экономика, 10, базовый уровень
Урок № 15
Глава 8. Социальные проблемы рынка труда.
Профсоюзы и трудовые конфликты
Д.З.: § 17, словарь темы, задание в тетради
© А.И. Колмаков
Цели урока
- дать представления о роли профсоюзов в решении трудовых конфликтов, защите интересов трудящихся;
- развивать способность самостоятельно мыслить, логику, применять ранее изученный материал для усвоения нового;
- воспитывать в учащихся способности самостоятельно брать на себя экономическую ответственность .
Универсальные учебные действия
- Знать и понимать: причины различий в уровне оплаты труда;
- уметь объяснять: причины неравенства доходов
Понятия, термины
- «чёрные списки»;
- локаут;
- штрейбрехеры;
- контракты «жёлтой собаки»;
- забастовка (стачка);
- партии;
- профсоюзы
Проверка знаний
Изучение нового материала
- Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда.
- Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике.
- Что такое профсоюзы? Зачем их придумали?
- Что такое прожиточный минимум?
- Как можно участвовать в успехе?
- Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда
отличия рынка труда от других рынков:
- особый характер взаимоотношений между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями) — социально-политический характер рынка труда;
- издревле работодатели считали: главное правило при установлении заработной платы — держать её на самом возможно низком уровне;
- наемные работники требовали максимально высокой заработной платы
Понятие трудового конфликта
- Трудовой конфликт – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
- Индивидуальный трудовой конфликт – конфликт между конкретным наёмным работником и работодателем.
- Коллективный трудовой конфликт – конфликт между коллективом наёмных работников и работодателем.
- Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда
Стратегия работодателей в XIX — начале XX в.
1) составление «черных списков»;
2) локаут (массовые сокращения);
3) наем штрейкбрехеров (временных работников, соглашавшихся работать за прежнюю плату);
4) контракты «желтой собаки» (индивидуальный трудовой договор (контракт), в котором обещал ни с кем не объединяться для совместной борьбы за более высокую оплату. Если человек нарушал контракт, он подлежал немедленному увольнению);
- Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда
Стратегия наёмных работников включала следующие методы борьбы:
— забастовки (стачки);
— работу по правилам (формально не прерывают работу, но выполняют ее со строжайшим соблюдением всевозможных инструкций и в замедленном темпе);
— создание политических партий ;
— организацию профсоюзов — организаций, представляющих общие интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями.
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Основная цель работы профсоюза - создание для населения условий для трудоустройства и улучшение условий труда.
Задачи профсоюза:
1. Представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников.
2. Содействие занятости населения.
3. Урегулирование коллективных трудовых споров.
Методы работы профсоюза:
1. Организация и проведение забастовок.
2. Заключение соглашений между работниками и работодателем через профсоюз.
3. Участие в реформировании законодательства социально-трудовой сферы.
4. Обращение к узким специалистам для анализа предполагаемых условий труда на предприятии.
5. Мониторинг проведения с целью проверки соответствия условий труда установленным законодательством нормам.
6. Организация и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюзов и их семей.
2. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике
Причины спада профсоюзного движения
в наши дни:
1) изменение характера трудовой деятельности (сокращение размеров предприятий, появление новых типов фирм с участием работников во владении ими и т. д.);
2) общий рост благосостояния общества, позволяющий в этих странах обеспечить наёмным работникам условия жизни, о которых ранее не могли мечтать многие владельцы фабрик (чем богаче страна, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки);
3) в странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает роль профсоюзов остается по сей день достаточно большой.
2. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике
Задачи профсоюзов в наше время:
- улучшение условий труда и обеспечение его безопасности:
- улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
- предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей);
- снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм;
- повышение заработной платы ;
2. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике
Как профсоюзы могут влиять на рост спроса на труд?
- выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров;
- за поддержку отечественных производителей (рост ВВП);
- за создание рабочих мест;
- добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза;
- проведения коллективных переговоров с работодателями.
Контрольные вопросы
- Что такое трудовой конфликт. Каковы причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда?
- Каково главное противоречие на рынке труда?
- Зачем создаются профсоюзы? Какова их задача? В чём содержание их методов работы?
- Как профсоюзы могут влиять на рост спроса на труд?
- Обоснуйте своё участие/неучастие в профсоюзе.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
источники
- Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц )
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г.
- Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г.
- http://festival.1september.ru/articles/590143/ - Ефимова Елена Валерьевна, учитель географии и экономики;
- Лукьянова Людмила Александровна, учитель экономики МБОУ МОШ №26 г. Архангельска