Экономическая игра «Весёлая экономика».
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов в рамках предметной недели по истории и обществознанию
Сценарий «Весёлая экономика»
Описание материала: разработка будет полезна классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат, презентация.
Ход игры.
- Добрый день ребята, взрослые!
Хочу сегодня я, друзья,
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Ребята! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем «Экономическую игру» сейчас.
- Сегодня на нашем внеклассном мероприятии по обществознанию мы поговорим об экономике.
- С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны - жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают все члены семьи: родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так- то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. В основе слова лежат древнегреческие слова “экос”- дом и “номос”- закон. Буквальный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. Еще проще: Экономика-это хозяйство. Ребята, вам обязательно нужно освоить такую науку, как экономика. Без нее в современном мире никак нельзя прожить!
Из истории денег.
(Учитель показывает участникам банкноты.)
- Что это?
Ученики. Деньги.
- Правильно, деньги. А что это такое? (Показывает монеты.)
Ученики. Тоже деньги.
-А чем же отличаются эти деньги?
Ученики. Одни деньги — бумажные, другие — из разных металлов.
- Как называются деньги из разных металлов и как называются современные бумажные деньги? (Монеты, банкноты.)
- Торговать люди умели с древнейших времен, но вот деньги появились не так давно. В Древней Руси, когда городами правили князья, появились необычные деньги: не монеты, а слитки из серебра и золота. Слиток из плохого серебра был самой мелкой монетой и назывался — гривна. Слиток из качественного серебра был более ценной деньгой, и называли его "серебряный". Ну а золотой слиток ценился выше всех, его так и называли "золотой". Вы сами понимаете, что ходить за покупками с тяжелым слитком неудобно. Да к тому же, если товара нужно было немного, имея такой небольшой ассортимент денег, невозможно было сдать сдачу покупателю. Тогда люди додумались делить гривну на несколько частей и стали рубить слитки. Так появился рубль, которым мы называем наши деньги и сейчас. Совсем недавно мы употребляли еще одну денежную единицу "копейку". Она тоже пришла к нам из древности: так называли монету, на которой был изображен всадник с копьем. Отсюда и "копейка".
-Что можно купить за деньги? (Работа в парах)
Пища Воздух
Здоровье Услуги
Овощи Дом
Развлечения Дружба
Одежда Удача
Уважение людей Счастье
Стихотворение.
- О чём оно? Дайте ему название.
1. Толя, друг мой, изменился,
Толя - экономный стал,
Так как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
2. Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
3. Что стало с ним?
Во всем дворе никто не понимает,
А тем, кто задает вопрос,
Наш Толя объясняет:
4. Я покупаю только то,
Что мне необходимо,
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия.
- Ребята, а как вы думаете, нужно быть экономным?
-Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево».
На вес золота
За бесценок
Не подступиться
Задаром
Цена кусается
Не по карману
По сходной цене
Влетит в копеечку
За гроши
- А сейчас мы побываем в гостях у героев мультфильма… (Задания от кота Матроскина: викторина, игры, загадки, мульти-пульти).
- Наша игра закончилась. Но ваше путешествие в удивительную страну под названием «экономика» только начинается.
Рефлексия.
Литература.
1. М,М. Воронина «Школа юного экономиста», Волгоград, изд. Учитель, 2008г
2. М,М. Воронина «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе», Волгоград, изд. Учитель, 2008г
3. Г.А.Сафронова «Экономическая игротека на уроках математики», Волгоград, изд. Учитель, 2004г
4. Журнал «Педагогическое творчество», № 5 1999-2000 г.г.
4