СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся с умственной отсталостью. Урок знакомит обучающихся с экологическими проблемами Севера и путями их решения.

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.»

Волков А.А. – учитель географии Бейская школа – интернат

География. 7 класс

Тема урока: Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.


Цель урока: определить экологические проблемы тундры и пути их решения.

Задачи:

Образовательные: - познакомить с особенностями использования природных ресурсов на территории тундры,

- формировать представление об экологических проблемах, вызванных хозяйственной деятельностью человека, и мероприятиях по охране природы. Коррекционно–развивающие: - развивать логическое мышление через умение устанавливать причинно-следственные зависимости, объясняя влияние экологических проблем на изменения в природе.

- развивать связную речь при помощи составления рассказа по плану и опорным словам

Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, прививать экологическую культуру, показывая важность создания заповедников в тундре.

Тип урока: комбинированный

Наглядность и оборудование: мультимедийный проектор, карта природных зон, учебник географии, рабочая тетрадь по физической географии России, раздаточный материал.

Ход урока


1.Организационный вопрос: Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку


2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, что Вы видите на слайде (слайд 1) (Правильно, карту природных зон России) - А почему на этом слайде отмечены только две природные зоны? А зона тундры выделена желтым цветом?(слайд 2)(Зону Арктических пустынь мы уже изучили, а зону Тундры мы изучаем сейчас.) - Давайте вспомним особенности природы тундры.(слайд 3) (Отвечаем- да или нет)

Знакомство с темой урока: Сейчас мы посмотрим небольшой фильм и я надеюсь Вы сами определите тему нашего урока. (просмотр видеосюжета) - Природа тундры уникальна, но хозяйственная деятельность человека неблагоприятно влияет на животных, растения и почву тундры. Сегодня мы поговорим об экологических проблемах северных районах нашей страны и об охране природы тундры. Что такое экология? (слайд4) Это охрана природы.

Запишите в рабочую тетрадь: Что такое экология.


3.Изучение нового материала. Правильно – тема урока: Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Я предлагаю создать две команды: «ДА» и «НЕТ» На поставленные вопросы команды будут защищать свою точку зрения. За и против.

Путешествия по тундре, мы узнали, что ее земля богата нефтью, газом, углем и другими полезными ископаемыми. (слайд9)

Для транспортировки нефти и газа в другие районы нашей страны строятся нефте - и газопроводы. (слайд10)

Прокладывают новые железные дороги. (Слайд 11)

В районах, где нет дорог, используют гусеничные вездеходы. (слайд12)


ФИЗМИНУТКА


От бережного отношения людей к природе тундры зависит ее сохранность. На территории

тундры созданы заповедники, в которых ведется работа по изучению, сохранению, разведению редких растений и животных. Вспомните, что такое заповедник.

(Слайд 15) Заповедник – это территория, на которой законом охраняется природа в естественных условиях. В заповедниках нельзя не только охотиться, но и просто тревожить, пугать животных, ломать растения. Необходимо помнить, что заповедные территории охраняются законом, а нарушение закона влечет за собой административную (штраф) или уголовную ответственность, в соответствии с законодательством РФ. Глава 6, статья 67.5 Конституции РФ гласит: каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работа в тетради. Запишите названия заповедников тундры в тетрадь. (Слайд 16)

Рассказ учителя о заповедниках тундры, сопровождаемый показом слайдов, с привлечением обучающихся приобретенным знаниям.

Одним из самых северных заповедников нашей страны является Кандалакшский заповедник. (Слайд 17)

Он расположен на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Здесь обитает множество редких птиц, в том числе и ценная птица – гага. У нее очень интересный голос. Послушайте. Особое впечатление производит встреча с поморником. Эту птицу называют разбойником за ее поведение. Увидев летящую чайку с пойманной рыбкой в клюве, поморник бросается на нее и атакует до тех пор, пока добыча не будет брошена. Интересны тупики, которые гнездятся в мягких торфяных отложениях. У них мощный плоский клюв и острые когти.

В 1997 году был открыт Ненецкий заповедник. (Слайд 16) Земли заповедника покрыты кустарниками, мхами и лишайниками. По его территории протекает река Печора. Здесь водятся заяц-беляк, песец, северный олень, гагара, лебедь. На побережье можно увидеть северного тюленя, нарвала, изредка белого медведя. Рядом с Ненецким заповедником было открыто месторождение природного газа, в результате добычи которого происходит уничтожение уникальной природы тундры.

На полуострове Таймыр, к северо-востоку от города Норильска, расположен один из уникальных заповедников России – Таймырский.(слайд 21-25) На его территории произрастают разные виды лишайников и мхов. Встречаются здесь заросли карликовой ивы, ягодных кустарничков, черники, голубики, клюквы, морошки. На побережье можно увидеть гусей, казарок, лебедей, чаек. Здесь обитают песцы, северные олени, лемминги и другие животные.


4.Закрепление пройденного материала. - Итак, с какой целью в тундре создано столько заповедных зон? - Какой вред наносит человек природе тундры? - Какие территории называют заповедными? - Перечислите заповедники, которые находятся на территории тундры. - Какие птицы гнездятся в этих заповедниках? - Каких крупных морских животных можно увидеть в заповедниках тундры?



5.Подведение итогов урока

Выставление оценок


6.Домашнее задание: Приготовить плакат: «Береги природу»


7.Рефлексия.

Ребята, что же мы сегодня узнали нового на уроке?

Вам было интересно на уроке?

У вас у каждого на парте лежат яблоки разного цвета. Если вам было грустно на уроке, неинтересно положите мне в корзинку зелёное яблоко, а если у вас было хорошее настроение в течение урока, вам было интересно работать – положите красное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс