СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические факторы.Среды обитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработано для учащихся 5 классов с приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы.Среды обитания»

Урок № 6, 18.10.2018г., учитель: Докаева А.С.

5-В класс

Тема: Среда обитания. Экологические факторы

Цель: создать условия для изучения темы, формировать представления о базовых понятиях темы; учить применять полученные знания и оперировать ими на практике.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие логического и критического мышления, культуры речи, воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие умений находить информацию, необходимую для решения проблемы, выдвигать предположения при решении учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: сравнение различных сред обитания живых организмов, характеристика основных экологических факторов и их влияние на живые организмы.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофрагменты, иллюстрации, маршрутные листы, цветовые сигнальные карточки.

Планируемые результаты:

Личностные: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Метапредметные:

коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, освоение разных способов коммуникаций;

регулятивные - самостоятельно определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

познавательные – анализировать, высказывать предположения, искать и отбирать информацию.

Предметные: учащиеся должны называть среды жизни, их экологические факторы; сравнивать различные среды обитания; характеризовать виды экологических факторов; приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Учащихся учитель делит на 3 группы по карточкам (карточки с живыми объектами, обитающих в различных средах обитания).

СЛАЙД 1,2 Учитель: Добрый день всем гостям и учащимся, которые пришли к нам на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку, делит на группы, раздает маршрутные листы.

Формируемые УУД:

Регулятивные: осуществление самоконтроля, взаимодействие с учителем и другими учащимися.

II. Мотивационно-ориентировочный блок

  1. Актуализация (3 мин)

Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока.

Учитель: Зачитывает новость из газеты, предлагает учащимся ответить на вопрос: «Корреспондент пришел в недоумение. Как вы думаете, почему?»

Учащиеся: Обсуждают, выдвигают гипотезы (в группах).

Формируемые УУД:

Личностные: высказывание своей позиции

Познавательные: воспроизведение по памяти информации

Регулятивные: взаимодействие с учителем и другими учащимися

  1. Проблематизация (3 мин)

Учитель: Предлагает сравнить два изображения – цветущее растение и увядшее.

- В чем отличие двух растений между собой и почему?

Формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать без окружающей среды? Почему?

Учащиеся: Сравнивают, анализируют, делают выводы и предположения (в группах).

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, обобщение, классификация.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: взаимодействие с учителем и другими учащимися

  1. Целеполагание (2 мин)

Учитель: Определить цели и задачи урока

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы с вами узнаем, изучим?

- Для чего нам понадобятся эти знания?

Учащиеся: Формулируют цель урока

Формируемые УУД:

Регулятивные: принятие учебной задачи урока

II. Организационно-деятельностный блок

  1. Моделирование (13 мин)

Учитель: Организует учебное взаимодействие учащихся и последующее обсуждение моделей: просмотр учебного видеофрагмента. Итак, первое, что мы должны с вами запомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).

Записать определение в тетрадь

СЛАЙД 3. Определение:

Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.

Пример: киты и дельфины живут в морях и океанах, щуки предпочитают места в реке с медленным течением, соловьи встречаются в сырых затемненных участках леса у водоёмов и т.д.

Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним

Учитель: Второе по плану это типы сред обитания.

Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?

Мы разберём три природные среды обитания, так как они наиболее заселенны живыми организмами.

На ваш стол пришли телеграммы, в которых пропущены слова.

Вам дано задание, вставить пропущенные слова, и прочитать что получилось.

(Ответы учащихся)

Группа 1. Наземно-воздушная среда характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например, кактус запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по земле.

СЛАЙД 4. Учитель. Обратите внимание на слайд. Наземно – воздушная среда очень разнообразная. Сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная Арктика.

Группа 2. Водная среда характеризуется достаточным количеством воды. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

СЛАЙД 5. Учитель. Обратите внимание на слайд.

Группа 3. Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием.

СЛАЙД 6. Учитель. Обратите внимание на слайд

Учитель: Очень хорошо, теперь я вижу, что вы ориентируетесь кто, где живёт, а теперь поиграем? Я называю живые организмы, а вы согласно своей среды обитания хлопаете в ладоши, кто хлопает не правильно объясняет, почему так сделал (Физкультминутка 1 мин.).

Лиса, дождевой червяк, акула, черепаха, щука, водоросли, ель, капуста, божья коровка, крот, страус, морская звезда, корни растений, кит, личинки, сосна.

  1. Экологические факторы

Учитель: теперь мы переходим к третьей части нашего плана урока. И у меня к вам вопрос: Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.). Просмотр видеофрагмента «Экологические факторы».

Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микро­организмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими.

Смотрите схему СЛАЙД 9


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ



Абиотические Биотические Антропогенные

Свет, вода, температура Другие живые организмы Влияние человека

Учитель: абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений (Ответы учащихся)

А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор (ответы учащихся).

Теперь, давайте распределим факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь.

Итак, сегодня мы обобщили знания по теме «Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы».

Приведите примеры различных сред обитания. Как животные приспосабливаются к жизни в этих средах обитания?

III. Рефлексивно-оценочный блок

  1. Домашнее задание

  • Учитель: Сегодня мы с вами узнали, как важны для всего живого условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных оказывает антропогенный фактор, т. е. люди.

  • рисунок «Я и вода».

  • -составить кроссворд «Среды обитания»

  • дорисовать рисунок о среде обитания.

  • -Параграф № 5

Формируемые УУД:

Регулятивные: осуществление самоконтроля

  1. Рефлексия (3 мин)

Учитель:

Предлагает закончить предложение: Совокупность условий, в которых обитает организм - ...

Наиболее благоприятные условия среды обитания - …

Экологические факторы:

Закончить предложения: На уроке я узнал….Меня удивило….Я хотел бы узнать о……

Формируемые УУД:

Личностные: определение границ собственного знания и незнания, самооценка

Коммуникативные: рефлексия своих действий







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!