экономика, 10, базовый уровень
Урок № 13
Глава . Человек на рынке труда.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ТРУДА
Д.З.: § 15, словарь темы, задание в тетради
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Содействовать осознанию экономической природой рынка труда;
- развивать способность самостоятельно мыслить, логику, применять ранее изученный материал для усвоения нового;
- воспитывать в учащихся способности самостоятельно брать на себя экономическую ответственность .
Универсальные учебные действия
- Знать и понимать :
- рынок труда, причины различий в уровне оплаты труда;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки собственных экономических действий в качестве потребителя
Понятия, термины
- рынок труда;
- профессиональная и территориальная мобильность;
- заработная плата;
- производный спрос;
- факторы формирования предложения на рынке труда
Проверка знаний
- Какие главные функции выполняет главный эмиссионный банк любой страны?
- Что такое государственное казначейство? Какие функции оно выполняет?
- Каковы основные задачи Центрального банка России? За счёт чего он получает процентный доход?
- Какие государственные функции выполняет Центральный государственный банк в части государственного регулирования экономики?
- Как ЦБ обеспечивает безопасность национальной валютной системы?
Изучение нового материала
- Продавцы и покупатели на рынке труда.
- Что такое рабочая сила.
- Особенности труда как товара.
- Факторы, формирующие спрос на труд.
- Понятие о производном характере спроса на рынке труда.
- Заработная плата.
Определение рынка
" Рынок — это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться ” .
Антуан Курно (1801—1877), французский экономист и математик, автор “Исследования математических принципов теории богатства” (1838). Сформулировал функцию спроса, закон спроса и понятие эластичности спроса. Дал первое определение рынка .
Рынок ( market ) — сфера устойчивого обмена эквивалентными ценностями.
- Сфера , а не определенное место.
- Сфера устойчивого , не спорадического обмена .
- Сфера обмена , а не производства.
- Обмен эквивалентными ценностями , ценность которых равна.
Виды рынков по предмету обмена
- труд;
- земля;
- капитал;
- информация;
- предпринимательская деятельность
Рынок товаров и услуг
Рынок факторов производства
- министра;
- водителя;
- врача;
- учителя;
- механизатора;
- бухгалтера;
- продавца;
- оператора ПЭВМ;
- космонавта и т.д.
Финансовый рынок
Рынок труда
Продавцы -
«наёмные
работники»
Покупатели –
«работодатели»,
«наниматели»
- Рынок труда – совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Производность спроса на рынке труда определяет зависимость ситуации на нём от положения дел на товарных рынках, т.е. как бы задаёт рамки, в которых здесь может развиваться рыночный торг
Особенности рынка труда
Рынок труда соединяет людей,
желающих продать свои трудовые услуги,
и организации, которые хотят
эти услуги купить
для осуществления своей деятельности.
Рынок труда – условное место, где покупаются и продаются трудовые услуги .
Зеркальное отражение рынка товаров и услуг
- Продавцы и покупатели поменялись местами:
Продавцы на рынке труда – рабочие и служащие, которые готовы продать свои трудовые услуги, навыки и умения.
Покупатели на рынке труда – работодатели (государство, предприниматели), которые готовы купить (за зарплату) ваши услуги, навыки и умения.
Конкуренция – экономическое соперничество за ограниченные трудовые ресурсы .
Отличие
рынка труда от
рынка товаров:
- ПРОДАВАЕМЫЙ ЗДЕСЬ ТОВАР – ТРУДОВЫЕ УСЛУГИ ;
- ТОВАР КРАЙНЕ РАЗНООБРАЗЕН ;
- ТОВАР НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНО ОТ ЛЮДЕЙ , КОТОРЫЕ ЕГО ПРОДАЮТ.
Конкуренция между …
Конкуренция между продавцами (рабочими и служащими) – за более выгодные условия труда:
Конкуренция между покупателями (работодателями) – за более квалифицированные кадры:
- социальный пакет,
- размер и форма выплаты з/пл.,
- рабочий день,
- рабочее место, льготные выплаты.
- образование
- опыт работы
- коммуникабельность
- «легкость на подъем»
- знание иностранных языков
- знание ИКТ
- культура речи
Особенности функционирования рынка труда
- Спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности ;
- Наряду с общенациональным существуют местные рынки труда , на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут отличаться;
- Предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией .
Совершенно конкурентным рынком труда
является рынок, на котором выполняются
следующие условия:
- Большое количество покупателей услуг труда (фирм) конкурируют между собой при покупке труда определенного качества, который предлагается к продаже множеством конкурирующих между собой продавцов услуг труда.
- Каждая фирма – наниматель труда – потребляет только небольшую часть от имеющегося объёма предложения труда.
- Каждый продавец услуг труда продает очень маленькую часть общего объёма предложения и не может ощутимо влиять на цену услуг труда.
- Продавцы услуг труда могут свободно войти на любой рынок и также свободно покинуть его .
Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведёт себя рабочая сила , выступающая на нём продавцом.
Рабочая сила
состоит из:
занятых ( employed )
и безработных ( unemployed )
Под рабочей силой мы понимаем всех людей трудоспособного возраста,
которые могут и желают
продавать свои трудовые
услуги.
Рынок труда балансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы , имеющейся в этой стране.
Мобильность рабочей силы
Профессиональная
Территориальная
Способность человека
овладевать разными профессиями и переучиваться в течении жизни.
Способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.
Что является ценой услуг труда ?
Ставка заработной платы – денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объёма работы.
Заработная плата – вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое выплачивается наемному работнику за использование его труда.
Закон о минимальной оплате труда (МРОТ) — закон, устанавливающий определённый уровень оплаты труда в час, который обязателен для всех работодателей.
Закон предложения на рынке труда: чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определённого вида работы, тем большее число людей готовы эту работу выполнить.
- Я против зарплаты в конвертах!
Выводы:
- Рынок труда является одним из важнейших рынков ресурсов производства.
- Рынок труда — это сфера устойчивого обмена между продавцами услуг труда и их покупателями за заработную плату.
- Товар, предлагаемый на рынке труда – трудовые услуги, не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.
- Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведёт себя рабочая сила.
Контрольные вопросы
- Что такое рынок труда?
- В чём особенности товара/трудовой услуги на рынке труда?
- Каковы особенности функционирования рынка труда?
- Что такое профессиональная мобильность?
- Что отражает заработная плата?
- Что показывает производственный спрос на рынке труда для работодателя и соискателя работы?
- Назовите факторы формирования предложения на рынке труда. Определите законы рынка труда.
Контрольные вопросы
- Что предлагается к продаже на рынке труда?
А. Предметы быта. Б. Продукты питания. В. Трудовые услуги.
2. Перечислите особенности рынка труда.
А. Предлагаемый товар разнообразен и различен.
Б. В роли продавца выступают наемные работники.
В. Товар неотделим от продавца.
А. …люди, занятые на производстве товаров и услуг.
Б. …люди трудоспособного возраста.
В. …люди трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.
4. Учителя школы решили поменять место жительства в связи с тем, что им предложили обучать детей в новой современной школе в Заполярье. К какому виду мобильности можно отнести их действия?
А. Профессиональная. Б. Национальная. В. Территориальная.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
источники
- Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц )
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г.
- Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г.
- Войнова Галина Николаевна, учитель экономики, г. Москва
- Свищева В.П., учитель экономики МОУ «МСОШ №1»