МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕМСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»
Принята
Педагогическим советом
Протокол № __ от _____ 2019 г.
Утверждаю
Директор МАУ ДО «Ижемский РДЦ»
_____________О.А. Терентьева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Общеинтеллектуальной направленности
«Экономика и финансы»
Возраст детей 12 – 17(18) лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Бабикова Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Ижма
2019
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Дополнительно общеобразовательная – дополнительно общеразвивающая программа «Экономика и финансы» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на формирование системы экономических знаний и развитие экономического образа мышления школьников.
Все мы живём в мире экономики. Именно экономика - хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Наше будущее во многом предопределяется тем, насколько хорошо работает экономика России, но главное насколько хорошо мы сами разбираемся в её устройстве и умеем принимать правильные решения в экономических вопросах.
Рабочая программа кружка «Экономика и Финансы» поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно. Данная программа призвана познакомить учащихся с экономической и хозяйственной жизнью общества, дать основные представления об экономических «устройствах»: деньги, торговля, налоги, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики более серьезно и рационально.
В рамках кружка «Экономика и финансы» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др.
обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др;
математика: умение решать задачи;
история: умение определять место события в прошлом, влияние исторических событий на развитие экономики страны;
география: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, др.
Отличительной особенностью данной программы является то, что большая часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.
Актуальность программы заключается в том, что на занятиях программы «Экономика и Финансы» создаются все условия для приобщения школьников к миру экономики, развития экономического образа мышления каждого ребенка, кроме всего учащиеся имеют возможность для реализации своих идей в процессе разработки проектов.
Адресат программы набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей. В группу зачисляются учащиеся 12-17(18) лет при предъявлении заключения об отсутствии противопоказаний для обучения.
Объем программы и режим занятия
Год обучения | Продолжительность одного занятия в академических часах | Всего часов в неделю | Всего недель | Всего часов в год |
1 | 1 по 40 минут | 1 | 29 | 29 |
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые. В основе процесса деятельности – индивидуальный подход к ученику.
Срок освоения программы: один год
Цели и задачи программы
Цель – формирование системы экономических знаний и развитие экономического образа мышления школьников.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание экономической ответственности:
воспитание навыков работы в группе и уважительного отношения друг к другу;
воспитание трудолюбия, терпения, самоорганизации.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, воображения учащихся;
расширение кругозора;
развитие познавательных способностей школьников;
развитие навыков планирования, организации, самоконтроля и самооценки своей деятельности и её результата;
развитие навыков самостоятельной деятельности;
развитие навыков сотрудничества в процессе трудовой деятельности.
Обучающие:
сформировать у учащихся общее представление об экономике, как науке;
сформировать знания об основах рыночного и денежного механизмов;
познакомить учащихся с основными понятиями налогообложения и кредитования в РФ;
научить составлять личный финансовый план;
обучить работе с разными источниками информации и извлечению их них нужной экономической информации;
научить решать познавательные и практические задачи, которые отражают типичные экономические ситуации;
научить оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения экономической рациональности.
Содержание программы:
Учебный план
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Что такое «Экономика» | Экономика как система хозяйственной жизни общества. | 3 |
Человек в зеркале экономики | Основы рыночного механизма. Виды рынков. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг. | 4 |
Основы денежного механизма | Виды денег. История возникновения денег. Современная структура денежной массы. Инфляция. Деньги как средство обмена. | 5 |
Банковские продукты | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Условия кредитования. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов. Условия депозитов. Валютный курс. Банковские карты. | 6 |
Основы налогообложения | Налоговый кодекс РФ. Виды налогов в РФ. Налоговые льготы в РФ. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 4 |
Личное финансовое планирование | Роль денег в нашей жизни. Семейный бюджет. Личный бюджет. Личные финансовые цели. Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового плана. | 7 |
| | Всего: 29 |
Календарно-тематическое планирование представлено в приложении 1
Планируемые результаты
После завершения обучения по дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программе «Экономика и финансы» учащиеся знают смысл основных теоретических положений и понятий экономической науки; основные экономические принципы налогообложения, кредитования, функционирования семьи, фирмы, рынка и государства в условиях рыночной экономики.
У учащихся развиты навыки рационального решения экономических вопросов, навыки решения практических экономических задач, внимательность, экономическое мышление, творческий подход к решению задач, воображение.
У учащихся воспитаны экономическая ответственность, трудолюбие, терпение, уважительное отношение к мнению и взглядам других учащихся.
Реализация программы «Экономика и финансы» предполагает следующие результаты:
1. личностные
Сформированы:
ценностные личностные качества личности: любознательность, трудолюбие, целеустремленность, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.
навыки творческого подхода к решению задач.
2. метапредметные
Регулятивные. Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий;
составлять план своей деятельности;
управлять своим вниманием;
фиксировать и осмыслять особенности собственных работ;
адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить корректировки в последующую работу;
Познавательные. Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию для выполнения заданий, используя различные источники информации;
осмысливать информацию;
осмысливать техники выполнения различных заданий.
делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
выражать собственное мнение с точки зрения экономических норм;
участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и
совместной деятельности;
оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности.
3. предметные:
сформировано представление об экономике, как науке;
приобретены знания об основах денежного и рыночного механизма;
приобретены знания и умения в области налогообложения, кредитования;
сформированы навыки составления финансовых планов;
сформированы навыки решения экономических задач.
сформированы навыки поиска экономической информации по заданной теме из различных источников.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Для успешно освоения программы необходимо следующее: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами; парты и стулья для педагога и учащихся; шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий; компьютер, оснащенный пакетом программ «Microsoft Office»; интерактивная доска; мультимедиа-проектор. Кабинет должен иметь хорошее естественное и искусственное освещение.
Методическая литература: книги, журналы по тематике программы.
Формы контроля
Оценка достижений учащегося производится в конце учебного года в форме защиты итогового проекта.
Этапы педагогического контроля
Срок | Задачи | Содержание | Форма |
Итоговый контроль |
Апрель 2020 г. | Определить эффективность обучения по программе «Экономика и финансы» | Оценка итогового проекта | Защита итогового проекта |
Методические материалы
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Практически каждое занятее включает в себя теоретическую и практическую часть.
В процессе занятий педагог использует следующие педагогические технологии:
проблемного обучения;
информационные технологии;
игровые технологии обучения;
здоровьесберегающие технологии;
проектной деятельности.
Список литературы
Литература для детей
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 4-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2014. – 352 с.
4. Н. А. Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: М: - Вита – Пресс, 2005. –96 с.
5. Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2010 г.
6. Журнал «Экономика в школе»
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
| Тема занятия | Количество часов | Дата проведения (число, месяц, год) | Дата проведения (по факту) |
1 | Водное занятие. | 1 | 01.10.2019 | |
2 | Что такое экономика? | 1 | 08.10.2019 | |
3 | Главные вопросы экономики | 1 | 15.10.2019 | |
4 | Основы рыночного механизма. Виды рынков. | 1 | 22.10.2019 | |
5 | Спрос и предложение | 1 | 29.10.2019 | |
6 | Человек на рынке труда. | 1 | 05.11.2019 | |
7 | Производство и потребление товаров и услуг. | 1 | 12.11.2019 | |
8 | История возникновения денег. | 1 | 19.11.2019 | |
9 | Виды денег. | 1 | 26.11.2019 | |
10 | Современная структура денежной массы. | 1 | 03.12.2019 | |
11 | Причины и виды инфляции. | 1 | 10.12.2019 | |
12 | Деньги как средство обмена. | 1 | 17.12.2019 | |
13 | Основные понятия кредитования. | 1 | 24.12.2019 | |
14 | Виды кредитов. | 1 | 14.01.2020 | |
15 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | 21.01.2020 | |
16 | Что такое кредитная история. | 1 | 28.01.2020 | |
17 | Валютный курс. | 1 | 04.02.2020 | |
18 | Банковские карты. Дебетовая и кредитная карты. | 1 | 11.02.2020 | |
19 | Налоговый кодекс РФ. Виды налогов в РФ | 1 | 18.02.2020 | |
20 | Налоговые льготы в РФ. | 1 | 25.02.2020 | |
21 | Налоговая декларация. Что означает ИНН? | 1 | 03.03.2020 | |
22 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 1 | 10.03.2020 | |
23 | Роль денег в нашей жизни. | 1 | 17.03.2020 | |
24 | Семейный бюджет | 1 | 24.03.2020 | |
25 | Личные финансовые цели. | 1 | 31.03.2020 | |
26-27 | Составление личного финансового плана. | 2 | 07.04.2020 14.04.202 | |
28-29 | Защита своего личного финансового плана. | 2 | 21.04.2020 28.04.2020 | |