СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические проблемы нижнего дона и их решение с использованием местных традиций (тезисы)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы нижнего дона и их решение с использованием местных традиций (тезисы)»

Тезисы

Роль автотранспорта в загрязнении окружающей среды Первомайского

района г. Ростова-на-Дону.

Подготовила: Ганичева Любовь Захаровна, кандидат геолого-минералогических наук, учитель географии МБОУ «Школа №10».

Актуальность темы: Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу характеризуется неуклонным ростом главным образом за счет автотранспорта.

Территория изучения - участки автодорог, прилегающих к школам № 10 и № 84 Первомайского района и наиболее загруженные в г. Ростове-на-Дону.

Цель работы: анализ воздействия автотранспорта на окружающую среду Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

Автомобильный парк в г. Ростове-на-Дону с каждым годом увеличивается примерно на 10% (прил.1). Выбор школ для проводимых исследований не является случайным и обусловлен их различным местоположением. МБОУ «Школа № 10» находится на улице Ректорская, 11 в центре микрорайона и удалена от основных транспортных магистралей, а МБОУ Школа № «84» - на площади Чкалова и непосредственно примыкает к перекрестку транспортных магистралей. В рамках данного исследования нами проводились наблюдения за интенсивностью движения автотранспорта на проезжих улицах посезонно в 2017-2018 гг. Расчеты производились согласно методическим указаниям архитектурно-строительной академии ДГТУ.

В пределах исследуемых территорий по автодорогам, расположенным рядом с МБОУ «Школа № 10», в час «пик» проходит 200-350 автотранспортных средств, а у МБОУ «Школа № 84» - 1250-2560. Причем наименьшее количество (205 и 1239) отмечалось в мае. В осенний период поток автотранспортных средств возрастал почти в 2 раза, что, вероятно связано с выходом из отпусков их владельцев (прил. 2). Состав автотранспортных средств представляют легковые автомобили (92-95%), микроавтобусы (4-5%), грузовые (0.7-2%) – в первом случае, во втором – доля легковых автомобилей уменьшается до 83-87%, но увеличивается число маршруток и микроавтобусов (7-9%), автобусов (1.3-2.3%), грузовых (1,7-6.6)%. Особо резких колебаний в соотношении автотранспортных средств в течение года не наблюдается (прил. 3).

Для оценки загрязнения атмосферного воздуха определялся валовый выброс загрязняющих веществ по формуле:

Mj = mj . z. P1. P2 .10-6, где

Mj – масса загрязняющего вещества, т; mj – удельный выброс j – го вредного вещества автомобилем определенной группы, г/км; z - пробег автомобилем, км; Р1 – коэффициент уровня технического состояния автотранспорта; Р2 – коэффициент среднего возраста парка автомобилей.

В пиковое время за 1 час выбросы оксида углерода равны 0, 01-0,062 т, углеводородов – 0,009-0,05 т, оксидов азота – 0,0007-0,005 т. Дополнительно нами проводились наблюдения за выбросами вредных веществ на довольно загруженных улицах города. При пересчете их объемов за год и сравнении с показателями у исследуемых объектов оказалось, что территорию МБОУ

«Школа № 84» можно отнести к наиболее загрязненным районам г. Ростова-на-Дону (прил. 4-6). В связи с тем, что преобладающим транспортом являются легковые автомобили, на их долю приходится наибольшее количество выбрасываемых в атмосферу углеводородов (92-96%), оксида углерода (85-92%) и оксидов азота (40-60%). Значительное количество оксидов азота (30-40%) и оксида углерода (6-8%) поставляют в атмосферу микроавтобусы и маршрутки (прил. 7).

Помимо определения концентраций оксида углерода, углеводородов и оксидов азота, оценка загазованности предполагает определение следующих основных параметров: интенсивности движения (Х1), доли автотранспортных средств в общем потоке (Х2), продольного уклона проезжей дороги (Х3), этажности застройки (Х4), ширины улицы в застройке (Х5), ширины проезжей части участка дороги (Х6), средневзвешенной скорости движения (Х7), показателя линейной плотности уличной застройки (Х8), температурного показателя (Х9), количества сторон движения (Х10). Прогноз ожидаемой концентрации оксида углерода (мг/м3) был рассчитан по следующим формулам:

1) на участке дороги с непрерывным движением автотранспорта для МБОУ «Школа № 10»:

Ссо=-5,0+0,031Х1+0,46Х2+4,17КнХ3+0,1Х4+0,185Х5+0,27Х6-0,1Х7-0,77Х9+5Х10 Nпр(заг)/1000 мг/м3;

2) на участке дороги с вынужденной задержкой автотранспорта для МБОУ «Школа № 84»:

Ссо=-3,0+0,031Х1+0,46Х2+4,17КнХ3+0,1Х4-0,185Х5+0,27Х6+32.0Х8-0,77Х9-5Х10 Nпр(заг)/1000 мг/м3.

Согласно произведенным расчетам уровень загазованности на территории МБОУ «Школа № 84» от легковых автомобилей составляет 29,4 мг/м3, а от маршруток и микроавтобусов – 25,3 мг/м3, на территории МБОУ «Школа № 10» от легковых автомобилей – 14.8 мг/м3 (прил. 8). Если учесть, что предельно допустимая концентрация оксида углерода в атмосферном воздухе составляет 5 мг/м3, то уровень загазованности в первом случае превышает её в 5- 6 раз.

На втором этапе исследований были проведены мероприятия по определению зависимости между запыленностью дворов в районе МБОУ «Школа № 10» и количеством паркующихся во дворах машин. Они проходили в период января-февраля 2018 г. методом выпаривания снега с 1 м2. При этом отбор проб производился с газона возле подъезда дома. В качестве контрольной пробы был взят снег из прилегающей рощи. Результаты взвешивания сухого остатка после выпаривания снега представлены в приложении 9. Из полученных данных видна прямая зависимость между количеством автомобилей и загрязненностью дворов. В теплое время года пылевая нагрузка обычно увеличивается по сравнению с зимой, когда почва покрыта снегом или переувлажнена, и дорожная пыль не поднимается ветром в воздух.

В январе 2018 г. были отобраны пробы снега на перекрестке у МБОУ «Школа № 84» на предмет содержания тяжелых металлов (Mn, Ni, Co, V, Cr, Mo, Cu, Pb, Ag, Zn). Результаты количественного спектрального анализа (лаборатория АзНИИРХ) свидетельствуют о высокой нагрузке на окружающую среду таких элементов, как цинк, свинец, медь, хром, кобальт, серебро, ванадий, никель, молибден, олово – связано, в первую очередь, с их высокой концентрацией в твердофазных атмосферных выпадениях. Наибольшие значения нагрузки микроэлементов, выпадающих с пылью, зафиксировано вблизи МБОУ «Школа № 84» (прил. 10).

Опробыванию подвергался также самый верхний почвенный горизонт (0,0 – 0, 2 м), где наблюдается максимальная интенсивность геохимических процессов. Под термином «загрязненная почва» одни ученые понимают любое накопление тяжелых металлов относительно содержания в природных ландшафтах, другие загрязненными называют почвы, в которых концентрация химических элементов превышают фоновый уровень в 1.5-2 и более раз. Результаты исследований показали, что уровень загрязнения почвы в районе МБОУ «Школа № 84» оценивается, как опасная.

На следующем этапе исследований определялось воздействие шума на здоровье людей. Один из главных источников шума в настоящее время на территории города – автотранспорт [5]. Нами были проведены наблюдения за усилением и снижением шума по времени суток. Максимальный шум с улиц начинается с 7 часов утра и продолжается до 22 часов вечера, затем до 6 часов утра он снижается. но не затихает полностью. Усиление шума возникает из-за огромного столпотворения машин и образования пробок на дорогах. Легковые и грузовые автомобили издают шум от 77 до 83 дБ.

Между транспортной магистралью и МБОУ «Школа № 10» нет даже узкой лесной полосы, которая уменьшила бы шум автотранспорта и поглощала часть загрязняющих веществ. Шумовое загрязнение при таком количестве машин в районе МБОУ «Школа № 84» превышает допустимые нормы и достигает 192 дБ. Расчет уровня шума определялся по формуле:

У= 69,0 + 0.0046 х Х1 + 0,07 х Х2 + 0,21 х Кн х Х3 + 0,05 х Х4 + 0,104 х Х5 +

+ 0,0346 х Х6 + 0.04 х Х1 + 0,8 х Х8 , где

Х1 – общая интенсивность автотранспорта; Х2 – доля грузовых автомобилей, автобусов в общем потоке; Х3 – предельный уклон проезжей части; Кн - коэффициент неоднородности потока; Х4 – этажность застройки – этажей (+1); Х5 – ширина улицы в застройке (м), Х6 – ширина проезжей части (м), Х8 –показатель линейной плотности уличной застройки (0,5).

Проведенные нами исследования и статистические расчеты подтверждают тесную взаимосвязь между загрязненностью атмосферного воздуха и заболеваемостью обучающихся, особенно в отношении аллергических, сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний (прил.11).

Таким образом, полученные в процессе исследований результаты свидетельствуют о том, что исследуемая территория по уровню загрязнения относится к опасной (прил. 12).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!