СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном опыте работы по экологическому воспитанию отражены механизмы реализации деятельности в данном направлении, а также экологизация образовательного процесса в детском саду. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников»

Сообщение из опыта работы

на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Введение

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются первые основы экологической культуры, позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать всю жизнь.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде; сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение; научить заботиться и охранять природу, и при необходимости оказывать ей помощь (уход за объектами), а также развивать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Поэтому я, как воспитатель, занимающийся экологическим образованием и просвещением, должна заложить основы экологической культуры в сердцах своих маленьких воспитанников.

1.Цель и задачи деятельности

Цель моей деятельности: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды,  бережно относящегося к богатствам природы.

Чтобы достичь в своей деятельности положительного результата в данном направлении, я  перед собой поставила следующие задачи:

Для детей: 1. Создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования, расширения представлений об окружающем мире.

2. Приобщать воспитанников к изучению природы родного края – малой Родины ХМАО-Югра.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о природе родного края.

4. Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности (познавательно-исследовательскую, экспериментальную, игровую, коммуникативную, творческую (художественно-эстетическую).

5. Воспитывать экологическую грамотность дошкольников.

Для педагогов: 1. Создать информационно-методическую базу для использования в образовательном процессе.

2. Изучить возрастные способности детей дошкольного возраста для обучения основам экологии и природопользования, сформировать экологическое мировоззрение и культуру.

3. Создать условия для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.

Для родителей: 1. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.

2. Создать условия для совместного взаимодействия родителей и детей при проведении экологических мероприятий в ДОУ.


2. Направления индивидуальной деятельности

Являясь руководителем творческой группы по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры воспитанников в ДОУ, разработала и реализовываю план мероприятий на 2017-2019 годы. В течение этого года провела ряд познавательно-развлекательных мероприятий для воспитанников ДОУ: «Вода – капля жизни», «Жалобная книга природы», «День Земли», «День рождения Леса», «Зеленая аптека», торжественная церемония открытия фестиваля «Марафон добрых дел», торжественная церемония закрытия фестиваля «Марафон добрых дел» и др.

Для выявления творческих способностей воспитанников ДОУ организовала и провела конкурсы рисунков: «Лес глазами детей», «Берегите лес и его жителей от пожара», конкурс поделок из бросового материала «Подарите вещам вторую жизнь», выставку рисунков «Берегите нашу Землю!», выставку плакатов «Вода нужна всем!», «Берегите планету от мусора!» и др.

С целью закрепления знаний об экологических представлениях провела с воспитанниками старших групп ДОУ викторины: «Птицы – наши друзья», «Вода – чудесный дар природы», «Юные эколята».

С целью воспитания у детей любви к родному краю, бережного отношения к природе, повышения качества работы с детьми в их познавательном развитии провела конкурс чтецов «Родная природа».

Для педагогов города в рамках ГПС провела семинар-практикум «Роль родителей в проектной деятельности по формированию экологической культуры дошкольников».

Для родителей (законных представителей) периодически обновляется информация в экологическом стенде. Были предложены консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста», «Маршруты выходного дня», «Природа и нравственное воспитание», «Учите чувствовать природу» и др.

Ко Дню Земли для родителей и детей своей группы провела экологическую игру-викторину в форме КВН: «Наш дом природа – береги ее!». Такие мероприятия сближают и родителей, и детей, и нас, педагогов. Много поучительной и полезной информации получили родители во время мероприятия.

Учитывая экологическую обстановку нашего региона, а именно то, что загрязнение атмосферного воздуха остается вопросом большого общественного внимания, пришла к выводу, что необходимо проводить целенаправленную работу по озеленению территории ДОУ: высадке деревьев, кустарников, цветов на клумбы. Хорошей традицией в ДОУ стала акция «Аллея выпускников», где ребята-выпускники вместе с родителями и воспитателями высаживают саженцы.

Летом педагоги, родители и дети участвовали в конкурсе «Веселая клумба», что способствовало озеленению участков на территории ДОУ.

В течение года вела агитационную пропаганду по воспитанию экологической культуры родителей, приглашала принять участие вместе с детьми в акциях: «Гостеприимная кормушка», «Покормите птиц!» - забота о зимующих птицах, «Живи ёлочка - зелёная иголочка», «Час Земли», «Берегите воду!», «Берегите лес!», «Семена», «Витамины на окне» - посадка зеленого лука, «Украсим планету цветами» - посадка цветов на территории детского сада, «Чистый участок» - сбор мусора с участка, и др.

Родители моей группы приняли активное участие в благоустройстве участка. Из деревянных пеньков соорудили различных животных, сделали летнее кафе «Сказка».

Соорудили из шин клумбу в виде лягушки. Вместе с ребятами мы посадили рассаду цветов. Каждый день, придя на участок, дети первым делом бежали посмотреть на свои цветочки. Наблюдали за их ростом, появлением первых бутонов, распусканием цветов. Так закрепили названия цветов. Если шли на прогулку или с прогулки мимо клумб на других участков, дети распознавали названия цветов. В сухую погоду (а лето выдалось в том году жаркое) дети поливали из леечек цветы. Ухаживая за цветами на клумбах, дети приобрели опыт ухода за растениями. Научила своих воспитанников общаться с природой: с цветами, деревьями, насекомыми, птицами, животными. Придя на участок, они здороваются с деревьями, рассматривают, не повредились ли веточки случайно от ветра. Приучаю воспитанников быть внимательными к объектам живой природы, не проходить мимо, если в беде деревцо, насекомое или животное. Учу их любить и охранять все живое.

Эффективной формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети проводят исследовательскую работу. Цель проектов – создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую) ценностно-ориентированную, коммуникативную. Такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

В течение года мною разработаны и реализованы проекты: «Путешествие по временам года» (долгосрочный), «Путешествие капельки», «Природа – наш дом», «Домашние животные», «Волшебница зима».

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на мой взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

Участвую в инновационной деятельности – в методической работе на муниципальном уровне провела семинар-практикум для педагогов города «Роль родителей в проектной деятельности по формированию экологической культуры дошкольников». Свой опыт по экологическому воспитанию распространяю на разных уровнях: публикации на всероссийском уровне на сайте МААМ.RU.: Эссе «Роль исследовательской деятельности воспитанников в развитии личности», сценарий открытия окружного экологического марафона «Моя Юра – моя планета», на сайте «Инфоурок»: Сценарий праздника «День Земли», сценарий развлечения «Зеленая аптека», мастер-класс для родителей «Экологические Почемучки», план кружка «Родничок» экологической направленности, проект «Путешествие по временам года», статья в Международном сетевом издании «Солнечный свет»: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста», на ИОР «Моя Югра» авторский материал «Моя Югра - моя планета», в городской газете «Звезда Лангепаса». Являюсь Дипломантом I степени всероссийского конкурса «Твори! Участвуй! Побеждай!» в номинации «Экологическое воспитание в ДОУ», Дипломаном II степени в региональном конкурсе «Моя Югра» в номинации «Лучший урок с использованием компьютерных технологий», Дипломантом I степени в региональном конкурсе «Моя Югра» в номинации «Экологическое воспитание по ФГОС», Дипломантом II степени в региональном конкурсе «Программа экологического воспитания в ДОУ». Участник окружного экологического марафона «Моя Югра – моя планета», участник Всероссийской экологической акции «Марафон добрых дел», участник Всероссийской акции «День леса», участник Всероссийской акции «День Земли».

Для формирования у детей начал экологического сознания, способности понимать, любить и беречь окружающий мир и природу, организовала в группе кружок «Родничок». Разработала перспективный план кружка и сценарии занятий.


3. Механизм реализации деятельности:

1. Создание условий повышения экологической грамотности.

2. Экологическое просвещение педагогов.

3. Экологическое просвещение родителей.

Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. Экологическая образовательная среда в дошкольном учреждении способствует: - познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды содействуют реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

В группе организован экологический уголок, который разбит на зоны:

  • Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;

  • Зона релаксации включает в себя разные комнатные растения, магнитофон с релаксационной музыкой. Зона релаксации предназначена для отдыха детей.

  • Уголок краеведения с целью привития любви, всестороннего изучения родного края.

  • Зона экспериментирования создана в группе для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований.

  • Мини-лаборатория (материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты, микроскоп, природный материал). 

  • Библиотека (познавательная литература о природе; литература по уходу за животными; подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы). 

  • Экологический театр  (Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок).

  • Огород на окне создается для выращивания и наблюдений за ростом растений.

  • В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.

  • В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки «Природа и дети», «Экологическое образование дошкольников».

Экологизация различных видов деятельности.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми. Для экологизации образовательного процесса необходимо тесное сотрудничество всего коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников. Музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии, разучивает песни. Руководитель физического воспитания включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, участвует в организации спортивно-экологических праздников. Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом. Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.

Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях.

Ценность дидактических игр всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры. Большинство дидактических игр имеет не экологическое, а природоохранное содержание. Однако экологическое содержание можно найти в любой из них. Играя в дидактические игры, ребёнок может превратиться в лягушку, дерево, в рыбку, капельку, в ветер, в гору. Это используется для воспитания эмоционального отношения к природе, для формирования уважительного отношения к её представителям, восприятия их равных человеку. Это, например, дидактические игры: «Животные и их детёныши», «Кто как устроен», «Кто где живёт?», «Живая и неживая природа», «Загадки о животных», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Воздух, земля, вода», «Охрана природы», «Живая пирамида» и т.д.


4. Достигнутые результаты

Подводя итоги работы своей деятельности, можно сделать вывод:

1. У детей повысилась заинтересованность в защите и сохранении природной среды. Дети принимают активное участие в конкурсах рисунков, поделок, викторин. В викторинах показывают знания, которые получили в ходе организованной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, экспериментальной деятельности. Принимают активное участие в благоустройстве участка детского сада, в посадке семян овощей и цветов в «огороде на окошке». Повысился интерес воспитанников к экологическим знаниям, расширились представления о родном крае.

2. Повысились экологические знания педагогов. Педагоги стали участниками проектов, экскурсий, в благоустройстве групп, участков, территории ДОУ. Принимают активное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях, выставках, конкурсах, акциях.

3. Повысились экологические знания родителей. Родители стали участниками проектов, экскурсий. Принимают активное участие в благоустройстве группы, участка, территории ДОУ.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты. Усвоение экологических знаний детьми ежегодно превышают показатели по другим направлениям.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений, актуальное, перспективное, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить, беречь и рационально использовать природное богатство.

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!