СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое право в строительстве.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по стрительной экологии

 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое право в строительстве.»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 12

Дисциплина: Строительная экология

Тема: Экологическое право в строительстве.

Цель занятия: ознакомиться с экологическим правом в строительстве.



Норма времени: 2 часа


Вид занятия: лекция


Тип занятия: овладение новыми навыками.


План занятия:

  1. Система и механизм экологического права.

  2. Законодательные акты в области градостроительства.


Оснащение: тетрадь, раздаточный материал


Литература:

http://www.nostroy.ru/legislature/normativno-pravovye_akty/ (действующие нормативные правовые акты)

https://lektsia.com/3x33e6.html (основные направления градостроительного законодательства)

http://stroy-spravka.ru/article/sistema-i-mekhanizm-ekologicheskogo-prava (система и механизм экологического права)











Преподаватель: Тарусова Д.С.










Тема. Экологическое право в строительстве.

План:

  1. Система и механизм экологического права.

  2. Законодательные акты в области градостроительства.

  1. Система и механизм экологического права.

Экологическое право - отрасль права, а именно система правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов, как физических, так и юридических лиц. Причем вопросы регулирования воздействия на окружающую среду имеет два аспекта: во-первых, охрана окружающей среды от вредного воздействия человеческой деятельности и, во-вторых, регулирование использования природных ресурсов. Воздействие человека невозможно избежать. Но возможно ограничить вред, наносимый природе, минимизировать негативное воздействие на биосферу.

Экологическое право - весьма сложная, комплексная отрасль права, состоящая из правовых норм, которые в свою очередь группируются в земельное, водное, лесное, горное. В основе лежат нормы, регулирующие общие принципы охраны природы и регулирования природопользования, которые и образуют ядро экологического права.

Общим объектом экологического права выступает окружающая среда, природа планеты Земля, те уникальные условия, благодаря которым существует сама жизнь. Но столь общее определение достаточно трудно для практического применения права, поэтому окружающую среду рассматривают как совокупность, единство, состоящее из отдельных элементов, каждый из которых получает свой механизм правовой защиты и регулирования. Таких компонентов окружающей среды несколько: 1) природная среда; 2) природный объект; 3) природно-антропогенный объект; 4) антропогенный объект.

Предметом экологического права отношения, которые возникают в связи окружающей среды.

Источниками экологического права выступают все нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права, экологические отношения.

Основой экологического права является Конституция Российской Федерации, в статье 9 которой указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На данной норме основывается все законодательство в сфере природопользования.

Природоохранное законодательство основывается на норме, указанной в статье 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это относится к основным правам человека и гражданина, закрепленной в Основном законе государства и охраняемой его силой.

Второе место среди источников экологического права занимают федеральные законы. Особую роль среди них занимает Закон «Об охране окружающей среды», принятый Государственной думой 20 декабря 2001 года, в котором детализируется и конкретизируется конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и закрепляет обязанность каждого лица, физического либо юридического, бережно относиться к природным богатствам.

Иные федеральные законы, регулирующие порядок бережного природопользования, образуют земельное, водное, лесное законодательство, в центре каждого из которых находится свой кодекс: Земельный, Водный, Лесной. Иные законы формируют законодательство о недрах, горное законодательство, законодательство о животном и растительном мире.



Основные принципы природоохранного законодательства.

Принципы экологического - права, на основе которых должна осуществляться любая хозяйственная деятельность, в наиболее развернутом виде представлены статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических, и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование при родных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и В03меlПение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности:

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных не коммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут принести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры:

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями. Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

Механизм экологического права, включающий в себя концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза и экологический контроль; правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях; экологическая ответственность. Речь идет об основах и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологической ответственности, о формах возмещения вреда и методах предупреждения нарушений; механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий в себя принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные организации, международные конференции.

Экологическое право изучается в трех аспектах: как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина.

При рассмотрении экологического права как отрасли науки больше внимания уделяется методологической и теоретической стороне вопроса.

При изучении экологического права как отрасли права, обращаются к законодательству, анализируют и комментируют его нормы.

При подходе к экологическому праву как учебной дисциплине важное значение придается методике преподавания, способной учесть и теоретические, и практические вопросы, необходимость знания норм права и практики их применения.

Механизм экологического права (исполнения) в области охраны окружающей природной среды содержит много общего с механизмом исполнения юридических нормативных актов в целом. В то же время он отличается рядом особенностей, вытекающих из эколого-правовых отношений. Цель механизма – обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев: природоохранные нормы права; экологизированные правовые нормы и нормативы. Главная функция – конкретизировать экологический императив и привязаться к определенной хозяйственной или иной деятельности, воздействующей на природную среду; гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных норм и нормативов; завершающий этап движения нормы, который реализует себя в правоотношении.

Применительно к охране природной среды оно может быть экологическим, т. е. отражающим требования охраны окружающей природной среды, либо экологически вредным, если нарушает требования охраны окружающей природной среды. Следует отметить, что природоохранные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» и дополняющих его природоохранительных актах. Природоохранные нормы, закрепляющие экологические императивы в области хозяйственной деятельности, воздействуют на отношения не непосредственно в силу своего издания, а через отношения, регулирующие тот или иной вид деятельности. Например, при проектировании объекта проектировщики руководствуются не Законом «Об охране окружающей среды», а нормами проектирования, которые разработаны и утверждены Госстроем России или другим специальным органом. Таким образом, мы имеем дело с формами экологизации, которые содержат технические, технико-экономические и другие нормы и правила. К их числу принадлежат санитарные, строительные, градостроительные, технологические и другие нормативы, утверждаемые компетентными органами. Для понимания данного вопроса можно рассмотреть один пример исходя из норм Закона РФ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 33, государственная экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Данное положение имеет основополагающее значение для охраны окружающей природной среды, поскольку ставит заслон любой вредоносной деятельности. Для надежности и авторитета экологической экспертизы как гарантии качества окружающей среды, Закон запрещает финансирование работ без положительного заключения экспертизы. Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды имеет такую оценку качества, какова его эффективность. Он может быть исследован применительно к трем стадиям движения: статической (социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы не должны противостоять экологии); Динамической (в действие вступают гарантии правовой нормы: Финансовая, материально-техническая); результативной (в кото-Рой анализируются итоги действия звеньев данного механизма и решение конкретной хозяйственной задачи). Степень экологизации зависит от уровня эффективности эколого-правового механизма.


  1. Законодательные акты в области градостроительства.

ГрК РФ, Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Действующие нормативные правовые акты

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Извлечение

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 № 702 «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 10.12.2014) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (ред. от 04.02.2015) "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства"  (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)

Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»

Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»

Вопросы для самоконтроля:
  1. Экологическое право – это…?
  2. Объект и предмет экологического права?
  3. Действующие нормативные правовые акты?






  1. Система и механизм экологического права.

Экологическое право - отрасль права, а именно система правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов, как физических, так и юридических лиц. Причем вопросы регулирования воздействия на окружающую среду имеет два аспекта: во-первых, охрана окружающей среды от вредного воздействия человеческой деятельности и, во-вторых, регулирование использования природных ресурсов. Воздействие человека невозможно избежать. Но возможно ограничить вред, наносимый природе, минимизировать негативное воздействие на биосферу.

Экологическое право - весьма сложная, комплексная отрасль права, состоящая из правовых норм, которые в свою очередь группируются в земельное, водное, лесное, горное. В основе лежат нормы, регулирующие общие принципы охраны природы и регулирования природопользования, которые и образуют ядро экологического права.

Общим объектом экологического права выступает окружающая среда, природа планеты Земля, те уникальные условия, благодаря которым существует сама жизнь. Но столь общее определение достаточно трудно для практического применения права, поэтому окружающую среду рассматривают как совокупность, единство, состоящее из отдельных элементов, каждый из которых получает свой механизм правовой защиты и регулирования. Таких компонентов окружающей среды несколько: 1) природная среда; 2) природный объект; 3) природно-антропогенный объект; 4) антропогенный объект.

Предметом экологического права отношения, которые возникают в связи окружающей среды.

Источниками экологического права выступают все нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права, экологические отношения.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями. Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

  1. Законодательные акты в области градостроительства.

ГрК РФ, Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.



Действующие нормативные правовые акты

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Извлечение

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 № 702 «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 10.12.2014) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (ред. от 04.02.2015) "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства"  (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)

Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»

Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!