СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экология и энергосбережение»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупило чувство ее экономии. Экономисты подсчитали, что запасов горючего топлива, из которого в основном и получают электроэнергию, осталось всего на несколько десятилетий. От 15% до 20% энергии в стране теряется от простой бесхозяйственности.

Настало время, когда мы обязаны подумать, как организовать свою деятельность, чтобы экономно расходовать энергию, не погубить природу, не допустить трагических последствий для планеты.

Просмотр содержимого документа
««Экология и энергосбережение»»

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»













Единый урок




Тема урока

«Экология и энергосбережение»







Разработали и провели:

учитель Иванова Елена Ивановна

учитель Тоданова Инга Валерьевна












Единый урок по теме «Экология и энергосбережение»

для учащихся 5-8 класс школы и ЦДО



Цель: привлечение внимания детей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.

Задачи:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

  • способствовать созданию мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.


Ход урока


I. Вступительное слово учителя.


- Здравствуйте, дорогие ребята!


Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупило чувство ее экономии. Экономисты подсчитали, что запасов горючего топлива, из которого в основном и получают электроэнергию, осталось всего на несколько десятилетий. От 15% до 20% энергии в стране теряется от простой бесхозяйственности.

Настало время, когда мы обязаны подумать, как организовать свою деятельность, чтобы экономно расходовать энергию, не погубить природу, не допустить трагических последствий для планеты.

Как же организовать свою деятельность так, чтобы экономно расходовать энергию? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня проведем урок, который называется «Экология и энергосбережение», где рассмотрим некоторые способы экономии энергии.



.


II. Работа над темой

Учитель: Как вы думаете, что такое энергосбережение? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

- Правильно, это рациональное использование энергии.

В настоящее время энергетические ресурсы играют определяющую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Мировое сообщество вступает в полосу дефицита топливно-энергетических ресурсов и борьбы за их перераспределение. В этих условиях на первый план выходит проблема энергосбережения. Причем она становится глобальной проблемой всего человечества, а не только отдельных стран и регионов. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации.

Демонстрируются слайды презентации.

Законодательная база

О том, что ресурсы надо экономить, в нашей стране заговорили почти 20 лет назад. Так, в 1992 году на законодательном уровне была принята Концепция энергетической политики России.

В 1996 году приняли Федеральный закон № 28-Ф3 «Об энергосбережении»

Сегодня мы можем руководствоваться Федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» от 23 ноября 2009 года.


Учитель: Вы наверное слышали про парниковый эффект и глобальное потепление. Что это такое? Об этом нам расскажет ученик 8 класса

Парниковый эффект

Если коротко, то парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности.

Причиной парникового эффекта является свойство атмосферных газов поглощать и испускать тепловое инфракрасное излучение и в природе это явление присутствовало всегда. Тревогу вызывает то, что в последние столетия явление парникового эффекта усиливается, а причиной усиления парникового эффекта является всё увеличивающиеся выбросы в атмосферу газов, возникающих в результате жизнедеятельности человечества.

Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается и последствием его может стать опасное для человечества глобальное потепление климата Земли.


Задание: Составьте логическую цепочку следственных событий.

1. сокращение площади суши

2. глобальное потепление климата

3. сжигание топлива

4. таяние ледников

5. увеличение углекислого газа в атмосфере

6. парниковый эффект

7. смещение мест обитания животных

8. вымирание некоторых видов животных.


Ответ: 3-5-6-2-4-1-7-8


Вторичное сырье

Учитель: Многие материалы после их использования можно перерабатывать и потом опять использовать (такое сырье называют вторичным). Из старых бутылок, пластиковых игрушек или металлических обручей можно произвести точно такие же новые изделия и значит не надо тратить природные богатства.

Интересные факты:

- 54кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяют сохранить одно дерево

- В Швеции жители накапливают банки, а затем в супермаркетах сдают их в автоматы за деньги. В результате, шведы стали чемпионами мира по сдаче легкометаллической тары: в 1984 году было сдано 63 % всех использованных банок, спустя пять лет – 82, а через 10 лет – 91,5 %! Это действительно мировой рекорд. На втором месте Швейцария – 80 %, на третьем с 50 % - Австрия. В итоге шведы убивают даже не двух, а трех зайцев. Потребитель получает деньги назад; не наносится ущерб окружающей среде; промышленности поставляется вторичное сырье, которое идет на переплавку и изготовление новых банок.


Решите задачу: В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев надо на одного человека, чтобы нам легко дышалось?

Ответ: 4


Учитель: Вода – очень ценный ресурс, который следует расходовать бережно. Об использовании воды нам расскажет

Использование воды

Знаете ли вы, что через кран, из которого капает вода (10 капель в минуту), вытекает до 2000 л воды в год?

Казалось бы, экономия холодной воды — это проблема, не относящаяся к энергосбережению. На самом же деле, экономя воду, мы экономим электроэнергию, так как воду на нужную высоту в вашу квартиру поднимают мощные насосы, приводимые в движение электрическими моторами. Этот расход энергии не отражается на наших электросчетчиках, но величина его весьма ощутима.

Для нагрева воды необходимо много энергии. В большинстве многоквартирных домов в России пользование горячей водой было почти «бесплатным», и уровень потребления стал выше, чем в других европейских странах.

Снижение потребления является вопросом не столько технологии, сколько осведомленности и мотивации снижения напрасного расхода энергии. Кроме использования горячей воды из крана мы греем воду при приготовлении пищи. Большинство посудомоечных и стиральных машин обычно самостоятельно нагревает воду с помощью электронагревателей.


Решите еще одну задачу: Школа собрала за год 15 тонн макулатуры. Сколько воды и электроэнергии можно сэкономить, если 1 т макулатуры экономит 200м3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии?

Ответ:

200 м³*15 = 3000 м³ воды

1000 кВт/ч *15 =15 000 кВт/ч электроэнергии


Экономия электроэнергии

Учитель: Электричество тоже очень ценный, важный и дорогой ресурс. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расходовать его как можно меньше.

Вопрос: Какой класс энергоэффективности бытовой техники является наиболее экономичным?

1.«А»

2.«1»

3.«эконом»

4.«С»

Ответ: Приобретая бытовую технику, обращайте внимание на класс ее энергоэффективности. Найти данную информацию можно на этикетке. Наиболее энергоэффективным является класс «А» (уже появились «А+», «А++»), далее по убыванию: B, C, D, E, F, G. Это европейская система маркировки.

Вопрос: Какая лампа наиболее энергоэффективная?

1.Светодиодная

2.Лампа накаливания

3.Керосиновая

4.Люминисцентная

5.Паяльная

Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа.

Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

Вопрос: У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

1.Компьютер

2.Холодильник

3.Телевизор

4.Стиральная машина

Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.


Учитель: Чтобы обогреть жилище требуется немало энергии, а потому так важно уметь ее сохранять.

Сохраняем тепло дома

Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла, а в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?

Если помещение хорошо изолировано, энергия, или температура, будет сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для доступа свежего воздуха. Все это приводит к потерям тепла, и необходима постоянная подача дополнительного тепла для их компенсации.

Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков.


Вопрос: Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через …

1.Вентиляцию

2.Дверные щели

3.Окна

4.Стены

Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление.


III. Поведение итогов семинара


Работа с картинкой: Рассмотрите схему жилого дома. Какие электроприборы находятся в каждой комнате? Какие действительно необходимы, а от каких приборов мы можем отказаться? Выбираете только те электрические приборы, которые необходимы человеку. От чего вы сами могли бы отказаться в пользу экономии электроэнергии?


Вопрос: Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

1.0%

2.65%

3.95%

Ответ: Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно


V. Рефлексия

Продолжите фразу «Сегодня на уроке я …»


- Ребята, мы думаем, вы запомнили, как нужно экономить энергию. Расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям. Теперь дело за вами!


VI. Домашнее задание:

Придумайте рекламу для энергосберегающих лампочек для разных групп населения:

  1. нерешительные,

  2. экономные,

  3. недостаточно информированные



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!