СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект для студентов колледжа «Чистый воздух – наше будущее»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект для студентов колледжа «Чистый воздух – наше будущее»»


Экологический проект для студентов колледжа «Чистый воздух – наше будущее»


География проекта:

Оренбургская область, город Оренбург. Наша область в основном состоит из промышленных центров по добыче и переработке нефти, различных газов и большого количества металлов.


Цели: 
- Экологическое воспитание и формирование экологической культуры;

- Исследование экологических проблем области подрастающим поколением;

- Вовлечение студентов в экологическую деятельность;

- Духовно-нравственное развитие личности через общественную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города;
- Формирование активной личностной позиции.


Задачи проекта:

- Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию и веру в свои силы.

- Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.

- Исследование экологической обстановки в мире, в стране и нашем городе.

- Координация практической деятельности обучающихся по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.

- Воспитать чувства личной ответственности за чистоту города и окружающей среды.

- Развитие инициативы, обучающихся через организацию социально значимой деятельности: конкурсов и игровых массовых мероприятий.

- Распространять экологические знания не только среди обучающихся, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.

- Озеленение территории колледжа своими руками.

- Ознакомиться с источниками загрязнения атмосферы конкретно в нашем регионе, в стране и мире в целом.

- Рассмотреть методы борьбы с загрязнением атмосферы.

- Выявить одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе.


Актуальность проекта


Одним из приоритетных проектов (программ), действующих в Оренбургской области с 2019 по 2024 по постановлению Правительства Оренбургской области N 465-пп от 04.07.2019 г, является проект «Чистый воздух». Главной задачей этого проекта поставлено, снижение выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками в атмосферу города, в приоритете самый загрязненный город области Медногорск. Данный проект направлен на совместное достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»


Социальная значимость проекта


По объемам выбросов загрязняющих веществ Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500.0 тыс.т.).

В Оренбургской области пять городов, в которых наиболее негативная ситуация с экологией, это: 

  • Оренбург,

  • Орск, 

  • Новотроицк,

  • Медногорск, 

  • Кувандык.

Во всех этих городах концентрация от двух до четырех видов веществ в атмосфере выше уровня ПДК. Распространенные загрязняющие вещества в городах: диоксид серы, оксиды углерода, оксиды азота, сероводород. 

Диоксид серы - бесцветный газ с запахом загоревшейся спички, токсичен и вызывает отравления. Симптомы отравления диоксидом серы - кашель, сухость в горле, горьковатый привкус во рту, при отравлении высокой концентрацией - удушье, рвота, отек легких. Диоксид серы образуется при сжигании угля, природного газа или нефти. Диоксид серы имеет свойство сжижаться при соединении с водой и превращаться в сернистую кислоту. Как отмечают эксперты, возле производства, которое выделяет диоксид серы можно обнаружить на окружающих растениях омертвевшие следы - это места попадания «кислотного дождя». 

Среднесуточное ПДК диоксида серы - 0,05 мг/м³, разовое максимальное ПДК - 0,5 мг/м³. В Оренбурге и других городах регулярно фиксируется превышение ПДК. Последний случай - февраль 2019 года, в 1,3 раза в Оренбурге, ранее в 6 раз в Медногорске. 

Оксиды углерода - соединение, известное как угарный газ. Вызывает отравления (головокружение, тошнота, удушье), может привести к смерти. Не имеет запаха. Основным источником оксидов углерода являются автомобили. По разным данным от 40 до 60% загрязняющих веществ приходится именно на оксиды углерода. 

Оксиды азота - распространенные загрязнители атмосферы в регионах, в который есть предприятие по переработке углеводородного сырья или металлургические заводы. Образуется при горении нефти, газа и угля. Выделение оксидов азота часто называют «лисьими хвостами» - из-за оранжево-рыжего дыма из труб предприятий, который и является выбросами. При попадании в атмосферу может вызывать кислотные дожди. Некоторые оксиды азота чрезвычайно вредны и имеют отравляющее действие, другие, напротив, оказывают положительный эффект и используются при наркозе.  ПДК оксидов азота 0,06 мг/м³. Превышения ПДК были зафиксированы летом 2018 года в Оренбурге после степных пожаров, периодически фиксируются на востоке области (Орск, Новотроицк, Медногорск). 

Сероводород - бесцветный газ с запахом тухлых яиц и сладковатым привкусом. Ядовит при больших концентрациях. Огнеопасен. При попадании в организм человека приводит к тошноте, головных болях и головокружении. При маленькой концентрации привыкание к запаху происходит быстро. При больших концентрациях может привести к летальному исходу даже при одном вдохе. Сероводород образуется при гниении органических отходов, поэтому его источниками могут стать канализации, очистные сооружения, пищевая промышленность, а также нефтеперерабатывающие заводы и ряд других предприятий, которые используют сероводород для получения серной кислоты ( металлургия, производство удобрений, красок, взрывчатки и т.д). Среднесуточная ПДК 0,008 мг/м3. На территории области регулярно фиксируются превышения ПДК. В 2018 году в областном центре было зафиксировано 25-кратное превышение. 

Основной источник вредных выбросов в Оренбурге - «Оренбургский газоперерабатывающий завод» и «Оренбургский гелиевый завод». Оба предприятия принадлежат ООО «Газпром добыча Оренбург». Вероятный источник выбросов сероводорода и диоксида серы. Частой экологической проблемой региона является протечка газо и нефте-продуктов. 

ЗАО «Уралнефтегазпром» - поставляет газ на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Владеет несколькими месторождениями.

«Оренбург Водоканал» - компания была оштрафована на 15 тысяч рублей за превышение ПДК по сероводороду в 20 раз. Компания с этим не согласилась. Однако по факту выбросов Следственный комитет возбудил уголовное дело. 

Также в городе работают «Завод металлоконструкций», «Оренбургский станкозавод», «Гидропресс», «Завод бурового оборудования», «Оренбургский завод промышленного цинкования». 

Отдельным источником негативного воздействия на окружающую среду являются железнодорожные пути и автомобильные магистрали, через которые поток идет из стран Азии в Европейскую часть России. 

Орск - один из самых экологически неблагополучных городов не только Оренбургской области, но и России. В Орске часто фиксируют превышение ПДК по фенолу, диоксиду азота, сернистому газу, сероводороду. В Орске находятся: 

  • Орский завод тракторных прицепов;

  • Орский щебеночный завод;

  • Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ;

  • Орский машиностроительный завод;

  • Орский нефтеперерабатывающий завод;

  • Орский завод металлоконструкций;

  • Механический завод.

Основным источником загрязнений Минприроды называл «Орскнефтеоргсинтез» и новотроицкий завод «Уральская сталь». Экологические надзорные органы многократно выявляли превышение ПДК, однако реальных мер к предприятиям принято не было не смотря на регулярные жалобы жителей города и сообщения СМИ. 

Новотроицк находится от Орска в 20 км. В обоих городах находятся промышленные предприятия, выбросы с которых ветром попадают на соседние города в зависимости от направления. В Новотроицке находятся: 

  • ОАО «Уральская Сталь»;

  • Новотроицкий цементный завод;

  • Новотроицкий мясокомбинат;

  • Новотроицкий комбинат хлебопродуктов;

  • Новотроицкий завод хромовых соединений;

  • Новотроицкий завод строительных материалов «Арго»;

  • Компания «Автогазтранс» - химическая промышленность;

  • Компания «Новохром»;

  • Компания «НОВУПАК» - производители полиэтиленовой пленки;

  • ЗАО «Новотроицкфармация» - производство фармацевтической продукции;

  • ООО «Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания».

Основным источником превышения ПДК в Новотроицке Минприроды называл «Уральскую сталь». 

Промышленный город в 100 километрах от Орска. Основное загрязняющее вещество - оксиды серы, который при оседании превращается в серную кислоту. В среднем в городе всегда повышенный ПДК по оксидам серы и по пыли. 

Предприятия Медногорска: 

  • «Медногорский медно-серный комбинат»;

  • Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро»;

  • «Медногорское карьероуправление»;

  • «Медногорский кирпичный завод»;

  • «Завод цветных металлов»

  • «Южуралгазстрой»

  • «Горно-металлургическая компания»;

  • «Орскнефтепродуктсервис» - нефтеперерабатывающий завод;

  • «ЮВВА» - нефтеперерабатывающий завод. 

Следственный комитет расследует дело по факту превышения ПДК в Медногорске в октябре прошлого года ( в 6 раз).

Промышленный моногород на пути Южно-Уральской железной дороге, в 200 км от Оренбурга. 

Предприятия города: 

  • ОАО "Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина»;.

  • ООО"Южно-Уральский механический завод" - производство промышленного оборудования.

  • ООО «ПромСтройМаш»;

  • «Южно-Уральский криолитовый завод» - производство алюминиевых деталей для заводов компании Русал. 

Промышленность составляет порядка 60% ВВП области, поэтому и в других городах региона есть промышленные предприятия, производящие вредные выбросы. Например, жители жаловались на Сорочинский маслоэкстракционный завод и 650 нефтяных скважин на территории района, Гайский горно-обогатительный комбинат, завод по обработке цветных металлов, ясненский завод «Оренбургские минералы» и т.д. Нефтяные и газовые скважины распределены по всей области.

Вклад автотранспорта составил - 44.3 % от суммарного выброса загрязняющих веществ.

Мы должны воспитать поколение ценящее природу, окружающую среду и умеющее сохранять и правильно использовать данные природой богатства. Молодежь должна обратить внимание на проблемы экологии края, где они проживают. Научится объяснять другим, как важно жить в чистом мире, что чистота окружающей среды начинается с нас самих. Обучающиеся должны научится в данном проекте, четко осознавать последствия своих действий и оценивать их правильно, принимать решения, выполнять действия, нацеленные на общий результат.



План реализации

В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества, интерактивные методы учебы и познание через игру:
- поисковая работа;

- исследовательская работа;
- наблюдение;

- индивидуальное и групповое сотрудничество;
- работа со статистическими материалами;
- анализ ситуаций;

- поиск возможных решений;
- элементы тренинга, тестирование;
- самостоятельная работа;
- использование информационных технологий;

Организация деятельности


В реализации проекта принимают участие обучающиеся первого, второго, третьего курсов. В рамках экологического проекта происходит приобретение опыта просветительской деятельности в области экологии. Обучающиеся сотрудничают в парах, группах, выполняют индивидуальные задания.
Длительность проекта с сентября по май включительно. Он охватывает территорию всего города Оренбурга. Учитывались как реальная подготовка обучающихся, так и их потенциальные возможности и индивидуальные способности.

Помощь взрослых
Такая форма деятельности обучающихся нуждается в квалифицированной и постоянной помощи преподавателя, который выступает в роли руководителя-консультанта, советчика. К проекту также привлечены родители, представители экологической службы города, которые принимают участие в проекте на правах консультантов и экспертов.

Преподаватель помогает в:
- планировании деятельности; 
- выборе оптимальных способов решения проблемы;
- прогнозировании результатов деятельности;
- приобретении опыта деловой коммуникации; 

- организации выполнения практических задач;
- оценка полученных результатов;
- поиске источников информации; 
- общей оценке деятельности.

Другие взрослые помогают в:
- сборе материалов;
- обработке статистических данных;

- практическом выполнении поставленных задач;
- анализе информации.

В процессе работы над проектом у обучающихся формируются навыки и практические умения, а именно:
- креативное мышление (умение оценивать разные источники информации под критическим углом зрения, различать правдивую информацию, преодолевать стереотипы и предубеждения, находить нестандартне пути решения проблем);
- навыки сотрудничества (умение сотрудничать с другими участниками в процессе общего выполнения заданий и поиска выходов из проблемных ситуаций);
- перспективное видение, развитие воображения (умение представлять более благоприятное состояние окружающей среды в будущем и желание его улучить);
- толерантность (навыки взвешенного решения проблем);
- общественная активность (эффективное сотрудничество с жителями города); - коммуникативность (овладение культурой общения, языковой этикой, обогащение словарного запаса);
- понимание того, что каждый человек может влиять на глобальные процессы.

Мотивация проекта:
- возможность творческой самореализации;
- осознание собственной нужности в деятельности, направленной на защиту и сохранение природы;
- чувство ответственности за свою гражданскую позицию;
- возможность улучшения экологической ситуации, красоты природы;
- осознание значения охраны и сохранения природы;
- понимание связи здоровья человека с факторами окружающей среды;
- получение удовлетворения от успешного достижения поставленной цели.

























ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Первый этап. Определение проблемы

Изучение экологических проблем и выбор проблемы для проекта
Целью этого этапа является определение проблемы и постановка задач

Методом обсуждения обучающиеся определяют проблему, наиболее актуальную для нашего города, интересную и доступную для реализации - это загрязнение воздушного бассейна, и мероприятия, направленные на борьбу с ним. Проект получил название «Чистый воздух – наше будущее»


Обучающиеся должны:
- понять актуальность выбранной проблемы;
- познакомиться с сутью проектной технологии;

- понять характер работы, ее цель;

Второй этап. Изучение проблемы. Определение способов решения проблемы Целью этапа является сбор информации, которая обуславливает проблему и доказывает ее актуальность. Выбор форм и методов работы для решения данной проблемы

Обучающиеся должны:
- определить территорию реализации проекта;
- выбрать методы исследования и поиска информации;
- разделить обязанности относительно сбора и проработки информации;
- разделиться на исполнительные группы; 
- ознакомиться возможностями сбора информации;

- сравнить информацию из разных источников;

- запланировать список действий и мероприятий.


Третий этап. Практический. Реализация.

Цель этапа: этап предусматривает реализацию избранного варианта действий 
методом организации соответствующих мероприятий, фактическое выполнение определенных работ по запланированному списку.  

Обучающиеся должны:

1. Написать и распространить листовки-обращения к жителям города:
- объяснение вредности сжигания мусора и опавших листьев для состояния атмосферы; 
- привлечение внимания к проблеме вырубки деревьев;

- памятка о пожарной безопасности при выезде на природу (в лес, степь, берега водоемов)
- призыв к озеленению города; 
- обращение к водителям, отрегулировать автомобильные двигатели, соответственно экологическим требованиям (1-2 курсы).
2. Провести социальное анкетирование населения с целью выявления уровня его экологической грамотности (2-3 курсы).
3. Установить связи с представителями Экологической службы Оренбургской области, экологической организации «Природа», Научно-исследовательского проектного института экологических проблем Нипиэп, объединенной дирекции Государственных природных заповедников Оренбургский и Шайтан-тау, Бюро экологических проектов, Российского сельскохозяйственного центра по Оренбургской области, Оренбургского центра «Экоспас» с целью получения информации и приглашения их к участию в проекте (2-3 курсы)
4. Найти людей, заинтересованных в улучшении экологической ситуации и приглашение их к участию в проекте (2-3 курсы).
5. Принять участие в озеленении территории города и колледжа (все участники проекта). 6. Организовать акцию «Чистые парки – свежее дыхание».
7 Ознакомиться с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ (все участники проекта). 8. Выпустить стенгазеты по теме проекта с целью ее использования во время недели экологии (1-2 курсы).
9. Создать плакат «Деревья - залог чистого воздуха» по теме проекта (1-2 курсы).
10. Изучить, проанализировать и подготовить теоретический материал, для проведения открытого занятия и конференции (все участники проекта). 11. Выступить перед учащимися школ и обучающимися колледжа по материалам проекта с целью повышения их экологического сознания (2-3 курсы).


Четвертый этап. Презентация проекта

Цель этапа:

- обработка и оформление результатов выполнения проекта: 
- представление результатов выполненной работы во время подведения итогов; 
- использование собранных материалов во время проведения конференции.
На этом этапе происходит презентация исследований перед широкой аудиторией, кроме тех мероприятий, которые должны выполняться позже по времени, проводится открытое занятие «Мировые проблемы атмосферы».

Во время открытого занятия обучающиеся:
- выступают, знакомя аудиторию с результатами исследования проблемы (теоретическим материалом); 
- проводят тренинг, тестирование;
- показывают презентации;
- собирают папку с материалами выполненной работы;
- используется материал плаката «Деревья - залог чистого воздуха».

Пятый этап. Подведение итогов. Оценка результативности проекта

Цель этапа: 
- исследование общественного мнения об актуальности и целесообразности проекта;
- оценивание результатов, учитывая начальные цели;
- обобщение полученного опыта, определение достижений и недостатков;
- обсуждение, во время которого студенты должны были оценить проектную деятельность в целом и личный взнос каждого в общее дело;
- рефлексия: впечатление от участия в проекте.


Ожидаемые результаты проекта


- рост экологического сознания; 
- активная гражданская позиция обучающихся;

- знание проблем атмосферы, которые возникли под воздействием антропогенных факторов, в том числе в нашем городе;
- знание мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха; 
- знание Закона об охране воздушного бассейна;
- озеленение территории колледжа; 
- высаживание саженцев лиственных деревьев в парках города;
- понимание ценности и неповторимости природной среды нашего края;

- умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
- навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
- навыки владения методикой проведения деловых встреч;
- распространение экологических знаний среди жителей города;
- развитие творческих способностей.

Информация о достижениях (итоги с фото-отчетами проделанной работы)


Источники

  1. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества / М.Бигон, Дж.Харпер, К. Таунсенд. – М.: Мир, 1989. – т. 1. – 667 с.; т.2 – 477 с.

  2. Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.

  3. Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

  4. Вернадский, В.И. Биосфера /В.И.Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 423 с.

  5. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере /В.И.Вернадский. – М.: Наука, 1994.

  6. Воронков, Н.А. Экология общая, специальная, прикладная / Н.А.Воронков. – М.: Агар, 2000. – 424с.

  7. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ от 19 июля 1995 года. 

  8. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ от 2 апреля 1999

  9. Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года.

  10. Постановление правительства Оренбургской области от 04.07.2019 N 465 пп Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды Оренбургской области»

  11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002г.

  12. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!