СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста»

Тема: Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста


План:

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

2.Виды и содержание экскурсий в природу.

3.Методика организации и проведения экскурсий.

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Экскурсия – это сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с детьми в природе или на сельскохозяйственном объекте, требующая тщательной подготовки педагога и детей.

Значение:

  1. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

  2. Одновременно педагог учит детей правильно называть предметы, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. И в результате речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

  3. Организуя наблюдения, практическую деятельность педагог помогает им установить причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающего мира, сравнивать, делать выводы и обобщения.

  4. Наблюдения в природе способствуют развитию познавательных способностей: наблюдательности, любознательности, самостоятельности.

  5. Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинируют участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу.

  6. Экскурсии в природу способствуют эстетическому развитию. Обильное разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Важная задача – научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Педагог должен обдумывать ход предстоящей экскурсии, определить, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.

  7. Экскурсии в природу способствуют физическому развитию (пребывание на свежем воздухе, двигательная активность).

  8. Экскурсии в природу способствуют развитию трудовых умений и навыков.

2. Виды и содержание экскурсий в природу.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить 4 вида экскурсий:

  1. Природоведческая экскурсия.

  2. Экологическая экскурсия.

  3. Экскурсия на сельскохозяйственные объекты.

  4. Экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями

  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогают освоить представления о труде людей. Это экскурсии

  • в поле (вспашка, сев, уборка урожая),

  • на луг (выпас скота, уборка сена),

  • в сад

  • огород

  • на ферму

  • в оранжерею

  • на выставки цветов, птиц, рыб

  • в зоопарк и др.

Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная их цель – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии педагог должен прежде сам ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, договориться о времени посещения, об участии детей в труде, определить содержание беседы детей с рабочими.

Экскурсия эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи воспитания нравственного и эстетического отношения к природе можно и нужно решать при организации других видов экскурсий.

Содержание экскурсий в природу определено учебной программой дошкольного образования. Во время экскурсий педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержанием экскурсий может быть:

  • Систематизация материала о сезонных изменениях

  • Особенности растений и животных в разных природных условиях.

  • Потребности растений и животных разных ландшафтов в свете, влаге, тепле.

  • Раскрытие биоценологических связей, действующих в природных сообществах.

  • На экскурсии целесообразно познакомить детей с «дикими» родственниками культурных растений.

  • На экскурсии дети могут знакомиться с приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

  • Приспособление к неблагоприятным условиям.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к некоторым обобщениям, накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (хвойные и лиственные деревья, дикие животные, овощи, фрукты).

Чтобы дети усваивали содержание необходимо организовать повторные экскурсии на один объект в разные периоды или в течение одного сезона.

При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  1. Они должны обеспечить первоначальное яркое целостное впечатление предметов и явлений природы.

  2. Повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходили заметные и качественные сдвиги.

  3. Постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по 2 линиям:

- расширение круга наблюдаемых явлений

- последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях.

4. Четкая последовательность и взаимосвязь между экскурсиями.

3. Методика организации проведения экскурсий

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.

Этапы организации и проведения экскурсии:

1 этап – подготовительный.

Он включает

  • подготовку педагога к экскурсии

  • подготовку детей к экскурсии

  • подготовку экскурсионного снаряжения.

Подготовка педагога к экскурсии

  • педагог должен осмотреть место, куда предполагается повести детей, выяснить состояние объектов, которые будут предметом наблюдения

  • уточнить объем знаний для усвоения

  • определить приемы руководства деятельностью детей, сформулировать вопросы, продумать содержание и характер пояснительного и заключительного слова

  • подобрать отрывки из художественной литературы, пословицы, приметы, которые целесообразно использовать

  • наметить задания, поручения, выполнение которых будет посильно детям

  • выбор маршрута, мест для наблюдений, игр, отдыха

Подготовка детей к экскурсии

  • за несколько дней до экскурсии педагог проводит небольшую беседу, для того чтобы

- вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии,

- оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии,

- сообщить цель экскурсии – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

  • При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду и обувь детей – она должна соответствовать сезону и погоде.

  • Полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.

Подготовка экскурсионного снаряжения

Перед экскурсией педагог продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

2 этап – организация познавательной и практической деятельности

В структуре экскурсии можно выделить следующие составляющие:

  • вводная беседа

  • коллективное наблюдение.

  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

  • сбор материала

  • игры детей с собранным материалом

  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии, обращает внимание детей на общую картину природы и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели, от сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе

  • напоминает цель занятия,

  • дает им возможность осмотреться,

  • затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к литературе должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Однако давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

3 этап – послеэкскурсионная работа

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются, обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!