СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая викторина : "Путешествие в удивительный мир природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвящённое охране окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина : "Путешествие в удивительный мир природы"»

Экологическая игра-викторина «Путешествие в удивительный мир природы».

Цели:

  1. Активизация познавательной деятельности, расширение кругозора детей, их знаний о природе;

  2. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

  3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! На дворе весна вступает в свои права. Всё оживает и расцветает после долгой холодной зимы. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. 22 апреля люди всех стран отмечают Международный День Земли. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.



«Экологическая разминка»

Станция «Эрудит»

1. Кто слышит ногами? Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

(Кузнечик)

2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

3. Чем зудит комар? (Крыльями)

4. Погибают ли растения под снегом? (Нет. Они спят.)

5. Чем питаются зимующие птицы? (Семенами, ягодами, семечками, крошками)

6.Почему в лесу нельзя разжигать костёр? (Место под костром не зарастает 5-7 лет)

7. Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

8. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

9. Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (Тетерева, рябчики)

10. Какая птица не высиживает птенцов и не вьёт гнезда? (Кукушка)

11. Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах, самая маленькая? (Королёк)

12. Какая птица зимой белая? (Белая куропатка)



I. «Царство растений»

Ведущий 1. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Станция «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!


Станция «Живые барометры».

Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года.

Синица пищит – зиму вещает.

Дым столбом – к морозу.

Длинные сосульки – к долгой весне .

Ласточки низко летают – дождь предвещает.

Шумит хвойный лес – ожидай оттепели.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе .

Станция «Конкурс капитанов»

Вам будут предложены вопросы. Ваша задача – дать ответы на максимальное их количество.

1.Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2.Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3.Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4.Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

5.Из нее выводятся головастики… (Икра.)

6.Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

7. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

8.Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

9.Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)

10.Наука о животных. (Зоология.)

11.Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

12.Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)

13.Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

14.Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

(Заяц.)

15.Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

16.Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

17.Какое животное является обладателем самого громкого голоса?

(Крокодил.)

18.Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

(Зайчата.)

19. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

20.Какой зверь считается самым маленьким?

(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)

Станция «Ребусная»

Станция «Если вы сбились с дороги»

Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей.

Самое главное в такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться – это значит в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?

Итак, я предлагаю вам следующие ситуации, а вы постарайтесь их решить:

Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).



Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).



Вам стал попадаться подорожник… (Значит, где-то рядом дорога). Индейцы называют подорожник следом белого человека.

Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне).


Станция «Экология и сказки»


А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Ребята, на станции «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!. Команда в течение 1 минуты советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)


2. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)


3. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)


4.Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

5 Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.

6.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)


7. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его.
(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)


8. В какой сказке мальчик превратился в козленка?
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека)

(Поздравление победителей викторины)


Станция «Угадай по описанию»

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Ребята, на нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наше путешествие по станциям природы.

Станция «Лесные загадки», отвечают команды по очереди, если у команды нет ответа- отвечают соперники, нет ответа- отвечают зрители, принося дополнительные баллы своим командам)

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?

  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

  1. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры).

  2. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

  3. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза).

  4. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха).

  5. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея).

  6. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза).


Станция «Царство Грибов»

Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

Станция «На лесной полянке». Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

  1. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

  2. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

  3. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 

Станция Экологические знаки ( Назвать экологические знаки по правилам поведения в лесу, собрать из частей один эколог.знак.)



Педагог: – Ребята, что такое «экология»?

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.



Станция «Экологические задачи»
1.    Почему в лесу нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена)
2.    Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
 ( замазать глиной рану)
3.    Главный враг леса. ( пожар)
4.    Почему опасен пожар в лесу?
5.    Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
6.    Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7.    Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8.    Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9.    Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10.    Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11.    Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12.    Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Подведение итогов викторины: Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!