СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии по биологии с краеведческим уклоном

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткие конспекты уроков-экскурсий, составленных на основе методического пособия И.Р. Клевец. 

Просмотр содержимого документа
«Экскурсии по биологии с краеведческим уклоном»

Экскурсии по биологии с краеведческим уклоном, 5 класс

Экскурсия №1.

Тема экскурсии: Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами окрестностей нашего села.

Цель: создание условий для закрепления представления о признаках живых организмов.

Задачи: 1. способствовать формированию у учащихся умения наблюдать за объектами местной живой природы, используя изученные биологические методы, планировать свою деятельность и выполнять отчёты по результатам исследования.

2. содействовать формированию у учащихся общеучебных навыков по работе в группе;

3. способствовать формированию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к природе родного села.

Основное содержание

1. Совместное с учителем определение правил поведения в природе и составление коллективных плакатов на эту тему.

2. Представление объектов для наблюдения – ели обыкновенной, пихты, берёзы бородавчатой, осины, пролетающих птиц (голубя сизого, воробья, ворон, сорок, хищных птиц, синиц и др. – дать определитель), насекомых и определение методов наблюдения за ними.

3. Деление детей на группы, инструктирование групп и получение ими листов –инструкций.

4. Выполнение групповых заданий.

5. Представление результатов наблюдений всему классу.

6. Проведение экологических игр «Воронья охота», «Гусеница».

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание – оформить отчёт по предложенному плану, начать фенологические наблюдения при помощи предложенной таблицы и описать один объект живой природы нашей местности.

Экскурсия № 2.

Тема экскурсии: Живые организмы нашей местности зимой

Цель: создание условий для ознакомления с особенностями жизнедеятельности живых организмов окрестностей села Новоиушино зимой.

Задачи: 1. Способствовать развитию знаний о местной флоре и фауне и её жизнедеятельности зимой.

2. Содействовать развитию умения работать в группе.

3. Помогать воспитанию любви к живой природе своей местности и умению её беречь.

Основное содержание:

1. Вступительный рассказ учителя об особенностях жизнедеятельности организмов зимой и демонстрация растений и животных на опушке леса, в переходной полосе леса и у водоёма.

2. Групповая работа по определению видового состава данного участка, зимних явлений в природе при помощи карточек-заданий. Учитель помогает с классификацией организмов. Дети учатся определять животных по их следам, измерять глубину снежного покрова, различать виды животных и растений.

3. Представление результатов работы групп.

4. Подведение итогов: общий подсчёт обнаруженных на участках видов и их описание.

5. Проведение экологических игр: «Картина коры», «Узнай дерево по коре», «Собери свой корм» (о меню некоторых животных).

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание: составить отчёт и продолжить фенологические наблюдения за объектами природы.



Экскурсия № 3.

Тема: Живые организмы нашей местности весной в различных экосистемах

Цель: создание условий для ознакомления с весенними явлениями в живой природе нашей местности.

Задачи: 1. способствовать развитию умений наблюдать за весенними явлениями в живой природе на примере местной флоры и фауны.

2. Способствовать развитию наблюдательности и умения использовать биологические методы исследования при работе в группе.

3. Развивать желание изучать и беречь природу родного края.



Основное содержание:

1. Вспомнить правила поведения на экскурсии и дополнить их по желанию обучающихся.

2. Общая характеристика времени года в селе Новоиушино учителем. Подробный рассказ о галках, скворцах и грачах.

3. Учащиеся в группах определяют объекты живой природы при помощи определительных карточек и явления, происходящие с ними весной.

4. Представление результатов наблюдений группами.

5. Составление цепей питания по результатам наблюдений – фронтальная работа.

6. Экологические игры: «Паутина жизни» (о взаимосвязи живой и неживой природы), «Прослушай дерево» (при помощи медицинского фонендоскопа можно услышать весеннее сокодвижение).

7. Рефлексия и домашнее задание.



Экскурсии по биологии с краеведческим уклоном в 6 классе

Экскурсия №1.

Тема: Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений окрестностей села Новоиушино.

Цель: организация исследования учащимися видового разнообразия древесных, кустарниковых и травянистых растений в разных типах биотопов окрестностей села (луговой, лесной и водной).

Задачи: 1. Способствовать развитию умения учащихся систематизировать материал о местной флоре.

2. Содействовать развитию общеучебных навыков работы в группе.

3. Способствовать воспитанию бережного и ответственного отношения к природе родного края.

Краткое содержание

1. Беседа о правилах поведения в природе, о разнообразии осенних красок в ней. О причине осенних изменений и их закономерностях. О причине листопада.

2. Работа детей в группах при помощи заданий в инструкционных картах. При помощи определительных карточек дети определяют видовой состав растений на выбранном участке, собирают коллекцию листьев и плодов этих растений, распределяют плоды по группам – распространяемые при помощи ветра и при содействии животных, создают схему выбранного участка и наклеивают листья и плоды к обозначенным растениям, описывают наблюдаемые осенние явления.

3. Представление результатов работы групп.

4. Подведение итогов. Подсчёт общего количества обнаруженных деревьев, кустарников и трав и их приуроченности к определённым биоценозам. Определить как осенью можно отличить эти растения и как можно использовать собранные данные во время весенней экскурсии.

5. Экологические игры «Определи растение по его части», «Собери дерево» (разрезные картинки).

6. Рефлексия. Домашнее задание: оформить результаты исследования и описать антропогенный фитоценоз около своего дома.

Экскурсия № 2.

Тема: Разнообразие цветковых растений и их мест обитания. Весенние явления в жизни растений окрестностей села Новоиушино.

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на изучение видового состава местных цветковых растений, особенностей их строения и мест обитания, ознакомление с весенними явлениями в их жизни.

Краткое содержание

1. Вспомнить осеннюю экскурсию и краски тогда преобладающие в природе. Обратить внимание на весенние краски растений.

2. Вспомнить приметы весны и соотнести их с жизнью цветковых растений.

3. Групповая работа. Дети определяют видовое разнообразие растений, изучают способы их опыления, морфологическое строение. Определяют весенние изменения в них.

4. Представление работ и общая систематизация полученных знаний.

5. Экологические игры: «Учёные на новом континенте» (описание внешнего вида растения, поиск его по описанию и присвоение ему нового названия), «запомни и найди растение».

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: составить отчёт по плану и описать весенние изменения в цветковых растениях, находящихся около дома.



Экскурсия по биологии с краеведческим уклоном в 7 классе

Экскурсия № 1.



Тема: Видовое разнообразие животных леса и водоёма

Цель: Организация деятельности учащихся по изучению видового разнообразия беспозвоночных и позвоночных животных леса и водоёма, расположенных в окрестностях села.

Краткое содержание

1. Рассказ о методах изучения животных и подробная инструкция по осуществлению этой деятельности во время школьной экскурсии и при помощи необходимого инвентаря.

2. Групповая работа при помощи карт-заданий и определительных карточек по ознакомлению с видовым разнообразием животных выбранного участка, их приспособленностью к среде обитания, особенностью строения.

3. Представление результатов работ.

4. Подведение итогов. Подсчёт общего количества обнаруженных видов беспозвоночных и позвоночных животных.

5. Экологические игры: «Микропоход», «Паук и жертва», «Летучая мышь и мотылёк».

6. Рефлексия и домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!