УДК 373.5.016
Шендрик Н.И. преподаватель
Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Экономическая социализация является важной и неотъемлемой частью общей социализации. Она предполагает интериоризацию индивидом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, обеспечивающих его участие в различных видах экономической деятельности в качестве исполнителя соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, покупателя, потребителя, налогоплательщика, акционера и т. д.
Как часть общей социализации экономическая социализация также включает стихийную, относительно направляемую, социально контролируемую социализацию и самоизменение человека. Социально контролируемая экономическая социализация, осуществляемая в рамках экономического образования, совпадает по содержанию с понятием «экономическое воспитание обучающейся молодежи».
Многое говорится о возможности взаимодействия и противодействия стихийной социализации и воспитания. Это утверждение особенно актуально для экономической социализации. С экономической информацией, различными экономическими явлениями и событиями дети и подростки сталкиваются ежедневно: дома и в школе, в сети Интернет, при просмотре кинофильмов и телевизионных передач, чтении художественной литературы и т. д. Современные российские средства массовой информации довольно часто демонстрируют негативные образцы для подражания, поэтому правильно организованное экономическое воспитание, нацеленное на формирование общечеловеческих ценностей, приобретает сегодня важное значение.
Экономическая культура и воспитание
Особое место в процессе социализации принадлежит культуре. В культуре запечатлен опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Культура играет роль социальной памяти общества: она обеспечивает связь времен, преемственность между поколениями. Экономическая социализация направлена прежде всего на формирование экономической культуры.
Экономическая культура — совокупность социальных норм и
ценностей, являющихся регулятором экономического поведения,
способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей,
норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики.
Экономическая культура отбирает экономические ценности и нормы, регулирующие развитие экономики и общества в целом, формируя новые стереотипы индивидуального экономического поведения. Основными компонентами экономической культуры личности являются когнитивный, поведенческий (операциональный) и аксиологический (эмоционально-ценностный) (рис. 1).
КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОГНИТИВНЫЙ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
способы практического применения усвоенных экономических знаний;
сформированных умений и
навыков в экономической деятельности
экономические знания,
умения и навыки
экономические нормы,
мотивы и ценности
Рис 1. Компоненты экономической культуры
Когнитивный компонент включает совокупность экономических знаний, умений, навыков. Поведенческий (операциональный) компонент — это способы практического применения усвоенных экономических знаний и сформированных умений в экономической деятельности. Эмоционально-ценностный (аксиологический) компонент содержит экономические нормы и ценности. Ценности, связанные с экономикой, — это принятые в обществе устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, виды занятости, источники дохода и т. п.) наиболее важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в сфере экономики — это представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных экономических ситуациях. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи экономического воспитания: 1) развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; 2) развитие экономического мышления; 3) формирование опыта экономического поведения.
Экономическое поведение
Для объяснения индивидуального поведения экономическая наука использует модель экономического человека (homo economicus). Согласно этой модели экономическое поведение человека — это прежде всего рациональное поведение, направленное на субъективную оптимизацию потребления в результате сопоставления имеющихся ограниченных ресурсов с возможными выгодами от их использования. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, где рациональное поведение трактуется ближе к его обыденному толкованию и означает «разумное», «полезное», «правильное». Понятие «рациональность» в экономике не следует толковать в том смысле, что студент, истративший всю стипендию на букет цветов любимой девушке, «нерационален», а его приятель, отложивший большую часть стипендии в качестве сбережений для покупки нового телефона, «рационален». С точки зрения экономиста, поведение и того и другого является рациональным, если оба студента действительно выбрали наиболее предпочтительные для себя варианты.
В большинстве случаев экономическая рациональность обозначает выбор оптимального варианта без каких-либо требований к содержанию самой цели. Совершая выбор одного из нескольких альтернативных вариантов, экономический человек руководствуется личными субъективными представлениями о его ценности (полезности). С этой точки зрения задача экономического воспитания заключается в том, чтобы, с одной стороны, сформировать у обучающихся навыки рационального выбора, а с другой — составить систему ценностей и норм, определяющих этот выбор. Иными словами, экономически воспитанный человек должен уметь принимать рациональные решения, руководствуясь собственными предпочтениями, при этом его предпочтения и личные интересы не должны вступать в противоречие с нравственными нормами, моральными принципами и ценностями, свойственными тому обществу, в котором он живет.
Экономическое мышление
В современной психологии мышление понимается как социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психологический процесс поиска и открытия существенно нового, т. е. процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. В зависимости от того, по какому основанию мы рассматриваем мышление, можно говорить о тех или иных его видах. По специфике физиологии мозга выделяют правополушарное (эмоционально-образное) и левополушарное (логическое). Если принимать во внимание характер решаемых задач, их направленность на практику или теорию, то можно выделить теоретическое и практическое мышление. По степени новизны и характеру результатов мы можем иметь репродуктивное и продуктивное мышление. По предметному содержанию различают математическое, экологическое, правовое, эстетическое, экономическое мышление и т. д.
Экономическое мышление — это процесс познания человеком, социальной группой и обществом в целом экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов своей деятельности. Американский экономист П. Хейне в работе «Экономический образ мышления» пишет: «Экономическое мышление подобно наркотику. По-настоящему усвоив один раз некоторые способы экономических рассуждений, вы затем повсюду будете находить возможность их использовать. Вы станете замечать, что многое из того, что говорится и пишется об экономических и социальных проблемах, представляет смесь разумного с бессмысленным. Вы постепенно привыкнете с помощью базисных понятий экономического анализа отсеивать одно от другого.
Экономическое мышление — один из видов предметного
мышления, направленный на решение проблем и задач,
предполагающих использование экономических знаний.
Можно сформулировать следующие основные принципы экономического мышления: 1) люди должны выбирать; 2) любой выбор предполагает затраты (отказ); 3) люди предсказуемым образом реагируют на стимулы; 4) люди выигрывают, участвуя в обмене; 5) последствия принятых решений проявляются в будущем; 6) экономические системы влияют на выбор отдельных людей и их стимулы.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий его истинности. Для осуществления эффективной экономической деятельности современному человеку необходимо обладать определенным уровнем развития экономического мышления. Поэтому развитие экономического мышления является важной составляющей экономического воспитания.
Подведем итоги. Экономическое образование (обучение и воспитание) призвано сформировать не только навыки экономического мышления, но и умения и навыки (практический опыт) экономического поведения, способствующие экономической социализации молодежи. Результатом этого процесса должен стать определенный уровень экономической культуры выпускников.
Библиографический список
С.А.Михеева. Экономическое образование. Методика обучения и воспитания: учебное пособие.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.-328с.
Н.И.Боенко. Экономическая культура: проблемы и тенденция развития. –СПбГУ, 2005.
Г.Беккер. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ.; сост. И науч. Ред. Р.И.Капелюшников; предисл. М.И.Левина. –М.: ГУ-ВШЭ 2003.
Н.Ф.Голованова Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие –СПб.: Речь 2004.