

- игровая соревновательная форма интеллектуальной деятельности

- команды-участницы, вопросы по определенной или общей тематике, ведущий и его помощники, музыкальное оформление, реквизит (2 слота, световые лампы двух цветов и звуковой сигнал, гонг, призы)

Бюллетень

- письменное извещение о происходящих или произошедших событиях, фактах, результатах деятельности

- информация о происходящем или произошедшем событии; традиционной шаблон для листа, содержащего оповещение; традиционное место вывешивания для всеобщего ознакомления с информацией

Вернисаж

- форма выставки рисунков

- тема; рисунки, коллажи, выполненные учащимися по выбранной теме; стенд для размещения рисунков

Викторина

- занимательная игра по биологии и экологии, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы

- подготовка вопросов (содержательность и четкая формулировка, их количество); рисунки, фотографии, звукозапись по теме викторины; жюри, ответы, призы (книги, открытки, самодеятельные сувениры)

Встреча

Приглашения для гостей, информационное обеспечение встречи, сценарий, сувениры для гостей, оформление зала, техническое и музыкальное оснащение, торжественность обстановки, перечень вопросов для обсуждения

День добрых дел

- форма трудового десанта, акции, проводимые за один день

- определение объектов, которым нужна помощь; определение направления деятельности; составление плана действий (заданий) по оказанию бескорыстной помощи; выполнение заданий; подведение итогов


Десант

- быстрое выполнение путем ударной работы задания на радость людям

- проводится в течение 1-2 дней; четкая формулировка задания (например, очистить берег озера от мусора)

«Живая» газета «Экологический вестник»

- злободневное, острое, иногда критическое обозрение событий в школе

- творческая группа по подготовке мероприятия; «странички», рубрики; сценки по темам рубрик

Журнал-эстафета

- познавательное и организаторское делообозрение, представляющее собой рукописный сборник, над разделами которого работают все члены коллектива или несколько коллективов

- тема; формирование творческих бригад (журналистов, литераторов); определение сроков и способа работы, оформление материалов; разнообразие жанров (рассказ, сказка, репортаж, мемуары, былина, серия рисунков)

Заочное путешествие

- познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни

- выбор темы, маршрута, транспорта (корабль, поезд, машина времени и т.п.); команды-экскурсанты (экспедиционные группы, делегации разных профессий, исторических времен, стран и т.п.); экскурсоводы (гиды); наглядное и музыкальное оформление

Концерт

- публичное исполнение музыкальных произведений о природе (возможно, в сочетании с хореографией, декламацией)

- подготовленные приглашения для гостей, афиши; исполнение художественных номеров; ведущий; соответствующее оформление сцены и зрительного зала

Марафон

- цикл мероприятий, объединенных общей тематикой

- тема, программа марафона, разработки (планы, программы) отдельных мероприятий

Мастерская

- изготовление поделок, атрибутов, декораций


Открытый микрофон

- выступления (высказывание мнений) учащихся пред коллективом по актуальному вопросу

- микрофон, трибуна, контроль за регламентом времени выступления, ведущий, цветные карточки у слушателей для оценки выступающего

Палитра

- серия индивидуальных рассказов учащихся о своих питомцах

- рассказы детей о своих любимых питомцах, художественное и предметное иллюстрирование рассказов (фотографии, рисунки, стихи), рекомендации и советы по вопросам содержания и ухода за домашними питомцами

Экологическая тропа

- аналог туристического маршрута

- план-схема; указатели остановок; оборудованные места отдыха; информация об объектах, размещенных вдоль экологической тропы








1.Беседа


1.Беседа


2.Акция


2.Акция


3.Бюллетень


3.Бюллетень


4.Вернисаж


4.Вернисаж


5.Агитбригада


5.Агитбригада


6.Брейн-ринг


6.Брейн-ринг


7.Викторина


7.Викторина


8.Аукцион экологических знаний


8.Аукцион экологических знаний


9.День добрых дел


9.День добрых дел


10.Встреча


10.Встреча


11.Атака


11.Атака


12.Экологическая тропа


12.Экологическая тропа


13.Марафон


13.Марафон


14.Концерт


14.Концерт


15.Заочное путешествие


15.Заочное путешествие


16.Журнал-эстафета


16.Журнал-эстафета


17.«Живая» газета «Экологический вестник»

17.«Живая» газета «Экологический вестник»

18.Мастерская


18.Мастерская


19.Палитра


19.Палитра


20.Открытый микрофон


20.Открытый микрофон


21.Десант


21.Десант

- небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале

- сценарий выступления, костюмы, музыкальное сопровождение

- форма привлечения учащихся к действию, ведущему к определенному социально значимому результату

- кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, стимулирование, привлечение широких кругов учащихся, окружающих

- быстрое исправление силами группы недостатков окружающей среды

- выполняется быстро, в коротки сроки (1-2 ч.)

- игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности учащихся, позволяющая повысить уровень их информированности по целому ряду экологических вопросов.

- предметы, выставляемые на «продажу»; набор вопросов, тем для; ведущий-аукционист; кафедра и молоток

- разговор по актуальным вопросам экологии, биологии

- тема, наглядность, перечень обсуждаемых вопросов, список рекомендуемой литературы

- игровая соревновательная форма интеллектуальной деятельности

- команды-участницы, вопросы по определенной или общей тематике, ведущий и его помощники, музыкальное оформление, реквизит (2 слота, световые лампы двух цветов и звуковой сигнал, гонг, призы)

- письменное извещение о происходящих или произошедших событиях, фактах, результатах деятельности

- информация о происходящем или произошедшем событии; традиционной шаблон для листа, содержащего оповещение; традиционное место вывешивания для всеобщего ознакомления с информацией

- форма выставки рисунков

- тема; рисунки, коллажи, выполненные учащимися по выбранной теме; стенд для размещения рисунков

- занимательная игра по биологии и экологии, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы

- подготовка вопросов (содержательность и четкая формулировка, их количество); рисунки, фотографии, звукозапись по теме викторины; жюри, ответы, призы (книги, открытки, самодеятельные сувениры)


Приглашения для гостей, информационное обеспечение встречи, сценарий, сувениры для гостей, оформление зала, техническое и музыкальное оснащение, торжественность обстановки, перечень вопросов для обсуждения

- форма трудового десанта, акции, проводимые за один день

- определение объектов, которым нужна помощь; определение направления деятельности; составление плана действий (заданий) по оказанию бескорыстной помощи; выполнение заданий; подведение итогов

- быстрое выполнение путем ударной работы задания на радость людям

- проводится в течение 1-2 дней; четкая формулировка задания (например, очистить берег озера от мусора)

- злободневное, острое, иногда критическое обозрение событий в школе

- творческая группа по подготовке мероприятия; «странички», рубрики; сценки по темам рубрик


- познавательное и организаторское делообозрение, представляющее собой рукописный сборник, над разделами которого работают все члены коллектива или несколько коллективов

- тема; формирование творческих бригад (журналистов, литераторов); определение сроков и способа работы, оформление материалов; разнообразие жанров (рассказ, сказка, репортаж, мемуары, былина, серия рисунков)

- познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни

- выбор темы, маршрута, транспорта (корабль, поезд, машина времени и т.п.); команды-экскурсанты (экспедиционные группы, делегации разных профессий, исторических времен, стран и т.п.); экскурсоводы (гиды); наглядное и музыкальное оформление

- публичное исполнение музыкальных произведений о природе (возможно, в сочетании с хореографией, декламацией)

- подготовленные приглашения для гостей, афиши; исполнение художественных номеров; ведущий; соответствующее оформление сцены и зрительного зала

- цикл мероприятий, объединенных общей тематикой

- тема, программа марафона, разработки (планы, программы) отдельных мероприятий

- изготовление поделок, атрибутов, декораций


- выступления (высказывание мнений) учащихся пред коллективом по актуальному вопросу

- микрофон, трибуна, контроль за регламентом времени выступления, ведущий, цветные карточки у слушателей для оценки выступающего

- серия индивидуальных рассказов учащихся о своих питомцах

- рассказы детей о своих любимых питомцах, художественное и предметное иллюстрирование рассказов (фотографии, рисунки, стихи), рекомендации и советы по вопросам содержания и ухода за домашними питомцами

- аналог туристического маршрута

- план-схема; указатели остановок; оборудованные места отдыха; информация об объектах, размещенных вдоль экологической тропы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!