Экология в сказках и рассказах.
Андреев Михаил, 5 класс
МБОУ „Верхнелащинская ООШ Буинского муниципального района Республики Татарстан”
Руководитель: Андреева Лариса Анатольевна, учитель родного языка МБОУ „Верхнелащинская ООШ Буинского муниципального района Республики Татарстан”
Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду,вмешательство в природу становится все более сложным и трудным, а выявление и применение основных экологических принципов – все более важным для сохранения жизни на планете, в том числе и жизни самих людей.
Человек рано понял, что пользоваться богатсвами необходимо разумно, не нарушая природных механизмов и сохраняя тем самым основу своего существования.
Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь спраиться с глобальными экологическими проблемами? Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста. И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках.
Цель: исследование народных сказок и рассказов о природе с точки зрения эколога.
Задачи:
1.Изучить значение сказок в жизни человека.
2.Найти экологические моменты в народных сказках и рассказах русских классиков.
Предмет иследования: сказки и рассказы.
Методы исследования: информационный, аналитический.
Гипотеза: сказки несут в себе экологические знания.
Большое количество сказок сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. В каждую новую эпоху сказка дополнялась определенным материалом, который передавал отношение человека к миру. Фантастика сказок создана коллективным творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отражается жизнь народа, его отношение к окружающему миру.
Для своего исследования я выбрал русские народные сказки и рассказы Д.Мамина-Сибиряка, М.Пришвина,Н.Сладкова, В.Бианки. Их читают и рассказывают самым маленьким детям для воспитания чуств дружбы, доброты, честности и порядочности. Сказки и рассказы учат нас экологической грамоте.
Сказка не только развлекает, но и воспитывает, знакомит нас с окружающим миром, добром и злом. Сказка она учитель. Если в сказке встречаютя некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. А будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.
Творения Д. Мамина-Сибиряка для детей. Человек и природа - очень актуальная проблема для современного мира. Мамин-Сибиряк посвятил много произведений этой тематике, но особенно нужно выделить сборник "Алёнушкины сказки". Писатель сам воспитывал и ухаживал за больной дочкой, ей и был предназначен этот интересный сборник.
Язык Пришвина в рассказах о природе. Рассказы М.М. Пришвина не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Так же и рассказ «Лисичкин хлеб», повествующий о превращении обычного черствого хлеба в волшебный дар леса, подарит читателям множество положительных эмоций.
Лесные сказки Николая Сладкова. Герои его книжек - добрые, смешные зверушки. Каждая история очень милая и добрая, рассказывает о повадках забавных и смешных животных. Маленькие читатели узнают из них о том, что животные также могут переживать и горевать, как они запасают на зиму пропитание.
Кладовая сказок Виталия Бианки.
Произведения этого автора заставляют юных читателей думать, по-другому посмотреть на окружающий мир, делают детей добрее и ответственнее.
Итак, можно сделать вывод, что с вопросами защиты окружающей среды нужно начинать знакомиться с младшего школьного возраста, а в этом поможет экологическая сказка, которая позволяет в доступной и интересной форме узнавать об экологических проблемах, учит находить пути решения их доступными нам способами. Мы не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/28/s_5badca36ccd9b/958661_3.png)