СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экономика образования»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные материала на тему: «Экономика образования».

Просмотр содержимого документа
««Экономика образования»»

«Экономика образования»


Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической


науки. Сущность экономики образования


Экономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века.


Первоначально исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны. Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов. Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования,


производственную функцию образования. И с точки зрения экономики,


образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира.


Экономика это область знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально и эффективно использовать ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.


Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства,


рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.


Эффективность – отношение результата к затратам для его достижения Отрасль народного хозяйства – качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц,


характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства),


профессиональным составом кадров. Выполняемых функций в системе общественного воспроизводства.


Выделяются две сферы в народном хозяйстве – сфера материального производства и непроизводственная или социальная сфера.


Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:


  • процесс приобретения знаний, навыков, умений;


  • воспитание всесторонне развитой личности;


  • отражает уровень грамотности, профессионализма;


  • формирует социальную среду общества.


В Законе Донецкой Народной Республики Об образовании статья № 2 «Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-


смысловых установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного, творческого, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


Главная цель образования- удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса


Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию,


образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.


Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е. исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства


Что производится в образовании?

Образовательные услуги


Отличие образовательных услуг от продукции материального


производства:


  • производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;


  • образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;


  • с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;


  • невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.


Образования – знания!


По характеру знаний:


  • общее образование;


  • специальное образование.


По объёму (уровню):


  • дошкольное;


  • начальная;


  • основное общее и среднее общее;


  • профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское).


Организационно-правовые формы системы образования: государственные;


муниципальные; негосударственные.


Согласно Закона «Об образовании» глава 2


ст. 8 п.4. В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие уровни общего образования:


  1. дошкольное образование;


  1. начальное общее образование;


  1. основное общее образование;


  1. среднее общее образование.


Ст. 8 п. 5. В Донецкой Народной Республике устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  1. среднее профессиональное образование;


  1. высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет,


магистратура.


Ст. 8 п. 6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей научно-


педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура,


адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка).


Признаки современного образования:


– демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;


– диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам,


срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;


– интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании,


ученых степеней и званий;


– превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;


– трансформация содержания, методов, ценностей, целей (процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое внедрение получают новые образовательные и информационные технологии);


– коммуникации педагога и учащегося, которые стали соучастниками единого образовательного процесса.


Современное образование должны отличать следующие черты:


  • общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех;

  • создание условий качественного образования для каждого;


  • непрерывность, творческий и новаторский характер;

  • дальнейшее развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни;


  • фундаментальность и глубина общеобязательных основ начального,


основного, общего среднего и профессионального образования;


– практическая направленность образования, полноценная подготовка

подрастающих поколений к жизни и труду;


  • адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий, как в общенациональном контексте, так и в региональном и локальном измерениях;


  • международный характер образования, органичное сочетание в его содержании и организации лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утвердившимися в мировой практике.


Основы экономических знаний.

ВВП или валовый внутренний продукт это стоимость всех товаров и услуг, произведенных страной. Считают его обычно за год. ВВП может быть выражен как в национальной валюте страны, так и для целей сравнения в долларах США. Складывают все: стоимость проданного бензина,


автомобилей, турпутевок и т.д. Валовый внутренний продукт используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития и темпов экономического роста.


Валовый внутренний продукт измеряет рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года, поэтому это денежный показатель.


Различают 3 вида ВВП. Первый из них достаточно формальный и называется номинальным ВВП.


Номинальный ВВП


Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах и не включает в себя инфляцию. Инфля́ция (лат. inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег

по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.


Реальный ВВП


Реальный ВВП учитывает инфляцию. До сих пор мы сравнивали рублевые цены, однако если мы хотим понять, как изменилось благосостояние семьи Ивановых в мировом масштабе, придется пересчитать ВВП в долларах. Получим так называемый ВВП покупательной способности на душу населения, который считается наиболее адекватной величиной для оценки уровня богатства граждан той или иной страны.


ВВП по паритету покупательной способности на душу населения ВВП по паритету покупательной способности на душу населения упрощенно


= стоимость всех товаров и услуг, произведенных жителями страны,


выраженная в долларах США/ общее количество этих жителей.


ВВП считается важнейшим показателем успешности экономики страны и достатка ее жителей. Понятно, что когда он растет (реальный или ВВП на душу населения) – экономике страны и ее населению хорошо. Снижение ВВП означает проблемы в экономике и снижение благосостояния граждан.


ВВП для страны считается гораздо сложнее, чем в указано представленном примере, однако объяснение экономической сути валового внутреннего продукта простыми словами выглядит именно так.


Роль образования в национальной экономике

Роль образования в национальной экономике резко возросла на рубеже


XXI в. Его удельный вес в структуре ВВП увеличивается. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-


культурной сферы.


Перспективы мировой экономики в XXI веке определяются характером перехода стран к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг,


наука, образование и т. д. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний. По расчетам всемирного банка в

составе национального богатства США основные производственные фонды составляют всего 19%, природные ресурсы – 5%, а человеческий капитал –


76%.В России же – 10, 40 и 50% . Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-


технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.


Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования,


отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Таким образом,


состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды.


Система образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы ДНР: «Об образовании»,


Государственные образовательные стандарты, положения, концепции,


программы – все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.


Экономические факторы, влияющие на образование изменяются на нескольких уровнях управления. Во-первых, на государственном уровне:


основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета. На государственном уровне управления могут приниматься решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что окажет положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. На республиканском и муниципальном уровнях управления также могут приниматься решения по дополнительному финансированию. Возможно выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений.

Кредитная политика может осуществляться на всех уровнях системы управления. На государственном уровне могут быть введены льготные целевые кредиты на получение образования для граждан, государственные именные финансовые обязательства, выдаваемые выпускникам школ. На региональном и муниципальном уровнях управления кредитная политика может осуществляться путем выделения стипендий местным жителям,


обучающимся за пределами региона.


В связи с развитием платного образования все большее влияние как на систему образования в целом, так и на вузы в частности оказывает платежеспособный спрос населения. Учитывая низкую платежеспособность населения, государство оказывает населению поддержку в виде материальной помощи, кредитов, льгот.


С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, что положительно влияет на систему развития образования. В свою очередь развитие системы образования,


приводящее к увеличению числа высококвалифицированных специалистов,


способствует экономическому росту.


Система образования тоже воздействует на экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство


  • обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу. Массовые


  • типичные формы образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев


  • на высококвалифицированных специалистов. Развитость этих форм связана, прежде всего, с тем, что обучение на рабочем месте является более

гибким и предметным, т. е. прямо отражающим потребности любого сектора экономики.


Для экономики и образования, связанных между собой различными узами, важной является система обратной связи. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством,


последующие стажировки на различных рабочих местах.


В экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении, как материальных благ


(товаров), так и духовных благ — культуры, информации. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через школу,


транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими. На бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла.


На общегосударственном - это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. В указанной области именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы,


потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда,


когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако, рассматривая роль образования в экономике страны,


нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов. Без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут.


Поэтому в отношениях образовательной и экономической общественных подсистем важна обратная связь. Образование не только должно удовлетворять экономические потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!