СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика и финансы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономика и финансы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕМСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»



Принята

Педагогическим советом

Протокол № __ от _____ 2019 г.


Утверждаю

Директор МАУ ДО «Ижемский РДЦ»

_____________О.А. Терентьева







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Общеинтеллектуальной направленности

«Экономика и финансы»









Возраст детей 12 – 17(18) лет

Срок реализации – 1 год


Составитель:

Бабикова Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования













с. Ижма

2019

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы:



Пояснительная записка

Дополнительно общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа «Экономика и финансы» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на формирование системы экономических знаний и развитие экономического образа мышления школьников.

Все мы живём в мире экономики. Именно экономика - хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Наше будущее во многом предопределяется тем, насколько хорошо работает экономика России, но главное насколько хорошо мы сами разбираемся в её устройстве и умеем принимать правильные решения в экономических вопросах.

Рабочая программа кружка «Экономика и Финансы» поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно. Данная программа призвана познакомить учащихся с экономической и хозяйственной жизнью общества, дать основные представления об экономических «устройствах»: деньги, торговля, налоги, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики более серьезно и рационально.

В рамках кружка «Экономика и финансы» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др.

  • обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др;

  • математика: умение решать задачи;

  • история: умение определять место события в прошлом, влияние исторических событий на развитие экономики страны;

  • география: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, др.

Отличительной особенностью данной программы является то, что большая часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.

Актуальность программы заключается в том, что на занятиях программы «Экономика и Финансы» создаются все условия для приобщения школьников к миру экономики, развития экономического образа мышления каждого ребенка, кроме всего учащиеся имеют возможность для реализации своих идей в процессе разработки проектов.

Адресат программы набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей. В группу зачисляются учащиеся 12-17(18) лет при предъявлении заключения об отсутствии противопоказаний для обучения.

Объем программы и режим занятия

Год обучения

Продолжительность одного занятия в академических часах

Всего часов в неделю

Всего недель

Всего часов в год

1

1 по 40 минут

1

29

29

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые. В основе процесса деятельности – индивидуальный подход к ученику.

Срок освоения программы: один год

Цели и задачи программы


Цель – формирование системы экономических знаний и развитие экономического образа мышления школьников.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание экономической ответственности:

  • воспитание навыков работы в группе и уважительного отношения друг к другу;

  • воспитание трудолюбия, терпения, самоорганизации.


Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, воображения учащихся;

  • расширение кругозора;

  • развитие познавательных способностей школьников;

  • развитие навыков планирования, организации, самоконтроля и самооценки своей деятельности и её результата;

  • развитие навыков самостоятельной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества в процессе трудовой деятельности.


Обучающие:

  • сформировать у учащихся общее представление об экономике, как науке;

  • сформировать знания об основах рыночного и денежного механизмов;

  • познакомить учащихся с основными понятиями налогообложения и кредитования в РФ;

  • научить составлять личный финансовый план;

  • обучить работе с разными источниками информации и извлечению их них нужной экономической информации;

  • научить решать познавательные и практические задачи, которые отражают типичные экономические ситуации;

  • научить оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения экономической рациональности.


Содержание программы:

Учебный план

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Что такое «Экономика»

Экономика как система хозяйственной жизни общества.

3

Человек в зеркале экономики

Основы рыночного механизма. Виды рынков. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

4

Основы денежного механизма

Виды денег. История возникновения денег. Современная структура денежной массы. Инфляция. Деньги как средство обмена.

5

Банковские продукты

Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Условия кредитования. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов. Условия депозитов. Валютный курс. Банковские карты.

6

Основы налогообложения

Налоговый кодекс РФ. Виды налогов в РФ. Налоговые льготы в РФ. Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

4

Личное финансовое планирование

Роль денег в нашей жизни. Семейный бюджет. Личный бюджет. Личные финансовые цели. Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового плана.

7



Всего: 29



Календарно-тематическое планирование представлено в приложении 1

Планируемые результаты

После завершения обучения по дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программе «Экономика и финансы» учащиеся знают смысл основных теоретических положений и понятий экономической науки; основные экономические принципы налогообложения, кредитования, функционирования семьи, фирмы, рынка и государства в условиях рыночной экономики.

У учащихся развиты навыки рационального решения экономических вопросов, навыки решения практических экономических задач, внимательность, экономическое мышление, творческий подход к решению задач, воображение.

У учащихся воспитаны экономическая ответственность, трудолюбие, терпение, уважительное отношение к мнению и взглядам других учащихся.

Реализация программы «Экономика и финансы» предполагает следующие результаты:

1. личностные

Сформированы:

  • ценностные личностные качества личности: любознательность, трудолюбие, целеустремленность, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.

  • навыки творческого подхода к решению задач.


2. метапредметные

Регулятивные. Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • составлять план своей деятельности;

  • управлять своим вниманием;

  • фиксировать и осмыслять особенности собственных работ;

  • адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить корректировки в последующую работу;

Познавательные. Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию для выполнения заданий, используя различные источники информации;

  • осмысливать информацию;

  • осмысливать техники выполнения различных заданий.

  • делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные. Учащиеся научатся:

  • выражать собственное мнение с точки зрения экономических норм;

  • участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;

  • строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;

  • воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и

  • совместной деятельности;

  • оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности.



3. предметные:

  • сформировано представление об экономике, как науке;

  • приобретены знания об основах денежного и рыночного механизма;

  • приобретены знания и умения в области налогообложения, кредитования;

  • сформированы навыки составления финансовых планов;

  • сформированы навыки решения экономических задач.

  • сформированы навыки поиска экономической информации по заданной теме из различных источников.



Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы:

Для успешно освоения программы необходимо следующее: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами; парты и стулья для педагога и учащихся; шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий; компьютер, оснащенный пакетом программ «Microsoft Office»; интерактивная доска; мультимедиа-проектор. Кабинет должен иметь хорошее естественное и искусственное освещение.

Методическая литература: книги, журналы по тематике программы.

Формы контроля

Оценка достижений учащегося производится в конце учебного года в форме защиты итогового проекта.

Этапы педагогического контроля

Срок

Задачи

Содержание

Форма

Итоговый контроль

Апрель 2020 г.

Определить эффективность обучения по программе «Экономика и финансы»

Оценка итогового проекта

Защита итогового проекта



Методические материалы

Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Практически каждое занятее включает в себя теоретическую и практическую часть.

В процессе занятий педагог использует следующие педагогические технологии:

  • проблемного обучения;

  • информационные технологии;

  • игровые технологии обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектной деятельности.

Список литературы

Литература для детей

1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.

2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.

3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 4-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2014. – 352 с.


4. Н. А. Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: М: - Вита – Пресс, 2005. –96 с.

5. Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2010 г.

6. Журнал «Экономика в школе»















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

Дата проведения (число, месяц, год)

Дата проведения (по факту)

1

Водное занятие.

1

01.10.2019


2

Что такое экономика?

1

08.10.2019


3

Главные вопросы экономики

1

15.10.2019


4

Основы рыночного механизма. Виды рынков.

1

22.10.2019


5

Спрос и предложение

1

29.10.2019


6

Человек на рынке труда.

1

05.11.2019


7

Производство и потребление товаров и услуг.

1

12.11.2019


8

История возникновения денег.

1

19.11.2019


9

Виды денег.

1

26.11.2019


10

Современная структура денежной массы.

1

03.12.2019


11

Причины и виды инфляции.

1

10.12.2019


12

Деньги как средство обмена.

1

17.12.2019


13

Основные понятия кредитования.

1

24.12.2019


14

Виды кредитов.

1

14.01.2020


15

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

21.01.2020


16

Что такое кредитная история.

1

28.01.2020


17

Валютный курс.

1

04.02.2020


18

Банковские карты. Дебетовая и кредитная карты.

1

11.02.2020


19

Налоговый кодекс РФ. Виды налогов в РФ

1

18.02.2020


20

Налоговые льготы в РФ.

1

25.02.2020


21

Налоговая декларация. Что означает ИНН?

1

03.03.2020


22

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

10.03.2020


23

Роль денег в нашей жизни.

1

17.03.2020


24

Семейный бюджет

1

24.03.2020


25

Личные финансовые цели.

1

31.03.2020


26-27

Составление личного финансового плана.

2

07.04.2020

14.04.202


28-29

Защита своего личного финансового плана.

2

21.04.2020

28.04.2020









Скачать

© 2023, 99 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!