Автор разработки: Гойдина Жанна Сергеевна,
МАОУ СОШ № 4 г. Калининград
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ. РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Урок с применением средств ЦОС
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению многообразия птиц, их роли в природе и жизни человека.
Планируемые результаты
Личностные: будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Предметные: ученик научится характеризовать экологические группы птиц; отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; оценивать значение птиц в природе и жизни человека; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц.
Метапредметные:
Регулятивные
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Познавательные
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» В.И. Сивоглазов, М.Р. Сапин, А.А. Каменский, презентация, фото с птицами Калининградского зоопарка (https://kldzoo.ru/nashi-zhivotnye/ptitsy/), видео «Экологические группы птиц. ТНУ им. Вернадского» (https://www.youtube.com/watch?v=phmpC1WFF44), тесты в Online Test Pad https://onlinetestpad.com/hp5sc22irzi4s и LerningApps https://learningapps.org/17078614
Основные понятия: птицы открытых воздушных пространств, птицы степей и пустынь, птицы водоемов и побережий, болотные птицы, дневные хищники, ночные хищники, птицы леса, наземные килегрудые птицы, пингвины, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы, астронавигация.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
I. Организационный момент. 1 мин | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку | | Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
II. Актуализация опорных знаний урока. 5 мин. | Проверка ДЗ: - синквейн «Размножение птиц» - В связи с чем у большинства видов птиц функционирует только один яичник? - Почему зародышевый диск в яйце птицы всегда обращен кверху? - Какие условия, необходимые для развития зародышей, создает птица при насиживании яиц? - Чем различаются птенцы выводковых и птенцовых птиц? - Почему в гнезде выводковых птиц птенцов больше, чем у птенцовых? - Вследствие чего у обыкновенной кукушки развился гнездовой паразитизм? | Представляют синквейн отвечают на вопросы | | Познавательные - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей |
III. Мотивация к изучению нового материала. 5 мин. | Мотивирует к определению темы и цели урока с групповой работы - Установите соответствие между группами птиц и их представителями или признаками (см. https://onlinetestpad.com/hp5sc22irzi4s ) - Каковы причины многообразия внешнего вида килегрудых птиц? - Сформулируйте цель урока с помощью проблемных вопросов | Работают в группе-вырабатывают общее мнение по заданию Записывают тему урока. Формулируют цель урока с помощью проблемных вопросов | | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные - установление причинно-следственных связей |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 25 мин. | 1. Создает условия для изучения важнейших отрядов птиц и их роли в природе и жизни человека 2. Организует изучение экологических типов птиц - выполнить задания 3. Знакомит обучающихся с разнообразием птиц Калининградской области 4. Виртуальная экскурсия «Разнообразие птиц местности проживания: птицы Калининградского зоопарка» https://kldzoo.ru/nashi-zhivotnye/ptitsy/ | Знакомятся с информацией о многообразии птиц Записывают экологические типы птиц в конспект Устанавливают группы птиц по образу жизни Выявляют экологическую роль птиц Осуществляют самопроверку Совершают виртуальную экскурсию в зоопарк | ученик научится характеризовать экологические группы птиц; отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; оценивать значение птиц в природе и жизни человека; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц. | Познавательные - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации - подведение под понятия, выведение следствий Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Физкультминутка 1 мин | Упражнения на улучшение когнитивных способностей (под анимацию). | Выполняют упражнения | | Осуществляют профилактику утомляемости |
V. Первичное закрепление изученного материала. 6 мин. | Выполните задания https://learningapps.org/17078614 | Выполняют задания с использованием материалов ЦОС | отмечать черты приспособленности птиц к разнообразным местам обитания; ученик получит возможность научиться объяснять взаимосвязь многообразия и местообитания птиц | Познавательные - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий |
VI. Рефлексия учебной деятельности 1 мин | – Что нового вы узнали на уроке? – Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? | Осуществляют самоанализ и самооценку деятельности | | Личностные - смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями 1 мин | Оценивает работу учащихся за время урока, комментирует оценки Комментирует домашнее задание: учебник, с.218-225, в.9 с.226 характеристика птиц, занесенных в Красную книгу Калининградской области (в конспект, 2-3 примера), подготовиться к проверочной работе по теме «Птицы» | Слушают учителя Записывают задание в дневники | | |