СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии материал

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсии материал»

Экскурсии

  1. Экскурсия — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

Экскурсия — это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.

  1. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии многоплановые, они основываются на показе самых различных объектов. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом, что позволяет дать общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Они подразделяются на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие (экологические), архитектурно-градостроительные. Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие группы: археологические, историко-краеведческие, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи. Производственные делятся на четыре группы: производственно-исторические; производственно-экономические; производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии бывают историко-театральными, а также организуются по художественным народным промыслам, местам жизни и деятельности представителей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. Литературные подразделяются на литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии в литературные музеи. Природоведческие обычно имеют экологическую направленность.

Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: с показом архитектурных построек города, памятников архитектуры определенного исторического периода, дающими представления о творчестве одного архитектора, знакомящими с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, поездками по новостройкам.

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом: для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.); для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов); для местных жителей; для иногородних; для иностранцев.[Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.] По количеству участников экскурсии бывают индивидуальные и групповые.

По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, производственные, музейные, в культовых сооружениях и монастырях и комплексные (сочетающие элементы нескольких видов). Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими, они предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый - экскурсию проводят только в конечном пункте, например, в лесу или малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй - экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. По содержанию загородные экскурсии, как и городские, делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых проезжает группа. Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты.

По продолжительности экскурсии бывают от одного академического часа (45 минут) до суток. Краткосрочные туры (от одного до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды:

  • экскурсия-массовка, участники которой передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод;

  • экскурсия-прогулка, совмещающая элементы познания с элементами отдыха, - проводится в лесу, парке, по морю, реке;

  • экскурсия-лекция - рассказ преобладает над показом;

  • экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

  • экскурсия-спектакль - своеобразная форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы.

  • Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов.

Это может быть:

  • экскурсия-консультация дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

  • экскурсия-демонстрация - наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

  • экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

  • учебная экскурсия (для специальной аудитории) - форма обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

  • пробная экскурсия - завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форма проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

  • показательная экскурсия - форма учебной экскурсии, цель которой показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему;

  • рекламная экскурсия.

3. Основные этапы подготовки экскурсии:

1) выбор темы

2)составление маршрута экскурсии

3)отбор и изучение экскурсионных объектов

4)объезд или обход маршрута

5)подготовка контрольного текста

6)составление технологической карты

7)написание индивидуального текста

8)комплектование "портфеля экскурсовода"

9)сдача экскурсии на маршруте

Этапы проведения экскурсий:

Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор).

Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ).

Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и т.д.).

Рекомендации к проведению экскурсии: а) экскурсия разделяется на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. б) по окончании экскурсии даётся общий вывод. в) переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально.

4.Условия эффективности (успеха) экскурсии:

Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:

1)От авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их – помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии.

2)От того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Это достигается методическими приемами.

3) Методика не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!