Тема: Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста
План:
1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.
2.Виды и содержание экскурсий в природу.
3.Методика организации и проведения экскурсий.
1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.
Экскурсия – это сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с детьми в природе или на сельскохозяйственном объекте, требующая тщательной подготовки педагога и детей.
Значение:
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
Одновременно педагог учит детей правильно называть предметы, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. И в результате речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.
Организуя наблюдения, практическую деятельность педагог помогает им установить причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающего мира, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наблюдения в природе способствуют развитию познавательных способностей: наблюдательности, любознательности, самостоятельности.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинируют участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу.
Экскурсии в природу способствуют эстетическому развитию. Обильное разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Важная задача – научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Педагог должен обдумывать ход предстоящей экскурсии, определить, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.
Экскурсии в природу способствуют физическому развитию (пребывание на свежем воздухе, двигательная активность).
Экскурсии в природу способствуют развитию трудовых умений и навыков.
2. Виды и содержание экскурсий в природу.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить 4 вида экскурсий:
Природоведческая экскурсия.
Экологическая экскурсия.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты.
Экскурсия эстетического характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
между органами животных и растений и их функциями
между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
между различными живыми существами в одной экосистеме.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогают освоить представления о труде людей. Это экскурсии
в поле (вспашка, сев, уборка урожая),
на луг (выпас скота, уборка сена),
в сад
огород
на ферму
в оранжерею
на выставки цветов, птиц, рыб
в зоопарк и др.
Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная их цель – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии педагог должен прежде сам ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, договориться о времени посещения, об участии детей в труде, определить содержание беседы детей с рабочими.
Экскурсия эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи воспитания нравственного и эстетического отношения к природе можно и нужно решать при организации других видов экскурсий.
Содержание экскурсий в природу определено учебной программой дошкольного образования. Во время экскурсий педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Содержанием экскурсий может быть:
Систематизация материала о сезонных изменениях
Особенности растений и животных в разных природных условиях.
Потребности растений и животных разных ландшафтов в свете, влаге, тепле.
Раскрытие биоценологических связей, действующих в природных сообществах.
На экскурсии целесообразно познакомить детей с «дикими» родственниками культурных растений.
На экскурсии дети могут знакомиться с приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).
Приспособление к неблагоприятным условиям.
Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к некоторым обобщениям, накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (хвойные и лиственные деревья, дикие животные, овощи, фрукты).
Чтобы дети усваивали содержание необходимо организовать повторные экскурсии на один объект в разные периоды или в течение одного сезона.
При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Они должны обеспечить первоначальное яркое целостное впечатление предметов и явлений природы.
Повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходили заметные и качественные сдвиги.
Постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по 2 линиям:
- расширение круга наблюдаемых явлений
- последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях.
4. Четкая последовательность и взаимосвязь между экскурсиями.
3. Методика организации проведения экскурсий
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.
Этапы организации и проведения экскурсии:
1 этап – подготовительный.
Он включает
подготовку педагога к экскурсии
подготовку детей к экскурсии
подготовку экскурсионного снаряжения.
Подготовка педагога к экскурсии
педагог должен осмотреть место, куда предполагается повести детей, выяснить состояние объектов, которые будут предметом наблюдения
уточнить объем знаний для усвоения
определить приемы руководства деятельностью детей, сформулировать вопросы, продумать содержание и характер пояснительного и заключительного слова
подобрать отрывки из художественной литературы, пословицы, приметы, которые целесообразно использовать
наметить задания, поручения, выполнение которых будет посильно детям
выбор маршрута, мест для наблюдений, игр, отдыха
Подготовка детей к экскурсии
за несколько дней до экскурсии педагог проводит небольшую беседу, для того чтобы
- вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии,
- оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии,
- сообщить цель экскурсии – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду и обувь детей – она должна соответствовать сезону и погоде.
Полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.
Подготовка экскурсионного снаряжения
Перед экскурсией педагог продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
2 этап – организация познавательной и практической деятельности
В структуре экскурсии можно выделить следующие составляющие:
вводная беседа
коллективное наблюдение.
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
сбор материала
игры детей с собранным материалом
заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии, обращает внимание детей на общую картину природы и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели, от сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе
напоминает цель занятия,
дает им возможность осмотреться,
затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Полезно в процессе наблюдения использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к литературе должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
Однако давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
3 этап – послеэкскурсионная работа
Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются, обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.