Частное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»
(ЧПОУ «ПТЭИТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ «ПТЭИТ»
____________ И.С.Шульгина
«____»______________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
для студентов специальности 030912 «Коммерция (в торговле)»
Пятигорск, 2014
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (ЧПОУ «ПТЭИТ»)
Разработчик: Кирсанова Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА на заседании УМС пр. № 1 от 01.09.2014 г. ____________ Т.А. Калугина «01» сентября 2014 г. предметной цикловой комиссией _по экономическим и юридическим дисциплинам |
|
протокол № 1от _______________2014г. |
председатель ПЦК _________________ Туниянц К.Ю. |
Рецензенты:
Чернышенко А.И. – преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»
Гусельщикова Н.Б. – к.э.н., доцент кафедры финансов и учета НОУ ВПО ИНЭУ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
- КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
| 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика организации»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, специальности 030912 «Коммерция (в торговле)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования,
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 79 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 53 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 155 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 103 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Организация как основное звено рыночной экономики отраслей | | | |
Тема 1.1. Основные организационно-правовые формы организаций | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Введение. Понятие, уровни, методы науки. Ученые экономисты. Сущность организации как основного звена экономики отраслей. |
2 | Организационно-правовые формы хозяйствования, их характеристика и принципы функционирования. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Составить схему (таблицу) технико-экономических особенностей предприятия по отраслям народного хозяйства | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.2. Предприятие, как форма организации, производящей производственную продукцию (работы, услуги) | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Организация – понятие и основные признаки. Классификация предприятий по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам. Отраслевые особенности предприятий, влияющие на формирование его экономического потенциала. Механизм функционирования предприятия. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.3. Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Элементы внутренней среды: выбор цели, ее количественные и качественные характеристики, технология производства, организационная структура предприятия, персонал предприятия. Внешняя среда. Факторы прямого воздействия. Конкурентная среда. Факторы косвенного воздействия. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.4. Основы логистики организации (предприятия) | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы логистики, ее объекты. Задачи и функции логистики. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
| Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашних заданий по разделу «Организация как основное звено рыночной экономики отраслей»; - разработать таблицу и классификации организационно-правовых форм организаций; - организационно-правовые формы хозяйствования. | 3 |
Раздел 2. Материально-техническая база организации и проблема ее обновления в современных условиях | | 28 |
Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве | Содержание учебного материала | 2 | 3 3 |
1 2 | Понятие основных средств, их сущность и значение. Классификация элементов основных средств и их структура. Оценка, износ и амортизация основных средств. Принципы и методы управления основными средствами. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Расчет структуры стоимости и амортизации основных средств. | 10 |
Расчет показателей эффективности использования основных средств | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2. Оборотный капитал организации | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления оборотными средствами. Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. | 6 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Проблемы обновления материально-технической базы организации в современных условиях. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
Расчет показателей эффективности капитальных вложений. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - выполнение индивидуального задания по расчету структуры оборотных средств; - написание реферата на тему «Оборотные средства предприятия». | 8 |
Раздел 3. Кадры, организация труда и заработной платы | | 20 |
Тема 3.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами. |
2 | Производительность труда. Методы и показатели ее измерения. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 8 |
1 | Расчет показателей обеспеченности трудовыми ресурсами. |
2 | Эффективность использования трудовых ресурсов и факторы роста производительности труда. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 3.2. Организация труда и заработной платы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Трансформация системы оплаты труда в современных условиях. Формы и системы оплаты труда |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 6 |
1 | Расчет расценок за единицу продукции. Начисление заработной платы. |
2 | Расчет заработной платы различных категорий работников. |
3 | Расчет фонда оплаты труда | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка сообщений, докладов; - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - поиск информации в Интернете по темам «Кадры предприятия и производительность труда», «Оплата труда» | 10 |
Раздел 4. Основные экономические показатели деятельности организации (предприятия) | | 16 |
Тема 4.1. Себестоимость и ее калькуляция | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Понятие себестоимости. Факторы снижение себестоимости. Структура себестоимости. Внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
1 | Методические основы исчисления себестоимости. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.2. Цена и ценообразование | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Ценовая политика организации. Цена и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Виды цен. Ценовая стратегия организации. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
1 | Определение цен реализации продукции. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность организации | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
1 | Расчет видов прибыли |
2 | Расчет видов рентабельности |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.4. Финансовые ресурсы организации | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Финансовый механизм. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
1 | Взаимоотношения предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа - выполнение домашних заданий по разделу «Основные экономические показатели деятельности организации (предприятия)»; - работа с источниками нормативно-правовой базы по теме «Финансовые ресурсы организации»; - выполнение индивидуального задания по расчету структуры затрат; - работа с нормативной и справочной литературой по теме «Ценообразование»; - разработка схемы распределения прибыли. | 6 |
Примерная тематика контрольных вопросов Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. Рынок труда, занятость, безработица. Финансы организации. Эффективность использования основных средств и пути их повышения в условиях рыночных отношений. Эффективность использования оборотных средств и пути их повышения в условиях рыночных отношений. Себестоимость производства продукции и пути ее снижения в условиях рынка. Система цен и их влияние на эффективность производства. Рентабельность производства. Планирование на предприятии. Оплата труда на предприятии. Кадры организации и производительность труда. Формирование и расчет прибыли в условиях конкретного предприятия. Природоохранная деятельность организации (предприятия). Качество и конкурентоспособность продукции. Экономический рост. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия). Экономический механизм функционирования организации (предприятия). Маркетинговая деятельность организации (предприятия). Инвестиционная деятельность организации (предприятия). Порядок ценообразования и ценовая политика организации. Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Всего: | 79 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики организации».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации по экономики организации.
Технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли:- М.: Инфро - М, 2010. - 304 с.
2. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
3. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли - М.: Вузовский учебник, 2009- 359 с.
4. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). –
М.: Инфро – М, 2011. – 256 с.
Дополнительные источники:
Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2011-476с
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2010.
Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf.
Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
Экономика организации – реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat-61034.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации | - тестовый контроль; - письменный опрос; - практические занятия по решению задач |
- определять организационно-правовые формы организаций | - оценка результатов выполнения практических работ; - тестирование; - составление и разработка схем (таблиц) |
- находить и использовать необходимую экономическую информацию | - тестовый контроль; - письменный опрос |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; | - тестовый контроль; - письменный опрос; - практические задания; - индивидуальные задания |
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | - практические задания |
Знания: - сущность организации как основного звена экономики отраслей; | - тестовый контроль; - письменный опрос |
- основные принципы построения экономической системы организации; | - тестирование; - дидактическая игра; - письменный опрос |
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами; | - тестирование; - письменный опрос |
- методы оценки эффективности их использования; | - тестирование; - контрольная работа; - оценка результатов выполнения практических работ; - отчет по найденной информации |
- организацию производственного и технологического процессов; | - экспертная оценка сообщений; - тестирование |
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- механизмы ценообразования; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- формы оплаты труда; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта. | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
Контрольно-оценочные средства
по дисциплине «Экономика организации»
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Экономика организации.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированногозачета.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (на предприятии)
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
У1 Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; |
У2 Находить и использовать необходимую экономическую информацию. |
З1Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; |
З2 Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; |
З3 Законодательство по охране авторских прав. |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
У1 Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 Находить и использовать необходимую экономическую информацию. З1Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; З2 Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; З3 Законодательство по охране авторских прав. | + + + + + | + + + + + |
Итого | 5 | 5 |
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания |
З1 | З2 | З3 | У1 | У2 |
Раздел 1. Тема 1.1. Экономическая наука | 1 | | | 1 | 1 |
Раздел 1. Тема 1.2. Механизм рыночной экономики | 1,3 | 3 | | 3 | 1,3 |
Раздел 2. Тема 2.1.Финансы. Финансирование предприятий. | 1,2 | | | 2 | 1,2 |
Раздел 2. Тема 2.2. Структура кредитно-банковской системы. Деньги. | 2 | | | 2 | 2 |
Раздел 3. Тема 3.1. Экономика фирмы. | 1,2,3 | 3 | | 3 | 1,2,3 |
Освоение умений и знаний отслеживается в ходе выполнения тестовых заданий (1), контрольных вопросов (2), выполнения и устной защиты практических работ (3).
5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания |
З1 | З2 | 33 | У1 | У2 |
Раздел 1. Тема 1.1. Экономическая наука | + | | | + | + |
Раздел 1. Тема 1.2. Механизм рыночной экономики | + | | + | | |
Раздел 2. Тема 2.1.Финансы. Финансирование предприятий. | + | | | | |
Раздел 2. Тема 2.2. Структура кредитно-банковской системы. Деньги. | | | | | |
Раздел 3. Тема 3.1. Экономика фирмы. | + | + | + | + | + |
+-тестовое
*-практическое
6. Структура задания
ЗАДАНИЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Тест
1. Какие черты характеризуют плановую систему экономики?
а) государственная собственность, выполнение плана, свобода и конкуренция;
б) государственная собственность, диктат потребителя, выполнение плана, контроль государства;
в) контроль государства, государственная собственность, выполнение плана, диктат производителя, уравнительность в распределении.
2. Какие ресурсы необходимы для производства?
а) материальные, трудовые, финансовые;
б) природные и сама земля, трудовые, материальные, предпринимательство, финансовые;
в) природные, трудовые, материальные, финансовые.
3. Предприятие (фирма) имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать:
а) индивидуальные владельцы или группа физических лиц;
б) индивидуальные владельцы или государство (или муниципалитет);
в) а и б.
4. Для предоставления кредита требуются юридические документы:
а) нотариально заверенные;
б) без нотариального заверения;
в) а и б.
5. Несовершенства рынка (так называемые провалы рынка) компенсируются:
а) административным регулированием и налоговой политикой;
б) налоговой политикой и экономическими функциями государства;
в) а и б.
6. По количеству видов продукции предприятия подразделяются на:
а) крупные, средние, мелкие, предприятия-монополисты;
б) узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные;
в) массовые, серийные, единичные.
7. Отличительной особенностью организационно-правовых форм является:
а) количество участников данного хозяйственного объединения;
б) собственник применяемого капитала;
в) имущественная ответственность;
г) форма управления предприятием.
8. Учетная ставка Центробанка:
а) определяет величину ставки по кредиту и влияет на систему налогообложения;
б) не влияет на систему налогообложения, но определяет величину ставки по кредиту;
в) влияет на систему налогообложения, но не определяет величину ставки по кредиту.
9. Банки предоставляют услуги:
а) бесплатно;
б) платно;
в) смешанный вариант.
10. Ликвидационные меры в отношении предприятий-банкротов предусматривают:
а) санацию (оздоровление) и принудительную ликвидацию;
б) принудительную ликвидацию, добровольную ликвидацию и ликвидацию в процессе конкурсного производства;
в) внешнее управление имуществом, добровольную ликвидацию и ликвидацию в процессе конкурсного производства.
11. При зачислении на баланс основные фонды оцениваются:
а) по восстановительной стоимости;
б) по полной первоначальной стоимости;
в) по остаточной стоимости;
г) по смешанной стоимости.
12. По составу оборотные фонды предприятия состоят из:
а) производственных запасов;
б) оборотных фондов в процессе производства;
в) обоих факторов.
13. Эффективность использования оборотных средств характеризуют:
а) прибыль, рентабельность производства;
б) фондоотдача, фондоемкость;
в) коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота;
г) уровень отдачи оборотных средств.
14. Определить критерий безопасности привлеченных заемных средств:
а) получить среднюю прибыль и рассчитаться за кредит;
б) получить любую прибыль за счет использования кредита;
в) возможность рассчитаться за кредит из дополнительной прибыли.
15. Из нижеперечисленных элементов оборотных средств указать элементы, которые нормируются предприятием.
а) все оборотные фонды и денежные средства в расчетах;
б) денежные средства в кассе, на расчетном счете и в расчетах;
в) все оборотные фонды и готовая продукция на складе;
г) все фонды обращения и оборотные фонды.
16. Уровень использования основных производственных фондов характеризуют:
а) рентабельность, прибыль;
б) фондоотдача, фондоемкость;
в) фондовооруженность труда;
г) производительность труда рабочих.
17. Каковы основные источники формирования основных средств предприятия?
а) средства учредителей и кредиты;
б) прибыль и амортизационные отчисления;
в) средства учредителей, собственные средства и кредиты.
18. Из каких элементов складываются оборотные средства предприятия?
а) денежные средства и материальные запасы;
б) оборотные фонды и фонды обращения;
в) денежные средства, материальные запасы, незавершенное производство.
19. Что из перечисленного исчерпывающе определяет амортизацию?
а) износ основных фондов;
б) процесс перенесения стоимости основных фондов на себестоимость изготавливаемой продукции;
в) восстановление основных фондов;
г) расходы на содержание основных фондов.
20. Из нижеперечисленных элементов оборотных средств указать элементы, которые не нормируются предприятием:
а) денежные средства на расчетном счете, средства в расчетах;
б) готовая продукция на складе, денежные средства в кассе и все оборотные фонды;
в) оборотные фонды и готовая продукция на складе.
21. Показателями производительности труда являются:
а) выработка и трудоемкость;
б) выработка и материалоемкость;
в) трудоемкость и материалоотдача.
22. Среднесписочная численность — это:
а) численность работников списочного состава за определенное число отчетного периода;
б) численность работников списочного состава за определенный период времени;
в) а и б
23. Нормы труда в зависимости отделятся на:
а) нормы величины;
б) нормы выработки;
в) нормы обслуживания;
г) нормы численности;
д) нормированное задание;
е) технически обоснованные нормы;
ж) опытно-статистические нормы.
24. Списочная численность работников — это:
а) численность работников списочного состава за отчетный период времени;
б) численность работников списочного состава на определенное число отчетного периода;
в) численность работников, которые находятся фактически на работе.
25. Указать методы измерения производительности труда:
а) трудовой, стоимостной, ритмичный;
б) относительные и абсолютные величины;
в) трудовой, стоимостной, натуральный.
26. Включаются ли начисления на заработную плату в общие затраты на содержание наемного персонала?
а) не включаются;
б) включаются.
27. Что из перечисленного не входит в прямые затраты?
а) сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты;
б) топливо и энергия;
в) заработная плата.
28. По способу включения в себестоимость затраты делятся на:
а) основные и накладные;
б) простые и комплексные;
в) прямые и косвенные.
29. Как ведут себя переменные издержки в расчете на единицу продукции при изменении объема выпуска?
а) остаются неизменными;
б) увеличиваются;
в) уменьшаются.
30. Что из нижеперечисленного не относится к комплексным расходам?
а) общехозяйственные;
б) общепроизводственные;
в) коммерческие;
г) материалы.
31. По роли в производственном процессе затраты делятся на:
а) прямые и косвенные;
б) условно-постоянные и условно-переменные;
в) основные и накладные.
32. В основу деления издержек на условно-постоянные и условно-переменные положен признак:
а) состав затрат;
б) способ включения затрат в себестоимость продукции;
в) связь с объемом выпуска.
33. В группировку затрат по статьям расхода (калькуляции) не входят затраты на:
а) сырье и материалы;
б) оплату труда;
в) амортизацию основных фондов;
г) топливо и энергию на технологические цели;
д) вспомогательные материалы.
34. Что из нижеперечисленного не относится к натуральным показателям?
а) ассортимент;
б) номенклатура;
в) валовая продукция.
35. Как изменяют объем реализованной продукции остатки готовой продукции на складе на конец года?
а) уменьшают;
б) увеличивают;
в) не изменяют.
36. Ассортимент выпускаемой продукции представляет собой:
а) перечень наименований изделий (работ, услуг);
б) объем валовой продукции;
в) перечень изделий (работ, услуг) по типоразмерам, сортам, маркам в определенных количественных соотношениях.
37. Изменение какого показателя отличает товарную продукцию от валовой?
а) изменение расходов будущих периодов;
б) изменение остатков незавершенного производства;
в) изменение остатков нереализованной продукции.
38. Рентабельность характеризует:
а) степень доходности, выгодности и прибыльности;
б) общую массу прибыли, получаемую предприятием;
в) уровень затрат на изготовление продукции.
39. Рентабельность продаж всей продукции (работ, услуг) зависит:
а) от структуры реализованной продукции (работ, услуг);
б) рентабельности продаж отдельных изделий;
в) обоих факторов
40. Налогооблагаемая прибыль равна:
а) разнице между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль;
б) разнице между прибылью до налогообложения и суммой льгот на прибыль.
6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У1 Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 Находить и использовать необходимую экономическую информацию. З1Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; З2 Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; З3 Законодательство по охране авторских прав. | точность и скорость выполнения тестового задания, соответствие эталонам ответов | 90-100% - 5 80 ÷ 89 – 4 70 ÷ 79 – 3 менее 70 - 2 |
6.1.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в промежуточной аттестации
Основные источники:
Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст]: учебн. для нач. проф. образования/ А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин – М.: Академия, 2011. – 336с.
Дополнительные источники:
1. Автономов, В.С. Введение в экономику [Текст]: учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.С. Автономов. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2013. - 256 с.
Гомола, А.И. Бизнес-планирование [Текст]: учебн. для сред. проф. образования/А.И. Гомола.– М.: Академия, 2005. – 144с.
8