СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические факторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока экологии.

Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы»

Тема: Экологические факторы

Цель: познакомиться с классификацией и характеристикой экологических факторов.

Содержание урока

Каждая из сред жизни отличается особенностями воздействия экологических факторов – отдельных элементов среды, которые воздействуют на организмы.

Существуют различные классификации экологических факторов (таблица 1).

Таблица 1. Классификация экологических факторов

Группа

Характеристика

Примеры

По природе

Абиотические

Воздействие компонентов неживой природы

Свет, температура, влажность

Биотические

Воздействие живых организмов

Конкуренция за пищу, нападение хищника

По участию человека

Природные

Воздействие природных факторов

Свет, температура, влажность

Антропогенные

Воздействие человека (в том числе его деятельности)

Вырубка леса, охота, загрязнение, разрушение местообитаний

По среде возникновения (для абиотических)

Климатические

Влияние климатических условий

Ветер, атмосферное давление

Геологические

Влияние геологических условий

Землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение

Орографические, или факторы рельефа

Влияние условий рельефа

Высота местности над уровнем моря, крутизна местности экспозиция местности

Эдафические, или почвенно-грунтовые

Влияние почвенных условий

Гранулометрический состав, химический состав, плотность, структура, рН

Гидрологические

Влияние гидрологических условий

Течение, соленость, давление

По природе организма (для биотических)

Физические

Влияние физических факторов

Температура, давление, плотность

Химические

Влияние химических факторов

Химический состав, соленость

По виду воздействующего организма (для биотических)

Внутривидовые

Влияние на организм особей этого же вида

Влияние зайца на зайца, сосны на сосну

Межвидовые

Влияние на организм особей других видов


Влияние волка на зайца, сосны на березу

По принадлежности к определенному царству

Фитогенны факторы

Влияние на организмы растений

Ели и растения нижнего яруса

Зоогенные факторы

Влияние животных


Ковыль и травоядные копытные

Микогенные факторы

Влияние грибов


Береза и подберезовик

Микробогенные факторы

Влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших)

Человек и вирус гриппа

По типу взаимодействия (для биотических)

Нейтрализм

Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий

Белки и лоси

Протокооперация

Взаимовыгодное, но не обязательное существование организмов, пользу из которого извлекают оба участника


Раки-отшельники и коралловые полипы актинии

Мутуализм

Взаимовыгодное сожительство, когда либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя


Травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии

Комменсализм

Взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично

Крупные хищники и падальщики

Хищничество

Взаимоотношение, при которых один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертву) и использует его в качестве пищи

Волки и зайцы

Паразитизм

Взаимоотношения, при которых паразит не убивает своего хозяина, а длительное время использует его как среду обитания и источник пищи

Аскарида человеческая и человек

Конкуренция

Взаимоотношения, при которых организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних.

Щука и судак

Аменсализм

Взаимоотношения, при которых один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого

Ель и растения нижнего яруса

По характеру воздействия (для антропогенных)

Прямое влияние

Оказывают прямое (непосредственное) воздействие на организм

Скашивание травы, вырубка леса, отстрел животных, отлов рыбы

Косвенное влияние

Оказывают косвенное (опосредованное через другие экологические факторы) воздействие на организм

Загрязнение окружающей среды, разрушение местообитаний, беспокойство

По последствиям (для антропогенных)

Положительные

Улучшают жизнь организмов и увеличивают их численность

Разведение и охрана животных, посадка и подкормка растений, охрана окружающей среды

Отрицательные

Ухудшают жизнь организмов и снижают их численность

Вырубка деревьев, отстрел животных, разрушение местообитаний

По изменчивости в пространстве и во времени

Относительно постоянные

Относительно постоянны в пространстве и во времени

Сила тяготения, солнечная радиация, соленость океана

Очень изменчивые

Очень изменчивы в пространстве и во времени

Температура и важность воздуха, сила ветра

По характеру изменения во времени

Регулярно-периодические

Меняют свою силу в зависимости от времени суток, сезона года, ритма приливов и отливов


Освещенность, температура, длина светового дня

Нерегулярные (непериодические)

Не имеют четко выраженной периодичности

Наводнение, ураган, землетрясение, извержение вулкана, нападение хищника


Направленные

Действуют на протяжении длительного промежутка времени в одном направлении

Похолодание или потепление климата, зарастание водоема, эрозия почвы

По характеру ответной реакции организма на воздействие

Раздражители

Вызывают биохимические и физиологические изменения (адаптации)

Недостаток кислорода в условиях высокогорья приводит к увеличению содержания гемоглобина в крови животных

Модификаторы

Вызывают морфологические и анатомические изменения (адаптации)

Недостаток влаги привел к видоизменению листьев в колючки у кактусов

Ограничители

Обусловливают невозможность существования организма в данных условиях и ограничивают ареал его распространения

Недостаток воды ограничивает распространение жизни в пустынях

Сигнализаторы

Информируют об изменении других факторов

Длина светового дня для листопадных растений

По расходованию

Ресурсы

Потребляются организмами, то есть их количество в результате взаимодействия с организмом может уменьшаться

Пища, вода, солнечная энергия, кислород, углекислый газ

Условия

Не потребляются организмами, то есть их количество не уменьшается, но они могут оказывать влияние на организм

Температура, влажность, атмосферное давление, гравитационное поле, соленость воды

Действие экологических факторов на организм может быть прямым или косвенным. Косвенное воздействие осуществляется через другие экологические факторы. Например, высокая температура может вызвать ожог (прямое действие), а может привести к обезвоживанию организма (косвенное воздействие).

Обобщение

Сформулировать вывод по уроку.

Домашнее задание:

1. Конспект.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!