СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический стресс как фактор, влияющий на здоровье школьников

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа достаточно актуальна на данном этапе развития общества.Психологи считают, что школьный стресс-это очень сильный фактор, влияющий на здоровье школьников и его можно рассматривать как негативный экологический фактор.

Просмотр содержимого документа
«Экологический стресс как фактор, влияющий на здоровье школьников»

21


Министерство образования и науки Республики Крым

Малая академия наук школьников Крыма «Искатель»


Отделение: химико-биологическое

Секция: экологии



Экологический стресс как фактор, влияющий на здоровье школьников

Работу выполнила:

Панфилова Александра Владимировна,

ученица 10-Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа гимназия, детский сад № 25» муниципального образования

городской округ

Симферополь


Научный руководитель:

Кадырова Любовь

Ивановна, учитель биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Школа гимназия, детский сад № 25» муниципального образования городской округ,

Симферополь






































Симферополь, 2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

РАЗДЕЛ 1 СТРЕСС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР …………………..5


1.1 История изучения стресса…………………………………………………...5 1.2 Экологический стресс как фактор школьной среды,

влияющие на здоровье школьников ……………………………………8



РАЗДЕЛ 11 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК ОДНА ИЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ………12



2.1 Выяснить у учащихся 10 классов МБОУ «Школа-гимназия,

детский сад № 25» считают ли они, что экологический

стресс – это негативный фактор, влияющий на их здоровье……………12 2.2 . Выяснить у учащихся 10 классов МБОУ «Школа-гимназия,

детский сад № 25» уровень стресса и тревожности…………………….16



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...20

Список использованных источников ………………………………………….22

Приложение 1…....................................................................................................23

Приложение 2 …………………………………………………………………...24



















ВВЕДЕНИЕ

Еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического дав-ления и в итоге каждый третий школьник испытывает стресс. Причины мо-гут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку. Психологи считают, что самый сильный стресс – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проб-лемы и экологические факторы. Специалисты считают, что 20-40% негатив-ных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфорт-ными условиями процесса обучения. Ребенок проводить большую часть дня в стенах школы. По статистике, за 8 лет учебы количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузке в старших классах приводит к дальнейшему ухудшению многих показателей здоровья. Поэтому, создание экологически комфортной школьной среды позволяет максимально сохранить здоровье школьника. Экологический комфорт в школе – это не только соблюдение чистоты, озеленения, здорового образа жизни, тишины на уроках, но и взаимоотношения с одноклассниками, классным руководителем, с учителями и другими лицами и если он нарушается – это может привести к возникновению экологического стресса во внутришкольной среде. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая тот факт, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Из сравнения специалистами результатов наблюдений с нача-ла XX века до его конца, следует вывод, что ухудшение здоровья школьников является объективным процессом. На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Поэтому тема «Экологический стресс как фактор, влияющий на здоровье школьников» достаточно актуальна.

Цель:  выявить особенности экологического стресса в школьной среде и выяснить, как часто организм школьника подвергается стрессовым ситуациям.

Гипотеза исследования: предполагается, что экологический стресс является одним из факторов, влияющим на здоровье школьников.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические источники по данной тематике.

2. Из теоретических источников выяснить историю изучения стресса. 3. Из теоретических источников выяснить факторы, влияющие на здоровье школьников. 4. Выяснить особенности экологического стресса как одну из проблем современности. 5.Выяснить у учащихся 9-10 классов МБОУ «Школа-гимназия, детский сад № 25» считают ли они, что экологический стресс – это негативный фактор и провести некоторые исследования.

Объект исследования: учащиеся 9-10 классов МБОУ «Школа-гимназия, детский сад №25»
Предмет исследования:  стресс как экологический фактор, влияющий на здоровье школьников.

Методы исследования:
1. Теоретические методы:
1) изучение литературы по теме исследования;

2) анализ полученной информации.

2. Эмпирические методы:
1) анкетирование;
2)сравнение.

3. Математические методы:
1) статистическая обработка данных анкетирования;

2) метод визуализации данных (диаграммы, графики и др.).

Новизна данной темы обусловлена тем, что не так часто стресс рассматривают как экологический стрессогенный фактор.

Практическая значимость: рассматриваемая тема может стать достаточно интересной на форумах школьников и их родителей, в школе на классных или родительских собраниях.
Данная научно-исследовательская работа включает в себя: введение, теоретическую часть, практическую часть и выводы, в содержании которых обобщены теоретические и практические аспекты темы.
























РАЗДЕЛ I СТРЕСС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР



1.1 История изучения стресса.





Как следует из теоретических источников - в последнее время понятие «стресс» стало достаточно обсуждаемо. Прошедший 20 век назвали веком стресса. В 21 веке стресс продолжает укреплять свои позиции. На вопрос: «что же такое стресс?» словари и энциклопедии дают следующие ответы: стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий; стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях.

Обзор теоретических источников показывает, что история изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года, хотя сами признаки этого заболевания врачи отмечали, начиная с древности. Особенно часты стали подобные записи в XVIII веке, а в XIX, когда активно начал развиваться капитализм, медики обнаружили у рабочих повсеместное распространение сходных болезненных состояний. Повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, непереносимость шума, расстройство сна – все это было следствием невыносимых условий труда и нечеловеческой эксплуатации.

В самом начале XX века Ганс Селье – физиолог, в деталях изучил все симптомы, связанные с реакцией борьбы или бегства, то есть того, из‑за чего первоначально и возникал стресс у первобытного человека. Подвергнув крыс воздействию стрессоров – факторов способных возбудить стрессовую реак-цию он определил специфические изменения, происходящие на физиологи-ческом уровне, он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Ганса Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в на-шей жизни». Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии (тревога, сопротивление, истощение) и создал концепцию адаптационного синдрома.
Последователь Ганса Селье – А.Т.У. Симеоне, который описал эволю-цию психосоматических заболеваний в своей классической работе «Само-надеянный мозг человека», утверждает, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, когда самооценка человека находится под угрозой, мозг программирует его на реакцию борьбы или бег-ства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Оказалось, что стресс оказывает негативное влияние на организм , вызывая психосома-тическое заболевание.
В дальнейшем исследователи также изучали влияние стресса на про-цессы, происходящие в организме. С тех пор стало понятнее, какие болезни связаны со стрессом и как избежать воздействия патогенных условий.

Стюарт Вулф первым понял, что стресс влияет на функцию пище-варения; Лоуренс Ле Шан изучал влияние стресса на развитие раковых забо-леваний; Джордж Энджел прояснил взаимосвязь стресса и язвенного колита; Мейер Фридман и Рэй Розенман установили связь между переживанием стре-сса и ишемической болезнью сердца. Другие же разрабатывали различные способы лечения людей, чьи заболевания возникли на почве стресса. Напри-мер, Карл Симонтон, утверждавший, что заболеванию раком подвержены люди определенного склада личности, добавил один компонент к существо-вавшей тогда стандартной процедуре психотерапии. Он заключался в визуа-лизации успешного исхода операции по удалению злокачественной опухоли. Для некоторых людей, страдавших головными болями, Бадзинский с успехом применял метод биологической обратной связи. Герберт Бенсон, кардиолог, изначально заинтересовался стрессом, изучая трансцендентальную медита-цию (ТМ) вместе с Робертом Китом Уолласом. После Бенсон разработал технику релаксации, сходную с ТМ, и успешно использовал ее для лечения людей с повышенным давлением.

Вывод. Из выше изложенного следует, что история изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года, хотя сами признаки этого заболевания врачи отмечали, начиная с древности. Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее пол-ное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследо-ваниях. Исследованиями стресса и его влиянием на организм занимались та-кие ученые как А.Т.У. Симеоне, Стюарт Вулф, Джордж Энджел, Мейер Фри-дман и Рэй Розенман, , Карл Симонтон, Бадзинский, Герберт Бенсон, Роберт Кит Уоллас. Их исследования показали, что стресс оказывает негативное влияние на организм, вызывая те или иные заболевания.



1.2, Экологический стресс как фактор школьной среды, влияющие на здоровье школьников

Как следует из теоретических источников, одна из важнейших задач общества на современном этапе – сохранение здоровья детей и подростков. Решение проблемы здоровья начинается с решений на уровне проблем здоровья отдельного человека. Большую часть развития и становления молодой человек проводит в образовательном учреждении, поэтому ответственность за здоровье детей лежит и на школе. Период обучения ребенка в школе - это время интенсивного роста, развития и наиболее существенных функциональных перестроек, а значит, наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов окружающей среды как благоприятных, так и неблагоприятных, вызывающих значительное напряжение механизмов адаптации растущего организма. Следовательно, надо быть к нему особенно внимательными. Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Из обзора теоретических источников следует, что, рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутри школьными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. В последние 20 лет в отечественной и зарубежной психологии начали активно изучаться психологические аспекты реагирования человека на экологическую опасность. В работах R.Wong был введен термин «экологический стресс». Под ним понимается особый вид стресса, который обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды (в том числе и школьной), ожиданием такого воздействия или его последствий. Однако структура этого стресса, факторы, влияющие на его интенсивность, его роль в процессе социально-психологической адаптации пока практически не изучены. Экологический  стресс вызывает значительную потерю энергии и создает физиологические условия, при которых значительно ослабевает иммунная система и увеличивается риск инфекционных заболеваний. Давно известно, что в критические периоды жизни обостряются хронические воспалительные заболевания, появляется герпес, увеличивается вероятность простуды и гриппа. Стресс вызывает подъём уровня адреналина в крови, который разрушает и истощает иммунные резервы организма. Следствием длительного стресса может быть истощение функций надпочечников, изъязвление желудочно-кишечного тракта. При стрессовом воздействии на организм возникает активация коры надпочечников и возбуждение симпатической нервной системы.

Результатом хронического  экологического  стресса  является развитие вторичного иммунодефицита, главное клиническое проявление  которого, – очаги хронического воспаления  слизистых оболочек различных органов.

Как следует из теоретических источников - экологический стресс является фактором, составляющим дополнительную нагрузку на адаптационные ресурсы личности. Его влияние на социально-психологическую адаптацию опосредуется его воздействием, в первую очередь, на самосознание личности. Переменными, на которые более всего влияет показатель экологического стресса, являются показатели самоприятия, продуктивных личностных смыслов. Если среда жизнедеятельности оценивается как опасная, то люди, живущие в ней, воспринимаются как жертвы обстоятельств, и формирование позитивной социальной идентичности самоприятия затрудняется. Интенсивность экологического стресса связана с его структурой. В группах со средним и ниже среднего уровнем экологического стресса- наиболее выражены информационные потребности, стремление к конкретным действиям и политическим акциям, а в группах с высоким и выше среднего уровнем - эмоциональная обеспокоенность и реактивно-психотическая тенденция.

Вывод. Из выше изложенного следует, что экологический стресс является фактором, составляющим дополнительную нагрузку на адаптационные ресурсы личности. Его влияние на социально-психологическую адаптацию опосредуется его воздействием, в первую очередь, на самосознание личности. Интенсивность экологического стресса связана с его структурой. В группах со средним и ниже среднего уровнем экологического стресса наиболее выражены информационные потребности, стремление к конкретным действиям и политическим акциям, а в группах с высоким и выше среднего уровнем - эмоциональная обеспокоенность и реактивно-психотическая тенденция. Экологический стресс -особый вид стресса, который обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий.




























РАЗДЕЛ II ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК ОДНА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ



2.1. Выяснить у учащихся 10 классов МБОУ «Школа-гимназия, детский сад № 25» считают ли они, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на их здоровье.


Экологический стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью ребенка. Особенно это относится к школьному периоду.

В школьной среде не всегда  взаимоотношения с одноклассниками и учителями складываются  так, как  хотелось бы. Даже если нет открытых 

конфликтов, но чувствуется скрытая недоброжелательность -это может быть 

причиной,  с современной точки зрения, экологического стресса.

Цель данного исследования изучить влияние экологического стресса на процесс социально-психологической адаптации старшеклассников. В исследовании участвовали 100 респондентов - старшеклассников 9-10 классов на определение уровня экологического стресса – стресса, имеющего место во внутри школьной среде.

Автором данной исследовательской работы была разработана анкета :

1.Считаете ли Вы, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на Ваше здоровье?.

2.Каковы причины экологического стресса в школьной среде на Ваш взгляд?

Результаты анкетирования показали следующие результаты. Из 100 респондентов (учащиеся 10-х классов) на первый вопрос «Считаете ли Вы, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на Ваше здоровье?»

- 65% учащихся ответили «да» ;

- 25% учащихся ответили – «нет»;

- 10%учащихся ответили «возможно» (диаграмма 2.1).

Диаграмма 2.1


Рис.2.1 Графическое отображение результатов анкетирования учащихся по первому вопросу «Считаете ли Вы, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на Ваше здоровье?»

Как видно из диаграммы 1 (рис. 2,1) большинство респондентов – 65%( учащихся 10 классов) считают, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на здоровье школьников. Из них:

((диа- 36% девочек дали ответ «да» по - первому вопросу;

- 30% мальчиков также на первый вопрос ответили - «да»;

- 9% девочек дали ответ «нет» по - первому вопросу;

- 15% мальчиков также дали ответ «нет» по- первому вопросу;

- 7% девочек по- второму вопросу ответили «возможно»;

- 2% мальчиков по- второму вопросу ответили также- «возможно» грамма 2.2).

Диаграмма 2.2


(см.с.)

Диаграмма 2.2


Мальчики

Девочки

Рис. 2.2 Графическое отображение результатов анкетирования девочек и мальчиков по первому вопросу «Считаете ли Вы, что экологический стресс – это негативный фактор, влияющий на Ваше здоровье?»


Как следует из диаграммы 2.2 ( рис.2.2) большинство мальчиков не согласны с тем, что экологический стресс отражается на здоровье учащихся.

На вопрос «Каковы причины экологического стресса в школьной среде на Ваш взгляд?» были получены результаты:

- 57% учащихся указали такие причины как конфликтные ситуации с учителями, классным руководителем, с одноклассниками;

- 43% учащихся конфликтные отношения с родителями из-за оценок (диаграмма 2.3).


Диаграмма 2.3

(см.с.)

Диаграмма 2.3


Рис. 2.3 Графическое отображение результатов анкетирования на вопрос :«Каковы причины экологического стресса в школьной среде на Ваш взгляд?»


На диаграмме 2.3 ( рис.2.3) видно, что большинство учащихся причиной экологического стресса склонны считать конфликтные ситуации, возникающие в школе.

Вывод. Из выше изложенного следует, что результаты анкетирования респондентов (учащихся 10 классов) указывают на то, что большая часть учащихся считают, что экологический стресс, влияющий негативно на здоровье учащихся в школьной среде имеет место и причиной тому являются различные конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.


2.2. Выяснить у учащихся 10 классов МБОУ «Школа-гимназия, детский сад № 25» уровень стресса и тревожности.

Для решения этой задачи автором данной исследовательской работы был применен метод самооценки уровня стресса по тесту Л. Ридера (приложение 1).

Для 7 утверждений, которые были предложены участникам исследования, варианты ответов такие:

1. ДА, согласен;

2. Может быть согласен;

3. Может быть не согласен;

4. НЕТ, не согласен.

При обработке данных, получаемых с помощью шкалы Л. Ридера, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Далее полученный балл вычитается из 4. В результате получается показатель стресса по шкале психосоциального стресса Л. Ридера, который может варьиро-вать от 0 до 3 баллов (приложение 1). В зависимости от полученного балла экологического стресса каждого испытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем экологического стресса Нормы уровней психосоциального стресса у мальчиков и девочек, Испытуемые с высоким уровнем экологического стресса могут быть отнесены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.

Тестирование в 10 классах показало следующие результаты (таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1


Уровень стресса

Мальчики

Девочки

Высокий уровень

9%

10%

Средний уровень

11%

15%

Низкий уровень

30%

25%


Рис.2.2.1 Уровень стресса у испытуемых



На основании полученных результатов были построены диаграмм ( 2.2.4 и 2.2.5).



Диаграмма 2.2.4



Рис.2.2.4 Графическое отображение уровня стресса у мальчиков


Как видно на диаграмме 2.2.4 (рис. 2.2.4) у мальчиков преобладает низкий уровень стресса – это говорит о том, что большинство мальчиков стрессоустойчивы. Но 9% требуется помощь психолога.

Диаграмма 2.2.5


Рис.2.2.5 Графическое отображение уровня стресса у девочек.

Как видно на диаграмме 2.2.5 (рис. 2.2.5) у девочек также преобладающее количество с низким уровнем стресса. Но 10% девочкам требуется помощь психолога.

По опроснику Ч. Спилбергера (приложение 2) было проведено выявление уровня реактивной тревожности.

Наиболее часто экологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед экзаменом, выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности и может стать предпосылкой экологического стресса во внутри школьной среде.

Обработка данных по выявлению реактивной тревожности показала такие результаты (таблица 2.2.2).

Таблица 2.2.2


Уровень реактивной тревожности

Мальчики

Девочки

Высокий уровень

0

0

Умеренный

0

33(единиц)

Низкий уровень

29(единиц)

0

Рис. 2.2.2 Уровень реактивной тревожности.

Как следует из таблицы (рис.2.2.2) у мальчиков –низкий уровень тревожности, а у девочек –умеренный. Полученные данные указывают на то, что если перед учащимися не стоят сложные задачи – их тревожность в норме.

Вывод. Из выше изложенного следует, что по результатам опроса у мальчиков преобладает низкий уровень стресса – это говорит о том, что большинство мальчиков стрессоустойчивы. Но 9% требуется помощь психолога. у девочек также преобладающее количество с низким уровнем стресса. Но 10% девочкам требуется помощь психолога. Уровень реактивной тревожности указывают на то, что если перед учащимися не стоят сложные задачи – их тревожность в норме.

























Заключение.

Анализ теоретических источников и проведенные некоторые исследования показали, что проблема экологического стресса как фактора. влияющего на здоровье школьника существует и является достаточно актуальной, так как скрывает в себе опасные для здоровья последствия. Гипотеза исследования о предположении, что экологический стресс является фактором, влияющим на здоровье школьников, нашла частичное подтверждение, так как выборка респондентов была недостаточно велика. И, тем не менее, актуальность темы очевидна Школьник проводит большую часть дня в стенах школы. Увеличение учебной нагрузки в старших классах приводит к дальнейшему ухудшению многих показателей здоровья. Создание комфортной внутри школьной среды позволяет максимально сохранить здоровье школьника.
На основании результатов анализа теоретических источников было выяснено: 1. История изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года, хотя сами признаки этого заболевания врачи отмечали, начиная с древности. Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, Исследованиями стресса и его влиянием на организм занимались та-кие ученые как А.Т.У. Симеоне, Стюарт Вулф, Джордж Энджел, Мейер Фри-дман и Рэй Розенман, , Карл Симонтон, Бадзинский, Герберт Бенсон, Роберт Кит Уоллас и другие. Их исследования показали, что стресс оказывает негативное влияние на организм, вызывая те или иные заболевания. 2. Экологический стресс является фактором, составляющим дополнительную нагрузку на адаптационные ресурсы личности. Экологический стресс -особый вид стресса, который обусловливается воздействием экстремальных условий школьной среды, ожиданием такого воздействия или его последствий.

На основании проведенного анкетирования респондентов получены следующие выводы:

1. Результаты анкетирования респондентов (учащихся 10 классов) указывают на то, что большая часть учащихся считают, что экологический стресс, влияющий негативно на здоровье учащихся в школьной среде имеет место и причиной тому являются различные конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

2. По результатам опроса у мальчиков преобладает низкий уровень стресса – это говорит о том, что большинство мальчиков стрессоустойчивы. Но 9% требуется помощь психолога. у девочек также преобладающее количество с низким уровнем стресса. Но 10% девочкам требуется помощь психолога. Уровень реактивной тревожности указывают на то, что если перед учащимися не стоят сложные задачи – их тревожность в норме.

3. Для решения данной проблемы необходимо искать пути преодоления экологического стресса в школьной среде. Надо выявлять факторы, снижающие интенсивность экологического стресса и факторы, вносящие наибольший положительный эффект для его снижения.



















Список использованных источников.

1. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://depedu.tyumen-city.ru/news/yr2017/mn5/am/1732/

2. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: https://www.change.org/p/министр-природных-ресурсов-и-экологии-российской-федерации-запрет-на-массовый-запуск-в-небо-гелиевых-воздушных

3. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://e-school.karelia.ru/ptz/s02/parus/Lists/Announcements/Attachments

4. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://lesovichok-yagelniy.ru/filemanager/download/178/

5. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://mdtf.ru/data/science/2015/05/02/52261

6. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/29/zagadka_vozdushnogo_sharika1.doc

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа сайт: http://i.sokeana.ru/

8. [Электронный ресурс] Режим доступа сайт: http://znichka.ucoz.com/_ld/1/158_209.rar

9[Электронный ресурс]. Режим доступа сайт: http://fizickom.ucoz.ru/rabota/Vozdushnyj_shar_recenzija.doc







Приложение 1

Тест Л.Ридера.

Пожалуй, я человек нервный

1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

Я очень беспокоюсь о своей учебе

  • 1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

Я часто ощущаю нервное напряжение

  • 1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение

  • 1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение

  • 1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

К концу дня я совершенно истощен физически и психически

  • 1. Да, согласен

  • 2. Скорее, согласен

  • 3. Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

В моей семье часто возникают напряжённые отношения

  • 1. Да, согласен

  • 2.Скорее, согласен

  • 3.Скорее, не согласен

  • 4. Нет, не согласен

Сложите цифры ответов, полученную сумму разделите на семь. Это Ваш результат. Результат теста Ридера (уровень психологического стресса):

Уровень стресса

Мальчики

Девочки

Высокий уровень

1–2

1–1,82

Средний уровень

2,01–3

1,83–2,82

Низкий уровень

3,01–4

2,83–4


Приложение. 2

Опросника Ч. Спилбергера,

Инструкция: прочитать каждое из приведенных суждений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.

Таблица 2. Личностная тревожность.

Суждение (как вы себя чувствуете обычно)

Ответы

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2. Я быстро устаю

1

2

3

4

3. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4. Я хотел(а) бы быть таким/такой же счастливым(ой), как и другие

1

2

3

4

5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6. Я чувствую себя бодрым(ой)

1

2

3

4

7. Я спокоен(а), хладнокровен(а) и собран(а)

1

2

3

4

8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10. Я вполне счастлив(а)

1

2

3

4

11. Я принимаю все близко к сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13. Я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16. Я доволен(а)

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка результатов: прежде всего следует суммировать подчеркнутые цифры в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму подчеркнутых цифр ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице прибавить 35.

Интерпретация данных: до 30 — низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31-45 — умеренная личностная тревожность; 46 и более — высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.

Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Высокая тревожность препятствует решению предстоящих задач, поскольку нарушает мыслительную деятельность и вызывает замешательство. В этом случае следует пересмотреть свое отношение к данной ситуации, снизив ее значимость для себя, и перенести акцент на осмысление предстоящей деятельности. Другими словами, нужно переключиться с мыслей о том, что будет, если я плохо выполню задание, на мысли о том, как выполнить это задание, то есть сосредоточиться на задании, а не на мыслях о катастрофических последствиях неудачи.

Необходимо также формирование чувства уверенности в себе. В этом значительную помощь окажут методы психической саморегуляции. Элитариум (www.elitarium.ru).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!