СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша задача как учителя- научить ученика видеть в природе, как в зеркале, не только отражение окружающего мира, но и отражение собственного «я» в нём, умение раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.М.Иванова р.п.Турки» Турковского района Саратовской области










« Общение с природой,

как средство экологического образования

младших школьников».

(экологическое воспитание и образование младших школьников)






Ф.И.О. Ермакова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

первая категория

МОУ СОШ имени С.М.Иванова р.п.Турки











« Общение с природой,

как средство экологического образования младших школьников».


Общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого надо сменить сложившийся образ деятельности.

Сегодня важнейшая задача- прекращение потребительской агрессии по отношению к миру природы.

Формирование экологического образования и воспитания личности должно стать непременной частью деятельности всей системы образования.

Цели экологического образования:

  1. Настойчиво приучать учащихся проверять и применять свои знания на практике.

  2. Не должно быть ни одного знания, на котором бы учащийся не знал жизненного значения работы.

  3. Экологический труд учащегося необходимо организовывать так, чтобы он сопровождался самостоятельным наблюдением и размышлением.

Убеждать об экологическом образовании в настоящее время никого не нужно. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебное поле и берёзовая роща, тайга и степь- все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь всё это- значит беречь свою Родину.

Наша задача как учителя- научить ученика видеть в природе, как в зеркале, не только отражение окружающего мира, но и отражение собственного «я» в нём, умение раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.

В системе экологического образования и воспитания важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение человека». Мы должны научить сохранить и украсить нашу землю для нынешних и будущих поколений людей.

р.п.Турки находится в зелёной зоне. Посёлок расположен на реке Хопёр, по берегам которой растёт лес. Дети ещё маленькими посещают его с родителями. Их привлекают зелень лугов и лесов, яркие краски цветов, птицы, бабочки. Всё ли может быть воспринято правильно ребёнком при самостоятельном общении? С первых дней пребывания ребёнка в школе стараемся влиять на его сознание, учим не просто любить природу, а воспитываем бережное и заботливое отношение к ней.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, внеклассного чтения, в процессе наблюдений, бесед, экскурсий рассказываем детям о необходимости охраны природы. Особое внимание уделяем вопросу рационального использования человеком природных богатств. Даём понятие о равновесии в природе. Например, вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных.

С первых недель, знакомя детей с тем, что находится около школы, учим детей наблюдать за природой. Часто спрашиваем:

-Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?

-Что интересного в природе увидели, когда шли в школу?

С первых бесед о природе стараемся заинтересовать детей, показать им красоту природы, её неповторимость, её хрупкость и ранимость. В своих учениках пытаемся воспитывать бережное отношение ко всему живому, к травинке, к неповоротливой гусенице, к некрасивой жабе. Считаем эту работу очень важной. Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. Можно ли сформировать у детей осознанные знания, например, о лесе без непосредственных выходов в природу? Конечно, нет! Сколько бы учитель ни говорил о нём, показывая рисунки и картины, он не может создать у учащихся правильных и точных представлений. Только после того, как ученик побывает в лесу, пронаблюдает за деревьями, кустарниками, травами, почувствует свежесть, чистоту, аромат лесного воздуха- только тогда он запомнит лес. Поэтому осенью, зимой и весной ведём детей на экскурсию, даём им возможность увидеть красоту природы. Экскурсия- это тоже урок, который труднее провести, чем обычный урок.

На экскурсии надо добиться того, чтобы все дети на практике научились отличать деревья от кустарников и трав. Здесь же проводим игру. Раздаём опавшие листочки с различных деревьев. По сигналу учащиеся должны подбежать к соответственному дереву.

В классе нравится детям отгадывать деревья по описанию. Например, «Я белоствольная, стройная, листочки у меня небольшие».

Задача учителя, чтобы ученики знали свои родные деревья не только во время цветения и не только по форме листьев, но и угадывали каждое дерево по его общей форме, характеру, чтобы ребёнок был в состоянии уже издали приветствовать дерево по имени.

В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снижает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе её изучения.

В работе по формированию знаний учащихся о правильном поведении в природе мы широко используем метод творческих заданий: составить рассказ по картинке, написать сочинение, нарисовать плакат и т.д.

Начиная с первого класса, стремимся воспитывать своих учеников как друзей природы. Дети учатся вести наблюдения, делаем записи в календаре природы.

С целью подготовки детей к практическому участию в охране редких растений родного края знакомим их, прежде всего с объектами, подлежащими охране.

В наших классах много комнатных цветов. Придя в первый класс, каждый ученик сажает цветок и ухаживает за ним вплоть до четвёртого класса.

Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараемся вызвать интерес к растениям. Мы знакомим их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания.

Предлагаем детям познавательные игры. Например, «Отгадай задуманное растение». На столе расставлены несколько комнатных растений. Один ученик выходит из класса, а оставшиеся загадывают растение. Вернувшийся ученик задаёт вопросы, на которые класс отвечает «да»-«нет». По характеру вопросов можно судить о знании учащимися комнатных растений. Или ещё игра «Сделай 10 шагов и на каждый шаг назови лекарственное растение». Принимая участие в уходе за комнатными растениями, дети на практике узнают, что всё живое нуждается в воде, тепле, свете, понимают, какое значение для человека имеют растения.

Изучение природы включено во все учебные предметы начальной школы. Поэтому воспитываем у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках окружающего мира. На уроках литературного чтения читаем рассказы и стихи о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Проводим беседы по репродукции картин замечательных русских пейзажистов. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде и т.д.

Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Проводим утренники, в которых используем пейзажную лирику, музыку. Наши классы всегда участвуют в выставке «Природные фантазии» к родительскому собранию. На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты.

На уроках окружающего мира тему каждого урока стараемся связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к сознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств.

Общение с природой должно стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.

Уроки окружающего мира часто становятся для учащихся знакомством с русским фольклором, который способствует формированию у детей бережного отношения к природе. Например, рябину не руби- будет грех; синицу не зори- будет дома пожар и т.д.

Объясняем детям, что народные приметы или знания об изменениях в окружающей среде помогали людям жить с природой в ладу, познавать её законы, учитывать их в трудовой деятельности. Поэтому дети с особым интересом воспринимают народные приметы, сами отыскивают их и приносят на урок (Чем больше роса, тем жарче будет день; месяц красен- к дождю).

Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постоянно постигает мир, в котором живёт. Он видит удивительное многообразие растений и животных, предметов и явлений неживой природы.

Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый. Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и учителя начальных классов- первые проводники детей в природу, которой управляют деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды и формированию многогранных отношений к ней с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Но перед учителями остаётся пока и немало нерешенных проблем. Среди них- проблема здоровья и здорового образа жизни детей, которая напрямую зависит от здоровья окружающей среды. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (Ожегов). Ребёнок- это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе.

Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.

Задача школы сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. Эта задача реализуется через осуществление контроля за дозировкой учебных заданий, за посадкой детей, их осанкой. На двадцатой минуте урока проводим обязательно физминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения.

Каждый учитель решает задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Необходимо шаг за шагом проводить работу по развитию у младших школьников мотивационных основ сохранения и улучшения своего физического и духовного здоровья.

На уроках окружающего мира в третьем классе при изучении темы «Строение пищеварительной системы» детям предлагаем самим продумать и обосновать своё меню на завтрак, обед и ужин.

На уроках окружающего мира обсуждаем следующие вопросы: Какие связи существуют между здоровым населением и благосостоянием народа? Что вы делаете для укрепления своего здоровья? Дайте оценку озеленениях района, в котором вы живёте. Назовите виды труда, которые связаны с высокими физическими нагрузками. Как здоровье может зависеть от веса человека и т.д.

В работе с младшими школьниками эффективна постановка ситуационных задач, затрагивающих их интересы, с последующим выбором альтернативных решений. Для формирования мотивации здорового образа жизни большое значение имеют различные ситуационные задачи, как в прямой постановке, так и путём доказательств. Например, «Тебе предложим бесплатную сигарету» или «Утром вы оделись легко, а после школы резко похолодало».

Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учителем должен помнить заповедь «Не навреди».

Закончить хочется словами писателя Л.Леонова «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недугов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!