СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая социализация молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическая социализация является важной и неотъемлемой частью общей социализации. Она предполагает интериоризацию ин­дивидом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, обес­печивающих его участие в различных видах экономической деятельно­сти в качестве исполнителя соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, покупателя, потребителя, налогоплательщика, ак­ционера и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая социализация молодежи»

УДК 373.5.016

Шендрик Н.И. преподаватель

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ


Экономическая социализация является важной и неотъемлемой частью общей социализации. Она предполагает интериоризацию ин­дивидом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, обес­печивающих его участие в различных видах экономической деятельно­сти в качестве исполнителя соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, покупателя, потребителя, налогоплательщика, ак­ционера и т. д.

Как часть общей социализации экономическая социализация так­же включает стихийную, относительно направляемую, социально кон­тролируемую социализацию и самоизменение человека. Социально контролируемая экономическая социализация, осуществляемая в рам­ках экономического образования, совпадает по содержа­нию с понятием «экономическое воспитание обучающейся молодежи».

Многое говорится о возможности взаимодей­ствия и противодействия стихийной социализации и воспитания. Это утверждение особенно актуально для экономической социализации. С экономической информацией, различными экономическими явле­ниями и событиями дети и подростки сталкиваются ежедневно: дома и в школе, в сети Интернет, при просмотре кинофильмов и телевизи­онных передач, чтении художественной литературы и т. д. Современ­ные российские средства массовой информации довольно часто де­монстрируют негативные образцы для подражания, поэтому правильно организованное экономическое воспитание, нацеленное на формиро­вание общечеловеческих ценностей, приобретает сегодня важное значение.


Экономическая культура и воспитание

Особое место в процессе социализации принадлежит культуре. В культуре запечатлен опыт, накопленный предшествующими поколе­ниями людей. Культура играет роль социальной памяти общества: она обеспечивает связь времен, преемственность между поколениями. Экономическая социализация направлена прежде всего на формиро­вание экономической культуры.


Экономическая культура — совокупность социальных норм и

ценностей, являющихся регулятором экономического поведения,

способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей,

норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики.


Экономическая культура отбирает экономические ценности и нор­мы, регулирующие развитие экономики и общества в целом, форми­руя новые стереотипы индивидуального экономического поведения. Основными компонентами экономической культуры личности явля­ются когнитивный, поведенческий (операциональный) и аксиологи­ческий (эмоционально-ценностный) (рис. 1).












КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





КОГНИТИВНЫЙ







АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ



способы практического применения усвоенных экономических знаний;

сформированных умений и

навыков в экономической деятельности


экономические знания,

умения и навыки

экономические нормы,

мотивы и ценности









Рис 1. Компоненты экономической культуры


Когнитивный компонент включает совокупность экономических знаний, умений, навыков. Поведенческий (операциональный) ком­понент — это способы практического применения усвоенных эконо­мических знаний и сформированных умений в экономической дея­тельности. Эмоционально-ценностный (аксиологический) компонент содержит экономические нормы и ценности. Ценности, связанные с экономикой, — это принятые в обществе устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, виды занятости, источники дохода и т. п.) наиболее важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в сфере экономики — это представления людей, а также их действия в сфере экономики, кото­рые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных экономических ситуациях. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи экономического воспитания: 1) развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; 2) развитие экономического мышления; 3) форми­рование опыта экономического поведения.

Экономическое поведение

Для объяснения индивидуального поведения экономическая на­ука использует модель экономического человека (homo economicus). Согласно этой модели экономическое поведение человека — это преж­де всего рациональное поведение, направленное на субъективную оп­тимизацию потребления в результате сопоставления имеющихся огра­ниченных ресурсов с возможными выгодами от их использования. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, где рациональное поведе­ние трактуется ближе к его обыденному толкованию и означает «ра­зумное», «полезное», «правильное». Понятие «рациональность» в эко­номике не следует толковать в том смысле, что студент, истративший всю стипендию на букет цветов любимой девушке, «нерационален», а его приятель, отложивший большую часть стипендии в качестве сбере­жений для покупки нового телефона, «рационален». С точки зрения экономиста, поведение и того и другого является рациональным, если оба студента действительно выбрали наиболее предпочтительные для себя варианты.

В большинстве случаев экономическая рациональность обознача­ет выбор оптимального варианта без каких-либо требований к содер­жанию самой цели. Совершая выбор одного из нескольких альтерна­тивных вариантов, экономический человек руководствуется личными субъективными представлениями о его ценности (полезности). С этой точки зрения задача экономического воспитания заключается в том, чтобы, с одной стороны, сформировать у обучающихся навыки рацио­нального выбора, а с другой — составить систему ценностей и норм, определяющих этот выбор. Иными словами, экономически воспитанный человек должен уметь принимать рациональные решения, руко­водствуясь собственными предпочтениями, при этом его предпочтения и личные интересы не должны вступать в противоречие с нравственными нормами, моральными принципами и ценностями, свойственными тому обществу, в котором он живет.

Экономическое мышление

В современной психологии мышление понимается как социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психологический процесс поиска и открытия существенно нового, т. е. процесс опосред­ствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее ана­лиза и синтеза. В зависимости от того, по какому основанию мы рас­сматриваем мышление, можно говорить о тех или иных его видах. По специфике физиологии мозга выделяют правополушарное (эмо­ционально-образное) и левополушарное (логическое). Если принимать во внимание характер решаемых задач, их направленность на практику или теорию, то можно выделить теоретическое и практическое мыш­ление. По степени новизны и характеру результатов мы можем иметь репродуктивное и продуктивное мышление. По предметному содер­жанию различают математическое, экологическое, правовое, эстети­ческое, экономическое мышление и т. д.

Экономическое мышление — это процесс познания человеком, социальной группой и обществом в целом экономической действи­тельности, осознания своего места в экономических отношениях и вы­работки на этой основе принципов своей деятельности. Американс­кий экономист П. Хейне в работе «Экономический образ мышления» пишет: «Экономическое мышление подобно наркотику. По-настоя­щему усвоив один раз некоторые способы экономических рассужде­ний, вы затем повсюду будете находить возможность их использовать. Вы станете замечать, что многое из того, что говорится и пишется об экономических и социальных проблемах, представляет смесь разумно­го с бессмысленным. Вы постепенно привыкнете с помощью базисных понятий экономического анализа отсеивать одно от другого.

Экономическое мышление — один из видов предметного

мышления, направленный на решение проблем и задач,

предполагающих использование экономических знаний.

Можно сформулировать следующие основные принципы эконо­мического мышления: 1) люди должны выбирать; 2) любой выбор пред­полагает затраты (отказ); 3) люди предсказуемым образом реагируют на стимулы; 4) люди выигрывают, участвуя в обмене; 5) последствия принятых решений проявляются в будущем; 6) экономические системы влияют на выбор отдельных людей и их стимулы.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет ус­ловий действия, планирование, наблюдение. Практическая деятель­ность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий его истинности. Для осуществления эффективной эко­номической деятельности современному человеку необходимо обла­дать определенным уровнем развития экономического мышления. Поэтому развитие экономического мышления является важной состав­ляющей экономического воспитания.

Подведем итоги. Экономическое образование (обучение и воспи­тание) призвано сформировать не только навыки экономического мышления, но и умения и навыки (практический опыт) экономичес­кого поведения, способствующие экономической социализации молодежи. Результатом этого процесса должен стать определенный уро­вень экономической культуры выпускников.

Библиографический список

  1. С.А.Михеева. Экономическое образование. Методика обучения и воспитания: учебное пособие.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.-328с.

  2. Н.И.Боенко. Экономическая культура: проблемы и тенденция развития. –СПбГУ, 2005.

  3. Г.Беккер. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ.; сост. И науч. Ред. Р.И.Капелюшников; предисл. М.И.Левина. –М.: ГУ-ВШЭ 2003.

  4. Н.Ф.Голованова Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие –СПб.: Речь 2004.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!