Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пальминская основная общеобразовательная школа»
Экологический КТД
«Береги планету!»
Автор и разработчик:
Головина Н.В.
учитель биологии и географии
д. Пальмино 2019 год
Сценарий экологического КТД «Береги планету!»
Вид КТД: экологическое общественно-значимое и природоохранное дело.
Форма проведения: экологическая акция.
Цели и задачи КТД:
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- сплочение детского коллектива, формирование традиций, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, инициативы;
- укрепление связей: семья-школа.
Участники: члены ДЛОЛ «Дети планеты» и их родители.
Инициативные группы:
исследователи, агитаторы, оформители, аналитики, журналисты.
Этапы КТД
1день. Предварительная работа.
На сборе - старте КТД старшая вожатая рассказывает ребятам сказку о мальчике Пете и его современной экологически грамотной бабушке:
Сказка про батарейку
Первоклассник Петя был разносторонним современным человеком.
Разносторонний современный человек не может позволить себе терять время, сосредоточившись на одном каком-то занятии. К примеру, на изучении стихотворения к школьному празднику. Поэтому Петя одновременно учил стихотворение и играл карманным фонариком. Щелчёк - свет включился. Щелчёк - свет погас.
Петя давно уже экономил по вечерам электричество, как советовала их учительница Татьяна Ивановна на уроках окружающего мира. Он сновал по тёмным комнатам с фонариком, натыкаясь на вещи и пугая внезапными появлениями бабушку Марию Петровну.
- Прекрати щёлкать фонариком! - раздражённо посоветовала Пете бабушка. Во-первых-ты его сломаешь. Во-вторых....
Но что будет “во-вторых”, Петя услышать не успел. Щелчёк - и фонарик не зажегся. Петя пощёлкал ещё для проверки, потряс фонарик и постучал им по столу. Затем он открыл заднюю крышку фонарика и вытряхнул на ладонь две небольшие батарейки.
- Всё понятно. Бабуль, дай мне денег завтра, я себе новые батарейки куплю, -попросил он Марию Петровну. - Эти уже плохие, их надо выбросить.
- Выбросить? - заинтересовалась бабушка. - А куда ты их собираешься выбрасывать?
- Как куда? - широко раскрыл глаза Петя. - В мусорное ведро, конечно.
- А ты знаешь о том, что одна батарейка, выброшенная в мусорное ведро загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов и одного ёжика! - очевидно, бабушка процитировала Пете какую-то статью, довольная тем, что может блеснуть эрудицией.
-Причём тут ёжики? - не понял Марию Петровну Петя.- У нас в квартире нет никаких ёжиков.
- Мусор из мусорного ведра попадает на свалку, а она как раз находится в лесной зоне. Две выброшенные тобой батарейки загрязнят тяжёлыми металлами площадь, равную всей нашей квартире. А тяжёлые металлы-это не просто грязь. Кадмий, к примеру, попав в организм в большом количестве приводит к дефектам кости у людей и животных.
-Откуда ты всё это знаешь?- Не выдержал Петя.
- У меня в школе, между прочим, по химии “пятёрка” была! - гордо сообщила бабушка.
-И о вреде тяжёлых металлов я ещё в школе знала. А обо всём остальном недавно статью прочитала в Интренете.
- Может, в статье твоей написано и то, что с батарейками делать? - съязвил Петя.
- Представь себе, написано. Учёные уже изобрели батарейки, сырьё для которых будет производить любой магазин “Икеа”, они принимают любые использованные батарейки и аккумуляторы на кассе обмена и возврата. Затем их утилизируют по специальной технологии.
- У нас нет “Икеи”, - напомнил Петя.
- Нет. И пунктов приёма использованных батареек, как в больших городах, тоже нет, - согласилась бабушка.
- Зато у нас есть зарядное устройство. У тебя в фонарике, Петя, аккумуляторные батарейки. Я давно покупаю только такие.
-Ты мне их зарядишь? - обрадовался Петя.
- Заряжу. Но сейчас ты должен выучить, наконец, стихотворение, а не играть с фонариком.
Петя учил стихотворение Некрасова. Но он ведь был разносторонним человеком. А разносторонний современный человек не может себе позволить терять время, сосредоточившись на одном каком-то занятии.
Поэтому Петя учил и одновременно городился своей бабушкой. Какая она у него всё-таки современная, предусмотрительная и экологичная!
2день. Коллективное планирование.
Этап планирования проводится в форме создания Листов Идей. Каждый участник сбора Актива цветным фломастером должен был написать на листе свое предложение – идею. У ребят должно получится три листа: название КТД; что можно сделать; что можешь сделать ты.
Из всех названий выбрать одно – «Береги планету!»
Ребята могут запланировать: поиск информации об использованных батарейках; создание агитационных презентаций и экологических листовок; выступление с презентациями перед отрядами лагеря; распространение листовок среди населения; оформление контейнеров для сбора батареек; организация активного участия школьников в акции по сбору ядовитого мусора; выпуск газеты по итогам акции; проведение церемонии награждения самых активных участников акции; отправка статьи в районную газету «Призыв».На третьем листе каждый должен записать свою фамилию и то, что он может организовать самостоятельно или с друзьями.
3день. Коллективная подготовка дела.
5-6 июля (ориентировочно) организовать сбор информации.
Ребята должны подготовить и провести презентации о ядовитом мусоре, распространить агитационные листовки, оформить два контейнера из пластиковых бутылок и установить их на площадке.
4. Проведение дела.Коллективный анализ.
7 июля (ориентировочно) провести экологическую акцию по сбору отслуживших свой срок батареек.В этот же день ребята должны провести подсчет сданных батареек и произвести математические расчеты по характеру положительного воздействия данной акции на окружающую среду.
Девочки могут выпустить итоговую газету. В газете главной нужно поместить информацию о том, что в ходе КТД «Береги планету!» * участников собрали * батарейки, сохранив от яда * кв. м. земли, и * литров воды. Ребята и их родители спасли жизни сотни ежиков и тысяч дождевых червей, внесли большой вклад в охрану окружающей среды и здоровья людей.
Актив ДОЛ должен подготовить выступление на линейке с церемонией награждения участников акции.
5. Ближайшее последействие.
Инициативные группы журналистов и аналитиков выступают с идеей проведения анкетирования населения по данной экологической проблеме, предлагают написать информационную статью в районную газету и письмо в районный комитет охраны природы о необходимости организации раздельного сбора мусора.
Информационная справка
о проведении КТД «Береги планету»
Район: Таборинский
Название ДЛОЛ: «Дети планеты» «Пальминская ООШ»
Цель КТД: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Общее количество участников:
Информационное сопровождение
1.
Экологическая акция
(ориентировочно) 5-7июля 2019 года, МКОУ «Пальминская ООШ»
6-15 лет
16(?) чел.
1. Формирование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой, интернет – ресурсами.
2. Развитие творчества детей и подростков, ответственности и активности, умений самостоятельно планировать,организовывать и анализировать КТД.
3. Проведение агитационной работы (презентации и листовки), экологической акции по сбору батареек, подготовка творческого отчета об итогах акции
( газета, доклад, награждение)
Информационные интернет-ресурсы;
презентации;
экологические листовки;
сайт Гринпис России