Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21
Экологический проект
«Лук от семи недуг»
(Посадка и выращивание лука)
Воспитатели:
Габбасова Марина Сергеевна
Чуйкова Ольга Михайловна
Курск, 2020
Вид проекта: практический, познавательно-исследовательский
Продолжительность :
краткосрочный: с 1 ноября по 1 декабря.
Участники проекта :
Дети второй младшей группы,
воспитатели.
Возраст детей:
3-4 года.
Актуальность проекта:
Проблема экологии, в целом, стоит очень остро, поэтому дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры человека
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок – самостоятельно, или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы:
«Почему?», «Зачем?», «Как устроен мир?»
Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В
нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и, на данный момент, главной задачей является воспитание экологически грамотного человека
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов
и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Цель:
Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности
Задачи проекта:
1. Создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности, для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений
2. Обогащать знания детей о культурных растениях, об особенностях их выращивания: о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений
3. Развивать у детей умение ухаживать за культурными растениями, наблюдать за их ростом, выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
Ожидаемые результаты
- Научить детей сажать лук и ухаживать за ним, познакомить с условиями его содержания
- Стараться дать знания о пользе зеленого лука зимой
- Формирование знаний и представлений о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой
- Получить знания о строении лука
Теоретическая часть:
Ход работы над проектом 1этап. Подготовительный .
2 этап: Основной (Практический)
Представление информации о луке «Лук от семи недуг».
Наблюдение за ростом лука
Срезать урожай и употребить его в пищу
3 часть. Заключительный этап.
Список используемой литературы:
- Сказка Д. Родари «Чиполлино»
- «Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1997 года
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001 года
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.: Изд. «Просвещение» 2006 года
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Заканчивается осень. Солнышко с каждым днём всё ниже и
ниже, а день всё короче и холоднее. Пришло время посадок.
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным
занятием, особенно осенью, зимой и весной, когда хочется не
Только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета
зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает
прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп,
и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ
Развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.
Расширения представлений детей о том, как ухаживать за
растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о
Необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений,
развития познавательных и творческих способностей детей.
Объект проекта : посадка лука на зиму
Предмет проекта : выращивание лука в комнатных условиях
Цель проекта : расширить знания детей о том, как ухаживать за
растениями в комнатных условиях, сформировать у детей
осознанно - правильное отношение к природным явлениям и
объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду
Задачи проекта :
- Закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходим
солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход
- Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними,
последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом
практических навыков
- Учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки)
- Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и
предметы, убирать их на место после работы
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности
наравне со всеми; стремление быть полезным окружающим, добиваться
результатов
- Воспитывать любовь к труду
- Создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой
О проекте
Сроки выполнения : краткосрочный с 1ноября по 1декабря
Участники проекта : дети, воспитатели
Необходимые материалы : Контейнер для посадки, земля, лук
севок, лейки, лопатки, линейка для замирения роста растений,
вода, оформление для огорода, таблица посадки и роста
Предполагаемый продукт проекта : непосредственное
пересечение с темой открытого занятия о витаминах; презентация
по теме огород на подоконнике; леп бук о составе и росте
растений, для ознакомления детей с окружающей
действительностью, папка передвижка об источниках витаминов
зимой
Содержание проекта Этапы реализации проекта
Подготовительный
этап
Основной этап
В группе разбили
Дети наблюдали за ростом
Заключительный
огород на
этап
подоконнике
растений, проводили опыты,
Провели анализ
эксперименты.
Изготовили таблицу
и обобщение
Устанавливали связи:
растения - земля,
(с датой посадки и первых всходов)
результатов,
полученных в
растения - вода,
процессе
Подобрали
растения – человек
исследовательской
Художественную
В процессе исследований дети
литературу:
деятельности детей
познакомились с художественной
поговорки,
стихи,
литературой об овощах: поговорки,
стихи, сказки, загадки
сказки,
Рассматривали иллюстрации,
загадки об овощах
картины
Проводились занятия, беседы,
дидактические игры
Посадка лука
Цели:
- Учить детей ставить перед собой цель
- Подготавливать инструменты, рабочее место и убирать
за собой
- Закреплять знания детей о строении
луковицы, об условиях, необходимых для роста растения
- Развивать речь детей, активизировать словарь: корень,
луковица, посадить, углубления, условия, перышки
- Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле
Предварительная работа:
Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных
свойствах лука
Материал:
Лук севок, ёмкость для посадки, земля, стаканчики,
лопатки, лейки
Ход занятия
Вводная беседа:
Воспитатель загадывает загадку:
«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»
( Ответы детей ) (Лук)
Воспитатель : А почему говорят: «Лук - от семи недуг»?
( Ответы детей )
Воспитатель : Да, лук помогает лечить людей.
- А как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый
лук? (Показ перышек лука) (Ответы детей )
Воспитатель : Чтобы получить такие перышки надо лук проращивать.
Воспитатель : Что необходимо для роста растения?
( Ответы детей )
- Правильно, нужны: вода, свет и тепло
Физ.минутка
В огороде поутру погляди на грядку:
Лук зеленый на ветру делает зарядку.
На зарядку встали вряд репа и редиска,
Там листочки вверх глядят,
Здесь – пригнулись низко
наклоны вперед – назад
потягивание вверх
ходьба на месте
поднять руки вверх, помахать
присесть
Посадка лука
Воспитатель : Дети, Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? ( Ответы детей)
Давайте его посадим?
Что необходимо, чтобы посадить растение? ( Ответы детей .)
Да, нужна земля, вода и во что сажать
Давайте все это принесем. ( Дети приносят стаканчики, лопатки, лейки, воспитатель
ведёрко с водой, ёмкость для посадки и землю)
А чтобы не запачкать стол, что нужно сделать? ( ответы детей)
Правильно, застелить стол (В оспитатель накрывает стол клеенкой )
Воспитатель : Дети, как Вы думаете, что нужно сделать в самом начале? ( Ответы детей )
Воспитатель : Да, насыпать земли. Сколько земли насыпать?
( Воспитатель демонстрирует, дети помогают насыпать землю )
Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю? Донцем, где корешки.
Воспитатель: Ребята сделайте углубление в земле. Теперь посадите луковичку так, чтобы
ее верхняя часть выступила из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать ( ответы
детей ) Правильно нужно полить лук
Теперь подумайте, какие условия необходимы для роста луковиц? ( ответы детей )
Действительно - свет, тепло и вода. Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее пророс
Стихи про лук
Луковое счастье
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам?
Попробуй!
***
Порожденье горьких мук,
Это что? Конечно лук! От микробов защищает, Хоть и за язык щипает Наш зеленый Айболит, Когда горлышко болит.
У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят открыв рот"
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад
Загадки про лук
***
***
Н ет застёжек на одёжках,
О бидных слов,
Он не бросает,
Хоть на мне их очень много,
Если кто с меня, их снимет,
Но, раздеваясь,
Плакать заставляет!
То слезу свою увидит!
***
***
В июле зацветает,
З олотистой корочкой,
Всё лето загорает,
Лукьян покрывается,
В одёжек множество одет,
Сидит в земле,
Хоть и не стар он и не дед!
Горечь держит в себе!
***
***
Н а вкус горький,
В золотых шубах,
Лежит долго,
Князь сидит,
Если раздевается,
Рубашки снимает,
Слезу вынимает!
Слезами умываются!
***
***
П о характеру он злой,
О т семи недугов спасает,
Хоть и сам он не большой,
Плакать так же заставляет,
Круглый дед без штиблет,
В сентябре с полей снимают,
В золотую одёжку одет!
Как его все называют?
***
В шелухе золотой,
Овощ озорной,
Горький на вкус,
Полезный друг!
Пословицы и поговорки про лук
- Лук с чесноком родные братья
- Лук семь недуг лечит
- Лук да баня все правят
- Ешь лук - чаще зубы будут
- Лук да баня все правят
- Лук добр и в бою, и во щах
- Лук от семи недуг
- Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки
- Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит
- Лук туг, а муж не дюж
- Луковки во щах нет, а пуговки светленькие
- Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться
- Лук - добро и в бою и во щах (игра слов)
- Лук в другую сторону не перегнешь