Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г. Томска.
«Экологическое воспитание через художественно – эстетическую деятельность.
Оформление школьного двора «Зимняя сказка»
Подготовила:
Жамбо Надежда Васильевна
г. Томск-2023
Экологическое воспитание через художественно – эстетическую
деятельность. Оформление школьного двора «Зимняя сказка»
Экологическое воспитание через творческую деятельность детей- это новоенаправление в педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомление детей с природой. В период школьного возраста, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно –правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которыесоставляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно–правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на участке. Он знает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий- среды обитания,
пригодных для того или иного организма. Каждое существо должно иметь «свой дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание школьников –это и есть познание живого, которое рядом с детьми, во взаимосвязи со средой обитания и выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с ним, и необходимость защиты окружающего мира.
Экологическое отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка:
-интереса к явлениям природы;
-понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать
или создать для него нужные условия;
-понимание и сочувствие тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий;
-эмоционального отклика, радости на любые проявления животных, растений
и красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций:
красота гармонично развивающего, здорового живого организма, что бывает
лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое
отношение вполне может быть сформировано у детей школьного
возраста, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомить
с разнообразием животных и растений, которые его окружают,
демонстрируют связь со средой обитания и многофункциональную
приспособленность к ней. Это вытекает в практическую деятельность по
выращиванию растений, предоставляя возможность наблюдения за их
ростом, развитием, различными наблюдениями в благоприятных условиях.
Индивидуальные проявления детей в практической деятельности –это
показатель степени, их экологической воспитанности и экологической
культуры (изготовление кормушек, подготовка к созданию сооружений из снега, лепка скульптур из снега. оформление скульптур из снега, оформление фасада школы).
Снежные фигуры — давняя забава жителей Руси. Как только наступала зима, все ждали момента, когда начнет лепиться снег.Что только не делали из снежных комьев: замки, животных, скульптуры, на отдельных территориях возводили целые города. Их обливали водой, вытачивали объемные образы и оставляли так до самой весны. По мере потепления фигуры таили и уплывали в далекое странствие до следующей зимы. Такая традиция сохранилась и по сей день. Как раз из одной из интересных традиций школы является фестиваль снежных фигур. Когда снега выпадает много и погодные условия дают возможность провести фестиваль, то фантазии наших ребят нет предела.
Наши воспитанники лепят на прогулке из снега не только снеговиков, но и другие снежные фигуры. Дети умеют и любят фантазировать. Этим наделены все от природы. В этом увлекательном процессе можно не только использовать подручный материал, которым в данном случае является снег, но и использовать природные материалы – еловые ветки, элементы одежды, овощи, фрукты.
В столь интересном занятии – лепка снеговиков, способствует сплочению, прекрасному времяпровождению.Детям безумно нравится поливать их разноцветным раствором из бутылок, добавлять элементы декора. Школьный двор превращен в сказочный городок, в который с удовольствием приходят на экскурсию жители района. Каждая снежная фигура радует и поражает воображением ребят.
Новые формы экологического воспитания можно считать природоохранительные акции. Акции - это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Ихпроведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками.
Приобретение практического опыта, знаний, умений и навыков, эстетики и такой профессиональной деятельности как дизайнер, скульптор, художник.Развитие инициативы, самостоятельности учащихся,умение лепитьскульптуры из снега, может детям пригодится в им жизни.
Зима приносит нам не только морозы, но и веселые игры с детьми на свежем воздухе. Пожалуй, трудно найти забаву интереснее, нежели лепка фигур сказочных и мультипликационных героев из мокрого снега. Это и весело, и фантазию развивает, и способствует положительному экологическому воспитанию.