Просмотр содержимого документа
«Экологический летний школьный лагерь «Дойду» как фактор повышения кругозора и исследовательской компетентности обучающихся.»
Экологический летний школьный лагерь «Дойду» как фактор повышения кругозора и исследовательской компетентности обучающихся.
Макарова Л.С., Флегонтова А.И.,
Спиридонова А.А., Саввина С.А.
Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова
Миссия и цель нашей группы: Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, воспитание экологического сознания и реализация непрерывного экологического просвещения населения.
Постановка проблемы: Оценка экологической грамотности обучающихся с 6 по 10 классы показывает, что с заданиями экологической направленности диагностических контрольных работ справляются 32 %. Причинами такого показателя могут быть: недостаточное освоение практическими навыками в области «Экология», отсутствие в школьном плане отдельного курса по предмету «Экология», отсутствие современных учебников по экологии, ограниченного количества экологических кружков.
Гипотеза: экологический лагерь будет способствовать повышению уровня экологической культуры, в том числе и экологической грамотности обучающихся.
Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе наблюдения за живой природой; изучение биоразнообразия и экологии основных природных сообществ Чурапчинского улуса.
Задачи проекта:
Личностная: развивать ценностную ориентацию школьников, отражающие их индивидуально – личностные позиции в отношении взаимодействия с природой через призму предметов естественных наук с экологическим уклоном, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных практических ситуациях, отразить их в публикациях.
Метапредметная: формировать универсальные способы деятельности, умения и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние окружающей среды через практические работы в летних полевых условиях с портативными мини-лабораториями и оборудования для практических работ в проектной и исследовательской деятельности. Отразить результаты в научно-практических конференциях и публикациях.
Объект исследования: основные природные сообщества МО «Чурапчинского наслег», «Арылахский наслег»: аласы, смешанный лес, искусственные и естественные озёра, мерзлотные формы рельефа.
Целевая группа: учащиеся 6 – 10 классов.
Сроки реализации: до 2020 – 2021 учебного года
Этапы реализации: 2016 – 2017 у.г. – подготовительный; 2017 – 2020 года – реализация проекта; 2020 – 2021 – подведение итогов.
Методы работы:
методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) на уроках и во внеурочной деятельности;
методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному) в научно-исследовательской деятельности;
методы социологического исследования: разведывательное (бланк-интервью, массовая анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования применяется на предварительном этапе масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции, для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения, а также в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.
Ожидаемые результаты обучающихся:
Личностные: ценностно-ориентационное отношение к труду, окружающему миру, развитая гражданская позиция, осмысленное бережное отношение к природе своего наслега, отраженная в личных картах развития учащегося по разделу «Экологическая компетенция».
Метапредметные:
Анализировать и оценивать последствия своей деятельности для окружающей среды, отраженная в стенгазетах и экологических бюллетенях.
Использование умений и навыков различных видов деятельности, системно-информационный анализ моделирования для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; использование различных источников для получения информации, отраженная в естественно - научных секциях научно-практических конференций
умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, умение оформлять проектные работы по экологическим темам.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Разработка экологических образовательных буклетов для разных категорий населения;
Развитие школьного социально – экономического проекта «Отходы в доходы»
Разработка единой программы по экологическому образованию для дошкольных и общеобразовательных учреждений Чурапчинского улуса
Литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил.
Флегонтова А.И., Кардашевская С.Т. Макарова Л.С. Саввина С.А., учителя естественного цикла Чурапчинской СОШ им. С. А. Новгородова. Программа внеурочной деятельности естественных предметов «Дойду» в условиях реализации ФГОС//Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: проблемы, опыт, перспективы. (Тезисы докладов участников республиканской научно – практической конференции, с. Чурапча, 26 марта 2015 года). [сост. Пермякова Л.Д., зам директора по НМР, Макарова М.А., методист ИБЦ.]. Чурапча: ИБЦ МБОУ – ЧСОШ им. С. А. Новгородова. – 2015. – С. 69 – 71)