Юлия Владимировна Смирнова
воспитатель, высшая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР-детский сад № 9, г Верхний Тагил
Экологический проект «Откуда берутся бабочки?»
(из опыта работы)
Категория участников образовательного процесса: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель: Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни и воплотить знания в реальный продукт (экологический проект).
Задачи:
Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта, развивать свободную творческую личность ребенка.
Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.
Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.
Описание методики /технологии
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. В процессе этой деятельности ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Алгоритм организации проектной деятельности.
Определение проблемы актуальной и интересной для всех участников проекта.
Мотивация деятельности и разработка планов действий.
Практическая деятельность по реализации проекта.
Организация проектной деятельности
Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действии.
Предложили детям рассмотреть живую гусеницу в банке и послушать интересную историю.
«Невзрачная гусеница проснулась от теплого лучика солнца, упавшего на нее, потянулась и вдруг увидела чудесную маленькую девочку, которая бегала по лугу за бабочками, радостно хлопала в ладоши, смеялась и восхищалась их красотой.
„Какая прелестная девочка! Я хочу познакомиться с нею, пусть она похвалит и мой наряд", - подумала гусеница. Она влезла на самый высокий цветочек и стала ждать, когда девочка ее увидит. Девочка подбежала к красивому цветочку, увидела на нем гусеницу, брезгливо фыркнула и скачала:
Какая отвратительная, противная гусеница.
Отвернулась и убежала.
У гусеницы от обиды и горя закружилась голова, она горько заплакала и спряталась под большой лист.
Если я такая некрасивая и гадкая, то больше не буду выходить на свет божий, - плакала гусеничка, а ее слезинки медленно стекали по тельцу, застывали тонкими паутинками и укутывали гусеничку все плотнее и плотнее. Вскоре вся гусеница оказалась внутри кокона из паутинок, как в колыбельке. Она успокоилась, перестала плакать и уснула крепким сном. Проснулась гусеничка от того, что у нее сильно зачесалась спинка. Гусеница стала тихонько тереться спинкой о кокон, и он порвался. Гусеница увидела свет и вырвалась из рваного кокона. Ей очень захотелось погреть свою спинку на солнышке. Гусеница подставила спинку солнышку и потянулась. Что-то слабо зашуршало и расправилось у нее на спине. Гусеница глубоко вздохнула и вдруг увидела рядом маленькую прелестную девочку. Девочка улыбалась ей. Гусеница задрожала от страха, боясь услышать о себе неприятные слова. Что-то затрепетало у нее на спинке, и вдруг она полетела! А девочка бежала за нею и восхищенно говорила:
— Красавица, милая, чудесная, не бойся, я тебя не обижу! Остановись, дай полюбоваться тобой!
Гусеничка села на цветок и подумала: „Вот и пойми этих девочек: то ругают, то хвалят" И вдруг в роснике на лепестке гусеница увидела свое отражение и радостно воскликнула:
Неужели это я? я не гусеница, я прекрасная бабочка! И она от счастья закружилась в воздухе».
Рассказав историю, обсуждали ее с детьми. Задавали вопросы, как произошло чудесное превращение гусеницы в бабочку. Предлагали детям доказать, сказка это или реальная история и почему.
Предложили детям узнать, какие бабочки бывают, какие легенды о них существуют, почему у бабочек разноцветные крылья, чем питаются бабочки и т. д. Все вместе решили собрать большой альбом с иллюстрациями бабочек и интересными рассказами о них. В этом помогли мамы и папы.
Практическая деятельность по реализации проекта
Познавательно-исследовательская деятельность.
Актуализируются знания детей о бабочках. С этой целью дети рассматривали иллюстрации, художественные картины. Дети совместно с воспитателем решали кроссворды и ребусы на данную тему, создавали символы и модели.
Дети по своему выбору собирали сведения о бабочках и оформляли их в виде книжки-самоделки. К этой деятельности привлекли родителей.
Вместе с детьми проводили небольшие опыты и эксперименты с целью выявления новых сведений о бабочках. Аналогичные опыты предлагали провести родителям вместе с детьми.
Коммуникативная деятельность.
В беседах с детьми обсуждали, какими разными бывают бабочки. В ходе игровых ситуаций «Встречи ученых - исследователей бабочек» выясняли, почему у бабочек «разноцветные платья», кто такие чешуекрылые и как рождаются бабочки.
Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляли творческие и описательные рассказы о воздушных красавицах, разгадывали загадки.
Чтение (восприятие) художественной литературы.
С. Михалков «Гусеница и бабочка», А. Фет «Бабочка», К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Сутеев «Бабочка», Н. Грахов «Про бабочку», Ю. Коваль «Бабочка», Ю. Радов «О бабочках», С. Георгиев «Умный ежик», А. Коренева «Бабочка, щекотка и качели».
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Театрализованные: ролевые диалоги, инсценировки сказок.
Продуктивная деятельность.
Художественное оформление макета «Удивительный мир бабочек». Поделки и аппликации из природного материала, бумаги и пластилина.
Двигательная деятельность.
Подвижные игры «Бабочки», «Ловля бабочек».
Динамические паузы, физминутки.
Музыкально-художественная деятельность.
«Песня-танец бабочек» (сл. и муз. М. Картушиной), «Пляска бабочек» (муз. Е. Тиличеевой). Слушание музыки: Р. Шуман «Бабочки». Игровое упражнение «Бабочки».
Презентация проекта. Макет «Удивительный мир бабочек» (совместная работа детей, воспитателей и родителей).
Методическое сопровождение проекта «Откуда берутся бабочки»
Беседа «Такие разные бабочки»
Игровые обучающие ситуации «Клуб ученых-исследователей».
Темы встреч: «Почему у бабочек разноцветные платья?», «Кто такие чешуекрылые?», «Как рождаются бабочки?»
Кроссворды, ребусы.
Рассказы, загадки, стихи, пиктограммы.
Художественное творчество детей.
Экологические игры.
Речевое творчество детей.
Информация для родителей.
Сроки и результаты.
Проект реализовывался в условиях летней оздоровительной кампании, в течение трех месяцев. Актуализировались знания детей о бабочках. Дети узнали больше об удивительном и красивом мире бабочек, об их образе жизни, вреде и пользе, познакомились со стадиями развития бабочек, возникло желание беречь этих удивительных созданий. Дети с родителями по своему выбору собирали сведения о бабочках и оформляли их в виде книжки-самоделки. Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляли творческие и описательные рассказы о воздушных красавицах, разгадывали загадки.
В результате был разработан и представлен продукт (проект), макет «Удивительный мир бабочек» (совместная работа детей, воспитателей и родителей).
Рекомендации по применению
На практическом этапе реализации стараться поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Заранее создавать необходимую развивающую среду для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта рекомендуется активно включать в совместную деятельность родителей.
Список литературы:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.-176с.
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Москвы//Управление образовательным учреждением. 2010. № 3